О том, как появилась идея
У нас с женой двое детей. Пока они были совсем маленькими, жена любила наряжать их на праздники. Так скопилось небольшое количество детских костюмов, которые и послужили идеей для небольшого семейного бизнеса.
Мы решили докупить еще костюмов и начать сдавать их напрокат для детских утренников. Детям – радость, родителям – экономия, а нам с супругой – прибыль. Всем хорошо.
Сразу определились, что дома никого принимать не хотим. Арендовали пристройку на первом этаже рядом с какой-то квартирой. Я соорудил там приспособления для размещения одежды, а жена привела в порядок коллекцию – все подшила и продезинфицировала.
О неожиданной популярности
Наша первая коллекция была около 20-ти костюмов. Дело было в конце 90-ых и, честно сказать, мы не ожидали такого большого спроса на костюмы для малышей. Самый пик популярности приходился на осень и зиму. Разумеется, сразу стали расширяться. Закупили костюмы для школьников и даже студентов.
Ночная жизнь в начале и середине нулевых просто кипела. В Россию пришла западная мода на костюмированные вечеринки, буквально прогремела франшиза Гарри Поттера аж на восемь фильмов, а Marvel и DC начали свое вечное противостояние «кто лучше снимет фильм о супергероях». Наш бизнес процветал.
Сегодня в студии более 400 костюмов и найти там можно даже не самые популярные личности мировой киноиндустрии. За это время мы перевезли бизнес на место с отличным трафиком – в популярный торговый центр. Конечно, денег на аренду торгового помещения у нас не было, но мне удалось договориться и снять офисное.
О пандемии и отсутствии поддержи
В этом году бизнес мог отпраздновать свое 20-летие, но COVID -19 его буквально уничтожил. Очевидно это стало сразу после принятия мер по ограничению посещения развлекательных мест. Карантин «закрыл» все вечеринки.
Но не это сгубило наш бизнес, а совершенно непонятная мера по закрытию школ и детских садов. В весенний период мы держались благодаря утренникам и детским школьным праздникам. Поскольку они закончились, заказывать у нас костюмы стало просто некому.
А следующий сезон – это лето, где спрос неумолимо падает, ведь дети разъезжаются по деревням или сутками сидят перед компьютерами и смартфонами.
Мы с супругой решили попросить управляющую компанию об арендных каникулах на три месяца. Торговый центр занял жесткую позицию и не уступил. Я могу их понять, ведь такой прецедент мог спровоцировать и другие просьбы, а если наша мини-фирма съедет, то они ничего не потеряют. Не тот у нас масштаб, чтобы диктовать свои условия.
Сравнивая этот разговор со съемом той маленькой пристройки, с которой мы начинали, я понимаю, насколько же разный у собственников подход.
Тот хозяин был бы готов ждать и больше трех месяцев. А здесь: владельцы торгового центра живут в Голландии, а директор управляющей компании, конечно понимает, что при COVID -19 у всех проблемы, но уж точно не наш вопрос он будет решать.
Про меры поддержки от государства мы слышали, но пообщавшись с другими предпринимателями, кто этим воспользовался, мы были даже рады, что не обратились. Здесь обиды на государство у меня нет. Понимаю, что опять же, мы настолько незначительны для рынка, что сейчас обеспечивается поддержка совсем другого уровня. У всех достаточно своих проблем.
В каком-то смысле я даже счастлив, что мы решили сразу закрыть бизнес. Для меня совершенно очевидно, что дальше были бы одни убытки: средств, времени, здоровья.
О жизни после закрытия бизнеса
Вся коллекция переехала к нам домой. Конечно, некоторые костюмы и сейчас берут, но назвать это бизнесом нельзя. Это уже взаимопомощь тем людям, с которыми мы наладили дружеские отношения.
Сейчас отменяют почти 90% всех мероприятий. Человек может заказать костюм, прийти, померить, а потом позвонить и сказать, что мероприятие отменили, так как всего один человек заболел.
А вот что по-настоящему обидно, так то, что жена платила налоги, как предприниматель почти два десятка лет, а сейчас получает пособие по безработице в 5000 рублей. Я думаю, это совершенно несправедливо!
Для меня, конечно, это был не просто бизнес ради денег. Трудно передать счастье, которое испытываешь, когда довольные родители показывают тебе фото, что их ребенок получил приз за лучший костюм.