Приветствую Вас на моем канале. Рад Вас видеть.
Сегодня поговорим о том, что такое финансовая модель бизнеса.
Покажу на примере своего магазина.
Данная модель – это предсказание будущего, предвидение, расчет своего бизнеса. Ведь вы должны понимать: зарабатываете ли вы что-то или нет, стоит ли продолжать заниматься этим маленьким бизнесом , как на прибыль влияют расходы и различные обстоятельства.
Предположения и ожидания могут быть какими угодно: например, вы придумали себе какой-то товар с наценкой в 100 процентов и думаете, что всё складывается наилучшим образом. Но если рассчитать все расходы, учесть все обязательства, которые вы приняли на себя, то можно понять, где конкретно вы ошиблись.
Что мы прописываем в финансовой модели:
- товар
- средний чек
- цена продажи
- цена закупки
- бюджет на маркетинг
- когда и какие сотрудники нужны и т.д.
Я скажу сразу, что финансовая модель и фактическое положение вещей очень редко сходятся. Бывает планы перевыполняются, но бывает и такое, что вы оказываетесь в минусе. То есть по модели вы в плюсе, а по факту – в минусе.
Здесь, в первую очередь, нужно следить за финансовой дисциплиной: вовремя учитывать и контролировать все расходы. В идеале, необходимо найти человека, которому вы доверяете и который разбирается в бухгалтерии, чтобы делегировать ему составление финансового анализа и ведения расходов.
В финансовой модели есть такой пункт, как «общая стоимость клиента». Здесь учитываются все расходы и делятся на общее количество продаж. Это очень удобный показатель, благодаря которому есть возможность самостоятельно контролировать прибыль и доступно объяснять сотрудникам и партнерам какого показателя стоимости клиента мы должны придерживаться, чтобы не уйти в минус. Кстати, это один из показателей, которые должны быть учтены в видение.
Хороший пример того, как наплевательское отношение к этому показателю сводит прибыль к минусу – демпинг. Сначала демпингует кто-то из конкурентов, вы следуете за ним, забыв о собственном показателе общей стоимости клиента, и в конце месяца, несмотря на хорошее количество продаж, понимаете, что вам нечем платить зарплату сотрудникам.
Есть также финансовая модель для управляющего магазином. Здесь мы включаем все основные показатели: чистая прибыль, доход, расходы, выручка, стоимость клиента. Эту модель отдаем управляющему, что бы он был в курсе всех планов. Его основная задача контролировать показатель выручки. А предприниматель должен уже контролировать все показатели. Модель для управляющего всегда должна быть гораздо проще, чтобы он видел общее направление, но не видел подробностей, иначе в мире на одного управляющего станет меньше, а на одного бизнесмена больше.
Вы самостоятельно можете изучить разные модели и увидеть какие маркетплейсы работают лучше всего (спойлер: wildberries ), в какие месяцы выручка падает и работает ли сайт бренда. Глядя на финансовую модель бизнеса, анализируя ее, можно легко найти слабые места бизнеса и его основные проблемы. Также, можно проследить рост компании.
Даже на начальном этапе бизнеса, не стоит пренебрегать составлением финансовой модели. Все, что вы набросали на вырванном из тетради листочке, собрав свои домыслы и мечты относительно предпринимательства, не будет мотивировать вас и показывать реальную работу (или ее отсутствие) вашего бизнес-плана . Только четко прописанные показатели и постоянный учет помогут вам идти уверенно к намеченной цели и качественно анализировать свои взлеты и падения.
Когда вы научитесь делать самые простые финансовые модели, вы сможете с легкостью считывать и понимать самые сложные. Если же этот навык у вас полностью отсутствует, то глядя на большие финансовые модели создается впечатление, что это что-то космическое и сложное.
Еще один важный аргумент в пользу составления финансовой модели: каждая система порождает еще более сложную систему. Пока вы не освоите простое, к вам в жизнь не придет что-то более сложное. На самой первой системе вы сможете построить лучшую, на основе лучшей – еще лучшую, и так до бесконечности.
Как составляю финансовую модель я?
Я делаю себе дэшборд – визуальное представление данных, сгруппированных по смыслу на одном экране для более легкого визуального восприятия информации. Каждый вечер я сажусь и просматриваю основные показатели. Так я могу видеть, как развивается моя компания.
Читайте также:
Ставь 👍🏼, если тебе понравилась моя статья и Подписывайся на мой канал, чтобы не пропустить свежие новости. Обещаю быть полезным.