Автор - Денис Мерлович
управляющий директор
International investment platform «DBM»
«Авиадиспетчер дал разрешение на взлет», - сообщает другой пилот, и командир воздушного машины плавно нажимает на рычаги газа. Я сижу за спинами пилотов и тихонько наблюдаю. Вдруг пространство наполняется глухим ревом реактивных двигателей, и я начинаю чувствовать тревожный стук своего сердца. «Боинг-747», прозванный среди пилотов «большой утюгом», набирает разгона, и меня прижимает к спинке кресла. С безупречной плавностью мы отрываемся от земли, а 34-взлетная дорожка Нового международного токийского аэропорта теряется где-то далеко позади, превращаясь в едва заметную точку.
Опасность в воздухе!
Проходят считанные минуты полета и вдруг ... «бабах»! Самолет начинает трясти и резко кренить. Пилотскую кабину неожиданно пронизывает оглушительный вой сирены. Тревога! На панели приборов начинают предостерегающе мигать несколько красных и желтых лампочек. Второй пилот пытается выровнять машину.
- Пламя в третьем двигателе! - кричит командир и выключает сирену.
- Третий двигатель: обороты нет, давление масла на нуле, отказала гидравлика, - сообщает другой пилот.
- Третий: сбросить газ. Третий: перекрыть подачу горючего. Третий: заглушить.
В кабине раздаются команды. Один пилот выполняет нужную операцию, а второй проверяет ее правильность. Создается впечатление, что движениями пилотов руководит некий хореограф - они точны и слаженные. Я просто поражен, с каким невозмутимым спокойствием и решимостью эти люди овладевают такую опасную ситуацию.
В следующее мгновение второй пилот вызывает по радио диспетчерский пункт, чтобы получить разрешение на аварийную посадку, и просит разместить вдоль полосы аварийно-спасательное оборудование. После этого он дает бортпроводникам указание подготовить пассажиров к аварийной посадке.
Экипаж нашего лайнера завершает выполнение предусмотренных в аварийной ситуации операций, а я, прижавшись к креслу, стараюсь смахнуть с лица капли пота. По моему великой радости самолет делает мягкую посадку. Я облегченно вздыхаю, однако мне немного стыдно за свой страх, ведь, знаете, никакого полета на самом деле не было.
В небо над Японией я вовсе не поднимался, а просто сидел в ультрасовременном имитаторе полетов, который установлен в летный центр «Юнайтед эйрлайнз» (Денвер, штат Колорадо). Для нашего экипажа это было только тренировочное занятие. Следует признать, что у меня - ветерана «полетов» на экране собственного настольного компьютера - это полет вызвал целую слива впечатлений.
Имитация ради безопасности
Ежедневно на таких тренажерах, как этот, члены летных команд «разыгрывают» подобные сцены не одну сотню раз. Зачем? Для повышения собственного профессионального уровня, а также для безопасности пассажиров - вашей включительно. Но почему тренировки проходят в имитаторах, а не на борту настоящего самолета? Для этого существует много причин, и прежде чем рассмотреть их, сделаем короткий обзор истории имитаторов.
Чуть и стории
В течение Первой и Второй мировых войн возникла большая потребность в квалифицированных пилотах. Летные школы, которые стали тогда стоять, были оборудованы имитаторами достаточно примитивной конструкции. Однако в конце 1960-х в имитации полетов был сделан большой шаг вперед - условия, создаваемые на тренажерах, стали очень приближенными к реальным. Конструкторы начали воспроизводить даже самые факторы полета, например, поведение самолета учитывая его вес и количество горючего в баках. Эти факторы оказывают существенное влияние на управляемость, ведь в течение полета топливо сгорает и летательные характеристики машины меняются. Имитация этих и многих других условий стало возможным благодаря большому прогресса в области электроники и компьютерной техники.
Цель нынешних конструкторов - создать такие устройства, которые имитировали условия полета с максимальной точностью. Чтобы достичь этого, современные имитаторы закрепляют на больших мощных гидравлических опорах, которые дают шесть степеней свободы. Систему приводят в действие большие гидронасосы, что позволяет подвергнуть экипаж целой серии различных движений и создать ускорения величиной от 1 до -1 g.
Переключая рычаги управления, пилоты испытывают результаты своих маневров в том же временном интервале, в котором это происходило бы во время настоящего полета. Ускорение, торможение, крен, тангаж, момент касания посадочной полосы, неравенство ее действия, а также погодные условия - все это чувствует не только внутреннее ухо пилота, но и целое тело.
Кроме того, было сделано прогресс в применении компьютерных визуальных систем, которые дают изображение конкретных аэропортов мира и прилегающих к ним местностей. Эти реалистичные изображения проецируют на экраны, которыми обставлено нос кабины имитатора. Угол наблюдения такого изображения достигает 180 градусов по горизонтали и 40 по вертикали. Имитаторы дают пилотам возможность «летать» при любых погодных условиях - в снег, дождь, грозы, град и мглу, - а также днем, в сумерках и ночью.
Визит в имитатор
Когда я пришел посмотреть на имитатор, то увидел шестиметровый металлический мостик, который сполучував «землю» и большую белую сооружение без окон, поднималась на гигантской подвижной платформе. Эта химера напоминает аппарат, который приземлился на Луне, и чем-то напоминает гигантского паука.
В имитаторе чувствуешь себя так, как в пилотской кабине настоящего самолета. Все циферблаты, световые индикаторы, контрольно-измерительные приборы, кнопки, переключатели и рычаги размещены точно так же, как в настоящем лайнере. По словам Терри Бансепта, - моего экскурсовода и здешнего техника, - значительную часть этого оборудования взято из настоящего самолета.
Терри рассказал, что теперь имитаторы является точной копией пилотских кабин различных моделей самолетов: они такого же размера и выполняют все необходимые функции. Все чаще используя имитаторами, авиаторы поняли, что их можно проводить чрезвычайно эффективный тренаж с самолетовождения: пилоты не только овладевают искусством полета, но и учатся, как действовать в аварийных ситуациях.
А если имитатор соответствует определенным техническим требованиям точности, то пилоты даже могут зачислять время тренировки в свой летный стаж. При определенных же условиях в кабине имитатора может происходить весь процесс обучения и экзамены.
Почему именно имитаторы?
Имитаторы выгодные по многим причинам. В отличие от настоящего самолета они не тратят горючего и смазки, не создают тесноты в воздушном движении, не вызывают шумового и воздушного загрязнения, а кроме того, позволяют снизить затраты на обучение и эксплуатацию. И еще одно: когда пилоты «разбивают» такой самолет, никто не погибает и не несет никаких убытков.
«Благодаря использованию имитаторов уменьшается количество аварий, которые могли бы произойти во время тренировочных полетов, - говорит Терри.- На таких тренажерах пилоты учатся, как действовать в опасных ситуациях, скажем, что делать, когда загорелся двигатель, отказало шасси, лопнула шина, исчезла тяга; они учатся, как пилотировать в условиях неблагоприятной погоды, сдвига ветра, обледенения и плохой видимости ». Кроме того, тренировки на имитаторах дают основательную подготовку в обслуживании различных бортовых систем, а повреждения и неисправности в их работе можно устранять без риска для машины и ее пассажиров.
Вот что на эту тему говорит опытный летчик Дж. Д. Витлеч: «Ситуации, которые мы воспроизводим на имитаторах - это шесть миллионов возможных комбинаций различных событий и условий. Во время полета в настоящем самолете подготовить экипаж к такого разнообразия ситуаций просто невозможно».
В США тщательную проверку и аттестацию проходят и сами имитаторы, а проводят ее инспекторы Федерального управления гражданской авиации, летчики-испытатели и работники технических служб. Перед началом каждого тренировочного дня техники проводят ремонт, проверку и «облет» своих подопечных тренажеров, чтобы убедиться, что те с точностью имитировать функции воздушной машины. Если же определенная модель самолета испытывает модификации, те же изменения должны быть сделаны также в имитаторе. По точности имитаторов следят и представители Федерального управления: для этого каждые шесть месяцев они осуществляют контрольные «полеты».
Уроки из бывших трагедий
Используя найденную на местах аварий бортовую аппаратуру с записями параметров полета и переговоров в пилотской кабине, инженеры могут запрограммировать имитатор так, чтобы он воспроизвел точно те же обстоятельства и неисправности, которые предшествовали реальной авиакатастрофе. Все это может помочь следователям установить ее истинную причину, а будущим поколениям пилотов - научиться, как реагировать на неожиданные трудности. Кроме того, этим данным пользуются авиастроительные компании, работающие над созданием лучших моделей самолетов и их частей.
Если расследование обнаруживает, что в катастрофе или аварийной ситуации виноват пилот, тогда для экипажей устраивают тренаж, чтобы научить их, как избегать подобных ошибок в будущем. По словам Лью Косич, пилота-бывалого, «сценарии, которые проворачиваются, не является вымышленные, это уже когда-то где-то случилось». Чтобы повысить мастерство летного состава, усовершенствовать учебные программы и прежде всего повысить уровень общественной безопасности, эксперты-авиатехники постоянно анализируют и воспроизводят взятые из жизни ситуации, а также изучают реакцию пилотов.
Под бдительным оком Терри, моего второго пилота, я стараюсь «посадить» свой «Боинг-747» в аэропорту «Шарль де Голль». Мне уже слышится, как колеса с приятным шуршанием касаются бетонки, и вот один неправильный маневр, и изображение на экране имитатора замирает. Вот тебе и раз! Моя «большая утюг» только врезалась в диспетчерскую башню!
Как же хорошо, что пилоты настоящих пассажирских лайнеров являются профессионалами с большой буквы - отчасти это также благодаря имитатор полета. Поэтому, садясь в самолет в следующий раз, не волнуйтесь и будьте уверены: вы и ваши спутники находитесь в руках хорошо обученных специалистов.
Экспресс-оценка в режиме онлайн