Максимальное количество диезов или бемолей при ключе - 7. Чаще всего композиторы пишут произведения в тональностях до 5 знаков.
Порой от музыкантов можно услышать негодование по поводу того, почему композитор написал произведение с множеством диезов и бемолей при ключе, нельзя ли было выбрать тональность попроще... Такие произведения действительно требуют больше времени на разбор текста.
Чем же обусловлен композиторский выбор "сложных" тональностей?
У каждой тональности есть свое настроение, характер, посыл (а некоторые композиторы ощущали даже их цвет). Есть тональности, которые звучат просто (не в обиду до мажору, в котором знаков нет). По сравнению с до мажором тональность до-диез мажор с 7 диезами будет ощущаться совершенно иначе (эту разницу больше услышат музыканты).
Отличия можно заметить также если взять произведения в миноре с большим количеством диезов и бемолей. Они звучат глубже, сложнее, в них много философии. И да, это очень относительная вещь, на уровне ощущений.
И коль уж композитор выбрал для произведения тональность с определенным количеством знаков, то у него точно были на это веские причины.
ТОНАЛЬНОСТИ С 6 ЗНАКАМИ
Фа-диез мажор (6 диезов)
В это тональности написан знаменитый хор «Va, pensiero» из оперы «Набукко» Дж. Верди:
А также Баркарола Ф. Шопена:
Еще в фа-диез мажоре написаны:
- Л. ван Бетховен. Соната для фортепиано № 24;
- Г. Малер. Симфония № 10 (неоконченная);
- А. Н. Скрябин. Поэма op. 32 № 1, Сонаты для фортепиано № 3, 4, 5;
- Д. Д. Шостакович. Струнный квартет № 14.
Ре-диез минор
В этой тональности как и в фа-диез мажоре 6 диезов.
Вспомним знаменитый этюд А. Н. Скрябина № 12, соч. 8 "Революционный":
И. С. Бах. Прелюдия и фуга № 8 из 2 тома "Хорошо темперированного клавира"
Другие произведение в ре-диез миноре:
- Г. В. Свиридов. «Святый Боже» из цикла «Песнопения и молитвы»;
- С. М. Ляпунов. Трансцендентный этюд № 2 «Призрачное рондо».
Соль-бемоль мажор (6 бемолей)
Ф. Шуберт. Экспромт №3, ор. 90:
Ф. Шопен. Этюд №9 op.25:
Другие произведения в соль-бемоль мажоре:
- Ф. Шопен. Этюд №5 op. 10;
- Дж. Верди. Ария Герцога из 2 действия оперы «Риголетто»;
- П. И. Чайковский. Ария Гремина из оперы «Евгений Онегин», Каприччио op. 8 (TH 130).
Кстати, такой простой и популярный «Собачий вальс» оказывается тоже звучит в соль-бемоль мажоре!
Ми-бемоль минор
Параллельная тональность для соль-бемоль мажора, также с 6 бемолями. По ощущениям, это одна из самых мрачных тональностей. Сейчас мы в этом убедимся.
Рахманинов. Элегия:
М. Равель. "Виселица" из сюиты "Ночной Гаспар":
Вновь И.С. Бах. Прелюдия и фуга ми-бемоль минор №8 из 1 тома "Хорошо темперированного клавира":
Некоторые другие произведения в ми-бемоль миноре:
- П. И. Чайковский. Струнный квартет № 3;
- Ф. Лист. «Венгерский марш»;
- С. С. Прокофьев. Симфония №6;
- С. В. Рахманинов. Этюд-картина op.33 № 6 «Метель», этюд-картина op.39 № 5;
- Н. Я. Мясковский. Симфония № 6;
- Ф. Шопен. Полонез ми-бемоль минор op.26-2, Мазурка op.6-4, Соната № 2 си-бемоль минор op.35 — II. Scherzo: Vivo, Прелюдия № 27 ми-бемоль минор «Трель дьявола»;
- Д. Д. Шостакович. Струнный квартет № 15.
ТОНАЛЬНОСТИ С 7 ЗНАКАМИ
7 диезов: До-диез мажор и ля-диез минор
7 бемолей: До-бемоль мажор и ля-бемоль минор
Очевидно, что произведений, написанных в таких тональностях меньше всего.
Прелюдия и фуга до-диез мажор из 1 тома "Хорошо темперированного клавира" И. С. Баха:
Красивейшая Колыбельная П.И. Чайковского написана в ля-бемоль миноре:
Траурный марш Фортепианной сонаты №12 Л. ван Бетховена, ля-бемоль минор:
Также в тональностях с 7 знаками написаны:
- Романс М. П. Мусоргского "Над рекой" из вокального цикла "Без солнца" (до-диез мажор);
- Этюд №1 op.8 А. Н. Скрябина (до-диез мажор).