Вы помните то время, когда к небожителям причисляли не только святых апостолов и ангелов, но и учителей?
Я помню это очень хорошо (у меня же "Память по льготному тарифу"). В годы моей школьной юности авторитет учителя был непререкаемым, незыблемым, стопроцентным. Казалось, так будет всегда.
Но шло время,менялись генсеки, один президент сменил другого, изменилось,к сожалению, отношение в обществе к учителям и к школе...
Не хочу вдаваться в нюансы современного образования - в спорах о нем нет правых и виноватых. Нет какой-то одной верной точки зрения, поэтому оставим эту тему социологам и психологам. Я хочу рассказать вам о СВОЕЙ ПЕРВОЙ УЧИТЕЛЬНИЦЕ, Осокиной Нине Николаевне.
Много лет назад мама привела меня в 1 класс. До этого меня долго настраивали в семье на новую школьную жизнь: объясняли, что учителя нужно слушаться беспрекословно и слушать внимательно, что слово его - закон, а просьба - приказ. Взрослые в один голос убеждали меня в том, что как я буду учиться, так и сложится моя жизнь.
Школа наша располагалась в двухэтажном деревянном здании. Оно считалось ветхим, но на нас, первоклашек, производило сильное впечатление : это был Дворец Науки, а учителя, которые с табличками в руках встречали учеников, - всезнающие и всемогущие люди.
Табличку "1 А" держала высокая, статная, с левитановской дикцией, пронзительным взглядом и непоколебимой уверенностью в себе и в своём предназначении ОНА, наша первая в жизни учительница.
Это я её сейчас такой вспоминаю, 45 лет спустя. А тогда я просто по-детски решила: большая и строгая, я её боюсь.
Говорить о том, что дисциплина на уроках была железная, думаю,излишне. Но, к своему удивлению, в конце первой четверти я заметила, что мой страх перед этой женщиной исчез. Появился ежедневный интерес: а что новенького Нина Николаевна придумает сегодня? Почитает нам на внеклассном чтении вслух продолжение "Волшебника изумрудного города" (которого в семидесятые годы прошлого века было нигде не достать) вместо нудной проверки наших "дневников читателей" или скажет, что природоведение в этот раз пройдёт на школьной берёзовой аллее?
Расскажет на уроке письма, как плакала буковка "П", потому что кто-то из нас пишет "крышечку" над ней кривовато? Или будет на уроке математики пересчитывать с нами все пальчики на наших руках?
Эти мелочи (или это не мелочи?!) почему-то остались в памяти навсегда...
Поменялось время, изменились мы, стало другим наше отношение к работе, к карьере, к жизни, к школе, к медицине... Теперь мамы в большинстве своём знают абсолютно точно, как учить и чем лечить. И многие уверены в том, что слово учителя не может быть законом для всех, так как каждый ребёнок - личность со своими гражданскими правами и индивидуальными особенностями.
Я не против изменений в жизни и в людях, многие эти изменения замечательные и необходимые. Но каждый раз, когда в магазинах и автобусах я слышу мам, негодующих по поводу школьных учителей их деток, вспоминаю нашу Нину Николаевну. Высокую, статную, с левитановской дикцией и непоколебимой уверенностью в себе и своём предназначении.... И тоскую по тому времени, когда авторитет учителя был непререкаемым.
Спасибо, что дочитали.
С уважением, Галина.