Виртуальная реальность используется для лечения широкого спектра проблем с психическим здоровьем. Познакомьтесь с некоторыми из ученых, которые являются первопроходцами в области VR-терапии, и людьми, которые получают от нее пользу.
Бывают ли у вас дни, когда вы не можете ничего сделать правильно? Дни, когда ты сыт по горло собой? Дни, когда вы ругаете себя за то, что вы сказали или сделали с таким гневным монологом, что вы не подвергли бы друга? Время от времени мы все это делаем.
Но несмотря на то, что иногда изо всех сил стараешься быть добрыми к себе, для некоторых людей, особенно тех, кто страдает депрессией, неуклонный поиск худших черт характера может превратиться в бесконечный цикл самобичевания.
Терапия стремится разорвать этот цикл с помощью различных подходов, и один из новейших включает в себя виртуальную реальность (VR). В Университетском колледже Лондона профессор Джон Кинг и доктор Эмма Джейн Килфорд работают над интервенцией VR, чтобы использовать ее в качестве дополнения к очной терапии депрессии. Они надеются что новый терапевтический угол ВР может помочь людям увеличить их способность для само-сочувствия.
Их система использует виртуальную комнату, в которой есть два Аватара: ребенок и взрослый. Прежде чем войти в комнату, участники тренируются, как использовать сочувствующий сценарий, чтобы поднять настроение кому-то, кто расстроен. Сценарий состоит из трех частей: проверка опыта, перенаправление внимания и активация позитивной памяти.
Когда участник входит в виртуальную комнату, он сталкивается с расстроенным виртуальным ребенком, и его задача-успокоить ребенка, используя сценарий, пока его страдания не уменьшатся.
В следующий раз, когда участник входит в комнату, он становится ребенком и видит своего взрослого Аватара (самого себя с предыдущего сеанса), исполняющего сценарий сострадания.
” Они сидят там как ребенок, - объясняет Кинг, - и у них буквально есть опыт сострадания. Это форма очень развитой образности.” Взрослый аватар можно даже сделать похожим на участника, хотя не все из них выбирают это.
Первоначальные результаты в одной выборке самокритичных студентов и в другой выборке людей, испытывающих депрессию, показывают значительное снижение показателей самокритичности и депрессии, а также улучшение само-сострадания. Было начато более крупное исследование, в котором выражается надежда на то, что это вмешательство станет одним из вариантов для людей, проходящих лечение от депрессии.
VR-терапия и фобии
Это всего лишь одно из многих вмешательств виртуальной реальности для решения проблем психического здоровья, которые в настоящее время находятся в разработке или уже находятся в клинике. VR в лечении психического здоровья существует с середины 1990-х годов, но последние достижения в области возможностей гарнитуры и снижения стоимости сделали его более осуществимым и доступным, а исследования в области VR-терапии процветают.
Наиболее распространенное применение VR-терапии-это лечение тревожных расстройств. Для простых фобий, где у кого-то есть один преобладающий страх, VR можно использовать, чтобы подвергнуть человека этому страху постепенно и безопасно.
“Я страдала от страха высоты в течение многих лет”, - говорит Джудит Килинг, которая услышала об исследовании VR-терапии для лечения фобии высоты в своем родном городе Оксфорде и решила попробовать. - Я была заинтригована, но сомневалась.”
Джудит вспоминает этот опыт: "вы надеваете гарнитуру, и оказываетесь в атриуме торгового центра. Вы можете выбрать, на каком этаже вы начинаете, а затем поднимаетесь на этот этаж в лифте. [Двери открываются, ты выходишь] и там есть стеклянный барьер между тобой и падением, как будто ты смотришь вниз в атриум. И тогда барьер снимается. Я отпрыгнул назад, когда это случилось.”
Даже при том, что Джудит знала, что это не было реальным, и она нашла настройку VR несколько мультяшной, она все еще чувствовала, как будто она была высоко. Для Дэниела Фримена , профессора клинической психологии Оксфордского университета, это неудивительно.
- Что бы ни показывал тебе компьютер, это твоя реальность.… Прекрасная часть терапии заключается в том, что есть также сознательная часть вашего мозга, говорящая, что это не реально, поэтому я могу попробовать все по-другому. Это не разрушает чары; это просто позволяет вам учиться.”
В этом вмешательстве люди выполняют все более сложные задачи на каждом этаже, пока не достигнут верхнего этажа, где есть шаткий мост, по которому можно пройти, и через который они могут видеть. Если им это удастся, они смогут прокатиться на спине сюрреалистического синего кита, который плавал вокруг торгового центра. “Это кажется нереальным,” говорит Джудит. - Так что, хоть я и не была уверена, я могла заставить себя сделать это.”
После трех сеансов Джудит не была уверена, что лечение помогло, но заметила разницу, когда отправилась на семейный отдых, который бывает раз в жизни. - Я был в Ангкор-Вате, в Камбодже, где есть много шатких наружных лестниц, и я поднималась и спускалась по ним без каких-либо проблем.”
Иммерсивная терапия
Фримен видит ключевую роль виртуальной реальности в автоматизации некоторых аспектов терапии для улучшения доступа. “Есть несколько очень мощных психологических методов лечения, но слишком мало людей получают их”, - говорит он.
Фримен также считает, что VR-терапия может быть более мощной, чем традиционная терапия. “Вы можете делать то, что не можете делать в очной терапии… Конечная цель заключается в использовании технологии не только для воспроизведения успешных методов лечения... но и для их дальнейшего развития.”
Одним из примеров дальнейшего продвижения терапии является лечение посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). ПТСР включает в себя три симптома: гипервозбуждение (чувство повышенной тревожности перед угрозой), избегание (нежелание думать или говорить о травмирующих воспоминаниях) и повторное переживание симптомов, таких как навязчивые образы, кошмары или воспоминания.
ПТСР часто встречается у ветеранов войны, и пакет виртуальной реальности под названием Bravemind был разработан специально для солдат, служивших в Афганистане, доктором Альбертом Риццо из Университета Южной Калифорнии. ” Мы используем лучшие технологии для подготовки солдат к войне; мы должны использовать лучшие технологии, чтобы исправить... беспорядок впоследствии", - говорит он.
Bravemind имитирует военные ситуации, используя 14 настраиваемых виртуальных миров. Терапевт контролирует то, что происходит, приспосабливая содержание к воспоминаниям человека, переживающего травму повторно, позволяя этим воспоминаниям быть обработанными и повторному переживанию симптомов разрешиться.
Эти принципы идентичны традиционной когнитивно-поведенческой терапии ПТСР, поэтому лечение по-прежнему нуждается в терапевте, но образность является более захватывающей. “Это клинический инструмент в реальном времени", - говорит Риццо. - Технология никого не исправляет, она расширяет навыки хорошо подготовленного клинициста.”
Когда Bravemind используется в сочетании с обученным терапевтом, его результаты эквивалентны или лучше, чем традиционная терапия. Небольшое исследование фМРТ также показало изменения в областях мозга, связанных с ПТСР.
Безопасная окружающая среда
Не только депрессия и тревога, могут извлечь выгоду из VR-терапии. В Институте психиатрии, психологии и неврологии (IOPPN) Королевского колледжа Лондона доктор Лючия Вальмагия и ее коллеги работают с людьми, которые испытывают психоз, который характеризуется потерей контакта с реальностью, которая часто включает в себя слух или видение вещей, которые другие не могут, сильные чувства паранойи или бредовые мысли. VR может моделировать ситуации, в которых паранойя может быть проблематичной.
“Мы используем виртуальную реальность как первый опыт чего-то”, - объясняет Вальмагия. “Например, кто-то заходит в виртуальный паб и первое, что он делает, это напрягается, когда кто-то говорит "Привет". Вы видите, осознают они это или нет. Вы учите их дышать, осознавать свою челюсть, делать все это. А потом они пытаются это сделать. Не сразу в настоящем пабе, а в виртуальной реальности, в окружении других людей.
"Человек, испытывающий это, знает, что это не реально, поэтому они будут пытаться делать больше вещей, и они больше способны получать новые впечатления и физиологически новые ответы”, - говорит она. “Это трюк, чтобы иметь экспериментальный контроль в экологически обоснованной среде и в то же время для человека, испытывающего его, иметь возможность попробовать что-то новое.”
Диагностированный с психозом в 2019 году, Джемма имеет опыт работы в дизайне видеоигр, и ее психотические переживания оставили ее чувство убежденности в том, что она жила внутри игры. По мере того как эти убеждения угасали, Джемма обнаружила, что ей становится не по себе в обществе и что она чувствует себя неуютно в присутствии других людей.
“У меня была висцеральная реакция на VR-терапию. Это было просто потрясающе, - говорит Джемма, которая замерла, когда вошла в виртуальный паб, из-за сильного страха. “Я просто полностью закрылась и не могла ничего сказать… От этого никуда не спрячешься… Это очень честно и прозрачно.”
С помощью практики и терапевтической поддержки Джемма преодолела свой страх и стала более спокойной и уверенной в себе. Ей также была рекомендована программа релаксации, доступная на YouTube, которая позволяет ей плавать с дельфинами в виртуальном море, используя картонную гарнитуру VR, в которую она вставляет свой мобильный телефон.
Приходишь в клинику рядом с тобой?
Терапия VR не без своих проблем. Хотя эти гарнитуры значительно дешевле, чем когда-то, доступность по-прежнему зависит от того, смогут ли клиники приобрести их для использования пациентами. Существует также сильная потребность понять этические сложности вокруг цифровой безопасности, чтобы гарантировать, что конфиденциальные данные не могут быть собраны.
Неизбежное отставание между техническим прогрессом и качественными исследованиями означает, что исследования могут быть не синхронизированы с технологией к моменту их завершения. Кроме того, VR работает только для определенных типов разговорной терапии (обычно принадлежащих к когнитивно-поведенческим школам).
Тем не менее, технические и исследовательские достижения означают, что терапия VR, наконец, приходит в возраст. Риццо думает, что не за горами тот день, когда домашние гарнитуры будут похожи на тостеры. Вы не используете его каждый день, но в каждом доме есть один… Дело дойдет до того, что у каждого клинициста в ящике стола будет VR-гарнитура, и в какой-то момент они пройдут некоторую подготовку о том, как включить ее использование в терапию. Риццо также считает, что 5G поможет врачам получить доступ к вмешательствам VR.
Разнообразие изучаемых VR-ассистированных методов лечения охватывает огромный спектр расстройств и настроек. Есть VR кухни, чтобы помочь людям с расстройствами пищевого поведения, программы релаксации для людей, находящихся в стационарном лечении, а также программы для школьников, чтобы помочь им справиться со своими предположениями о том, что другие думают о них.Для чего бы вы ни вообразили использование VR, это можно запрограммировать.
VR-терапия не заменит человеческих терапевтов, но это мощное дополнение, и доступ к нему будет расти. VR-терапия из-за страха высоты уже доступна в ряде британских НСЗ, улучшающих доступ к клиникам психологической терапии, и несколько VR - исследований также доступны в трестах НСЗ.
По мере развития VR-терапии будет ключевым моментом в том, чтобы программы, которые мы выбираем, имели подтвержденную эффективность и были разработаны совместно клиницистами и людьми, имеющими проблемы с психическим здоровьем. И нет недостатка в тех, из кого можно выбирать.