Найти в Дзене
Табором в Европу

Раахе. Первая рабочая неделя. Чисто про медицину

Ещё в России в ходе переписки с будущими работодателями выяснилось, что нам потребуются сертификаты о прививках - полиомиелит, корь, краснуха, гепатиты, АДС. Для получения прививочных сертификатов необходимо идти на приём к инфекционисту поликлиники. Нам пришлось сделать прививку от кори, так как в Европе требуется ревакцинация, а Юру, как хирурга, ещё заставили сдать анализ крови на антитела к гепатиту, они оказались высокие, и прививаться ему не надо было. С детьми было проще, по телефону запросили прививочные сертификаты в поликлинике по месту жительства и в поликлинике, к которой относится школа старшего, через день пришли и забрали. Переводили сами уже в Финляндии, просто надписали названия болезней карандашом.

Гуси на набережной по дороге на работу
Гуси на набережной по дороге на работу

Для работы потребовалась справка установленной формы о состоянии здоровья. Так как Кела-кортти, т.е. социальной карты, у нас нет, пришлось идти в частную клинику. Маленькая клиника в самом центре города, пустые коридоры. Кабинет врача общей практики - много всяких разнообразных приспособлений для осмотра пациента. Молодой доктор без халата, в джинсиках и футболке, встречал в коридоре и приглашал на приём. Говорил много и непонятно, я расстроилась, что почти ничего не поняла. Комментировал каждое своё действие. Спросил анамнез коротенечко, вообще не заинтересовался нашими прививками (нафига мы так страдали, добывая эти дурацкие прививочные сертификаты?!?), осмотр (в перчатках) - типа нашего профосмотра: измерил давление автоматическим аппаратом, послушал лёгкие сидя (!) и в основном на верхушках (что он там хотел услышать, интересно? туберкулёз?), сердце где-то посередине, даже не глядя. Живот мячканул слегка поверхностно, никакой тебе пальпации по Образцову-Стражеско... Проверил зрение по таблице с довольно близкого расстояния, метров с 3. Уши отоскопом, в зев посветил фонариком не притрагиваясь, до шейных лимфоузлов докоснулся слегка. Быстренько на компьютере сварганил справочку. Цена удовольствия - 100 евро с носа.

В первый рабочий день, 17 августа 2020, в 8 утра в больнице нас встретил ответственный товарищ, с которым мы год переписывались. Показал, где взять халаты, развел по отделениям, познакомил с кураторами-наставниками. Я в попала в Saattohoito- ja Kuntoutusosasto, т.е. отделение паллиативной помощи и реабилитации. Юра в Päivystys- ja Tarkkailuosasto, что переводится как что-то вроде отделения острых состояний (дежурное) и наблюдения.

В первый день от обилия информации мозг взорвался и вытек из всех отверстий уже с самого утра. Из разговоров окружающих людей ни фига не было понятно. То есть вроде понятен общий смысл, но в частности ужас-ужас-ужас. А иногда вообще - понимаешь, что люди по-фински говорят, но не можешь идентифицировать ни слова. Отпустили нас в 15.30, когда закончилось рабочее время. Кстати, время прихода и ухода отмечается личными карточками, которые нам выдали в конвертиках.

Всю первую неделю мы ничего не делали, сидели рядом с кураторами, хлопая глазами и ушами, пытались въехать хоть чуть-чуть, понять, что происходит. Говорили лишь наши заученные фразы, понимать вообще практически ничего не понимали. Ну и знакомились с работой больницы.

Вид из окна моего отделения на море
Вид из окна моего отделения на море

Структура организации медицинской помощи в Финляндии значительно отличается от таковой в России, до конца пока её понять до сих пор не удалось. В моём отделении оказалось всего около 30 больных и два врача. Моя наставница, молодая женщина по имени Johanna, проходит специализацию по паллиативной помощи, она в отделении на постоянной ставке, дополнительно у неё еще работа врача "Больницы на дому", Kotisairaala. У неё 10 паллиативных больных - в основном терминальные стадии онкологических заболеваний, бесперспективные инсульты, обессиленные почти 100-летние старички, ожидающие места в специализированном доме ухода. Второй врач - молодой парень, уже лицензированный врач без специализации. На момент моего прихода много дежурил по больнице, планировал специализироваться на пульмонолога, а пока вёл в отделении 20 пациентов, которые реабилитировались после переломов, операций, тяжёлых травм, требующих длительной иммобилизации. Для реабилитации есть отдельная команда - физиотерапевты, тойминтатерапевты (проверяют, справляется ли пациенты с бытовыми делами - одевание/раздевание, готовка еды и пр.). Для помощи в приёме и выписке пациентов есть отдельный человек - kotiutushoitaja. Я была в шоке - доктор вообще не занимается поиском для пациента вспомогательных средств типа ходунков и колясок, не рассказывает пациенту про лекарства, не объясняет сам, к кому надо потом забронировать время, не заказывает такси и перевозку, не обзванивает никого! Доктор занимается исключительно врачебной работой - осмотр, назначения, выписка, рецепты. Все остальные организационные дела делает kotiutushoitaja. Есть ещё секретарь, который печатает надиктованные выписки, делает направления на анализы, ну и прочую бумажную работу.

-5

В Юрином отделении тоже два врача, примерно поровну по 10 человек. Один доктор постоянный, второй проходит специализацию. В отделение попадают пациенты с приёма, если вдруг что-то случилось довольно острое и надо понаблюдать, из дома (например, у старичка слабость, упал, непонятно, может ли вернуться домой и жить один), из других отделений, если внезапно ухудшились и требуется более тщательный мониторинг, переводом из центральных больниц, если нельзя по какой-то причине сразу к нам на реабилитацию или в 5е отделение общего профиля. В отделении есть комната для мониторирования сердечного ритма, боксированные палаты, большее количество медсестёр. Средний койко-день 3 дня.

Надо сказать, что для нас было большим удивлением отсутствие в больнице хирургии и реанимации. И присутствие внушительного парка ambulanssi - Скорой помощи, оборудованной по последнему слову техники, с молодыми, энергичными и очень спортивными фельдшерами (даже не знаю, как их правильно назвать). Если случается что-то острое и серьёзное (инфаркт, инсульт, острый живот и т.п.), пациента в течение нескольких минут грузят на такую машину и доставляют в Оулу в Университетскую больницу. А там уже есть и хирургия, и реанимация, и всё остальное. До Оулу 70 км, это час езды по правилам на обычном машине (зимой ограничение скорости 80 км/час), Скорая долетает за 20-30 минут в зависимости от дороги.

-6

Вся деятельность больницы скоординирована до автоматизма, как в муравейнике. Вежливость, порядок, организованность, что совершенно не исключает шуток, смеха и даже слёз. Кураторы наши оказались очень доброжелательными молодыми людьми с отличным чувством юмора, мы много шутили и смеялись. Кстати, кто сказал, что финны тормоза??? Услышите такое - закидайте камнями этого человека, это наглая ложь! Такой скорости перемещения в пространстве и скорости печатания мы ещё никогда не видели, это кошмар какой-то. И поиск информации на специальном портале Terveysportti тоже супер-скоростной.

Общее впечатление: очень спокойно, очень сконцентрированно, никто не гоняет чаи-кофеи. Всё врачебное время посвящено изучению информации о пациенте и его лечению. Препараты - на любой вкус. Анализы выполняются чрезвычайно быстро. Все данные о пациенте, все обследования - в компьютере, врач в любой момент этой информацией пользуется. Интересно, очень необычно, всё с ног на голову. Смотрим дальше.