Когда-то давно было такое чудо, как виниловые пластинки. Кроме мелодий и ритмов отечественной и зарубежной эстрады, патриотического песнопения, аудиоспектаклей для взрослых был в их числе ещё и такой отдельный срез, как детские пластинки. Да-да. В совке, как ни странно, помнили, что дети в этом мире есть и нужен им совершенно отдельный продукт. Делали его не только на совесть, но и с невероятным творческим подъёмом. И это давало свои плоды – дети учились жить-быть в этом мире, у них формировался определённый эстетический вкус. А главное –музыка там была зачастую такая, что трудно было оскотиниться в перспективах взрослой жизни, слушая такое. Сейчас этого феномена реальности, как музыкальные сказки, вообще нет – он почему-то оказался не нужен. Детям нынче подают всё больше блогсферу, которая далека от профессионализма, творческого полёта фантазии. Весь этот блогоконтент зачастую ничему не учит и даже наоборот – отупляет … но не будем о грустном. В конце-концов, кто нам мешает самим брать и ставить своим детям те самые старые сказки, имеющиеся теперь уже не на виниле, а практически на любом аудио-стримминге.
Здесь я привожу семь своих самых-самых любимых пластинок, на которых я рос сам и которые я и сейчас ставлю своим детям. Как бы это не было странно, но даже спустя почти уже сорок лет все эти сказки и звучащие там песни не потеряли своей смысловой актуальности, так что можно считать всё это классикой жанра. И так, в порядке регулярности прослушивания, начнём вспоминать-ностальгировать:
Али-Баба и сорок разбойников
Это просто невероятная вещь! Я б даже не стесняясь сравнил бы её с Уэберовской рок-оперой «Иисус Христос Суперзвезда» … лично на меня эти пластинки по степени катарсиса оказала примерно одинаковое воздействие. Здесь прекрасно всё – волшебный текст Вениамина Смехова, добрая музыка Сергея Никитина и Виктора Берковского, невероятные аранжировки от ансамбля «Мелодия». Актёрский состав просто блестящий – Табаков, Юрский, Филастов, Джигарханян … В купе это всё просто бабахнуло, лично мне уж точно. Ну и ещё более чем трём миллионам граждан тогдашнего СССР, купившим аж двойную пластинку. А ведь её и выпускать-то в те советские времена не очень хотели, дескать сам мотив сказки уж больно сомнительный и музыка уж больно прозападная. Может оно всё и так, но вещь во всех отношениях оказалась великой. Что характерно, моим детям нравится. Правда, не так сильно как мне, но всё же.
Робин Гуд
По-хорошему это инсценировка, включающая в себя весь тот самый базовый материал, который можно увидеть в советских фильмах «Стрелы Робин Гуда» и «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Так ведь другого и нет, ибо что мы вообще знаем о славном парне Робине?! Кроме прочего, именно здесь есть великолепная музыка Марка Карминского на стихи Роберта Бёрнса в переводе Самуила Маршака. Звёздный состав исполнителей песен так же имеется, но не их звёздность, а большой и мощный профессионализм стали причиной популярности этой пластинки. Отдельные песни ну просто ушли в народ. Знаменитое «… из чего же?» в исполнении Евгения Леонова тому яркий пример. Как не странно, но моим детям эта сказка нравиться куда больше, чем мне – уж очень они переживают за Робина, крошку Джона и прочих лихих, но добрых парней.
Алиса в Стране чудес
Успех этой пластинке с изданием радиоспектакля был гарантирован. Почему? Всё просто – на классический сюжет Льюиса Кэрролла музыку (а местами и тексты) написал не кто иной, как Владимир Высоцкий. Справедливости ради надо сказать, что эта сказка получилась у создателей весьма странной и путанной. Примерно, как все рок-оперы группы The Who . То есть общее ощущение какого-то чуда есть, но определённых песен я из неё так и не вынес (ну парочку запомнил, конечно). А вот моим детям она прям нравится, им под неё рисуется хорошо. Ну и славно, чего уж.
По следам Бременских музыкантов
Эта пластинка целиком и полностью повторяет соответствующий мультфильм. Только вот в те давние времена ютубов не было и в любое время этот самый мультфильм не включишь – а вот пластику очень даже. Первая часть мне, если честно, музыкально нравится куда меньше, а вот здесь прям всё невероятно роскошно. Будто группа Cream подыгрывает Муслиму Магомаеву. Сочетание, конечно, странное и психоделичное. Но именно это и нравилось тогда, нравиться и сейчас. Ну и конечно же слова автора от лица Олега Табакова только добавляют мощи этой пластинке.
Маша и Витя против «Диких гитар»
Как и «Бременские» «Маша и Витя» пластиночное издание видеоряда, только теперь уже фильма. В смысловом плане это прямо-таки антипод предыдущей сказки. Там рок-музыка как бы прославляется, а здесь придаётся поруганию. И тем не менее, здесь нет никакого противоречия и противоборства – по-хорошему в детстве этого и не заметить. Да и вообще обе сказки о разном. Если в «Бременских» идея свободы и любви так и прёт, то в «Маше и Вите» на первое место ставиться идея подвига и помощи ближнему. Согласитесь, для маленького человека очень важно впитывать эти вещи с детства под прекрасную музыку. Что до моих детей, то для них именно эти две сказки – просто бомба. Особенно «Маша и Витя».
Летучий корабль
Это была такая маленькая пластиночка, типа сорокапятки, только не сорокапятка. Всего шесть песен. Такой вот саундтрек к прекрасному мультфильму Гарри Бардина, написанный Максом Дунаевским и Юрием Энтиным. Кажется, мне, что была ещё в истории такая пластинка, на которой были не только песни, но у меня такой не было. Эти песни и сейчас хиты – чего стоит песня про мечту, песня водяного и частушки бабок-ёжек … заходят они на ура и на современных детей.
Происшествие в стране Мульти-Пульти
Аркадий Хайт выдал весьма странный себе сюжет. Хотя странным он мне кажется сейчас – в детстве мне казалось всё логично и последовательно. Ну а почему нет? Почему Трус, Балбес и Бывалый вместе со старухой Шапокляк не могут третировать Зайца из «Ну Погоди!!!» и Карлсона?! Дык в лёгкую. Главное, что друзья, они всегда должны быть друзьями. Злодеи ли они или положительные персонажи – неважно. Кроме невероятных и умопомрачительных перипетий здесь имеют место быть ну просто бомбические песни, которые западают так сильно в душу, что даже спустя почти сорок лет я их почти все помню наизусть.
Кроме прочего, было и ещё много всякого подобного. В частности, аж четыре части Приключений кузнечика Кузи, например. Но не будем пытаться объять необъятное. Закончим на самом добром и самом любимом. И напоследок скажу, что не противник прогресса, а его сторонник. Более того не запрещаю детям пользоваться ютубом и смотреть блогеров, но показывать что-то хорошее из прошлого так же дело благое и нужное в воспитании детей.
У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.