Найти тему
Redsale.BY

Чтение с малышом: как и когда начинать?

Оглавление
Daria Shevtsova by Pexels.com
Daria Shevtsova by Pexels.com

Любой родитель хотел бы с гордостью поведать миру о том, что его ребенок уже научился читать. А что же делать, если ваш малыш еще не овладел навыком чтения и это вызывает у вас беспокойство? Давайте разберемся вместе с педагогами Редсейл разберёмся, когда нужно начинать учиться читать, как именно это делать и стоит ли волноваться, если ребенок не развил навык чтения до школы.

В каком возрасте надо учить детей читать?

Точного ответа на вопрос, когда надо учить ребенка читать, не существует. Это нужно делать тогда, когда ваш малыш к этому готов. И тогда появляется новый вопрос: как понять, что он уже созрел? И снова универсального ответа здесь нет: кто-то способен овладеть этим умением в четыре года, а для кого-то и в девять лет будет рано. Прежде всего, рассмотрим три аспекта, на которые стоит обратить внимание.

Во-первых , ребенок знает, что такое письменная речь .

Во-вторых , он понимает разницу между письменным и устным текстом; осознает связь между тем, что он говорит, и тем, что он пишет, но в то же время понимает, что это разные вещи.

И, в-третьих , мотивация, то есть когда ребенок хочет научиться читать и писать с целью общения, обретения собеседника в книге. Если мотивации к чтению нет, то все старания заставить малыша будут безуспешными, и возраст здесь не играет роли.

Совсем не обязательно учить ребенка чтению до школы: школьная программа составлена таким образом, чтобы реализовать данную задачу в первом классе. Как раз к этому времени дети достигают того уровня абстрактного мышления, когда они способны различать буквы и звуки.

Учить дошкольника чтению нужно только в том случае, когда он сам в этом заинтересован. Методику обучения каждый подбирает сам. Если говорить о #вальфордской методике обучения, то большой упор идет на индивидуализацию обучения: ребенок рисует буквы, воспроизводит их и через письмо учится читать. В методике #Монтессори основное внимания уделяется самостоятельности ребёнка, обучение чтению происходит с помощью подвижных алфавитов и карточек для чтения.

От чего нужно отказаться при обучении чтению? От азбук и букварей, в которых под каждой буквой присутствует какое-то изображение («О» - «Окно»). Картинки часто путают ребёнка, он может ошибаться в определении места звука в слове. К тому же, часто слово слышится совсем не так, как пишется, например, в слове «окно» в начале слова мы слышим звук [а]. Сейчас многие педагоги уже не используют такие книги в обучении.

С чего стоит начать обучение чтению ? Для начала, самый простой и эффективный способ, – подписывать его рисунки. Любой ребёнок знает своё имя, он часто его произносит и слышит, у него появится желание его писать и читать. Продемонстрируйте малышу, из каких букв состоит его имя, что каждая из них обозначает – это будет первый шаг на пути к чтению.

Какие ошибки совершают родители при обучении детей чтению?

Самой главной оплошностью родителя является принуждение ребенка к чтению, когда дома не организованы для этого нужные условия. Ни для кого не секрет, что дети перенимают поведение взрослых. Поэтому, если основным досугом родителей является просмотр телевизора, дома почти нет книг, а сами родители не читают, не стоит ждать от ребенка того, что он будет заинтересован в книгах. У него нет положительного примера перед глазами, чтение не ассоциируется с чем-то интересным. Нужно подавать малышу личный пример: читать книги и активно их обсуждать. Школа в этом никак не поможет.

Второй, не менее важной ошибкой является попытка заставить ребенка читать то, что его не интересует. Лучше всего подобрать детям те книги, которые соответствуют их интересам. Нравятся животные? Или принцессы? Найдите те рассказы, сказки и стихи, которые отвечают увлечениям ребенка.

Что еще может помочь родителям?

Ребенок в первом #классе без всяких проблем овладеет навыком чтения, если он готов к этому психологически. По окончании четырёх классов, дети без посторонней помощи могут читать. Чем может помочь семья? Родители могут мотивировать ребёнка читать, привить ему это желание. Например, ввести в традицию ежедневные совместные чтения со взрослыми вслух.

Три принципа организации домашних чтений:

1. Выбирайте ту книгу, которая будет по силам вашему #ребенку. Допустим, в четыре года «Алиса в стране чудес» вряд ли будет доступна пониманию. Обязательно учитывайте возраст и подбирайте те книги, которые ваш малыш сможет понять и получить удовольствие от чтения.

2. Находите и предлагайте своему ребенку разные книги: сказки, стишки, обучающие и научно-познавательные рассказы, темы которых соответствуют интересам вашего чада. Чем больше разнообразия, тем лучше.

3. Попробуйте добавить интерактивности в процесс чтения. Создавайте домашние спектакли по понравившимся рассказам с участием всей семьи. Сходите на постановки в театр по прочитанным произведениям. Создавайте иллюстрации к любимым эпизодом. Делайте все, на что хватит вашей фантазии, чтобы книга вдохновляла и стимулировала воображение ребенка.

Не забывайте о возможности использовать разные ресурсы, образовательные площадки. Они помогут в изучении букв и слогов, а также в улучшении навыков понимания и восприятия текста.

Иногда помехой для обучения чтению могут стать дисграфия и дислексия – нарушения речи и её понимания. Невозможно выявить эти проблемы самостоятельно, для этого обязательно нужно обратиться к специалисту, который сможет определить причины и помочь малышу. В данный момент существуют десятки различных методик для обучения деток с такими проблемами. В первую очередь специалист будет работать над причинами нарушения, а уже после этого можно будет приступить к чтению.

Разумеется, чтение необходимо для обучения в школе, но на элементарном уровне. С этим справиться совершенно любой ребенок, с дислексией в том числе. Гораздо большей сложностью является превращение чтения в любимое занятие. Однако это обязательно не для всех: вполне возможно, что ваш ребенок понимает окружающий мир через образное мышление, а не буквы и слова. Это совсем не означает, что он будет плохо образованным или невоспитанным. Каждый ребенок – это уникальная личность, и родители должны искать к каждому свой подход.