Добрый день! Ниже Вас ждет “Выжимка” или так сказать конспект книги Эрика Берна Игры в которые играют люди, люди которые играют в игры. Это фантастическая книга которую я смело могу посоветовать к прочтению всем и каждому. К сожалению книга не всем подойдет. Своим друзьям я все уши прожужал основными принципами перечисленными в этой книге. Буду честен - мало кто соглашался со мной и принимал что все что перечисленно в книге работает
Введение.
Человек - социальное существо и лишенный общения человек постепенно погибает
Процесс общения.
Эмоциональная депривация - младенцы, которые лишены длительного времени физического контакта с людьми умирают от непонятной болезни.
Сенсорный голод - отсутствие физического контакта с окружающими людьми.
Ретикулярная активирующая система - совокупность нейронов и соединяющих их нервных волокон, расположенных в стволе мозга и образующих сеть. Ретикулярная формация связана со всеми органами чувств, двигательными и чувствительными областями коры большого мозга, таламусом и гипоталамусом, спинным мозгом. Она регулирует уровень возбудимости и тонуса различных отделов центральной нервной системы, участвует в регуляции уровня сознания, эмоций, сна и бодрствования, вегетативных функций, целенаправленных движений (ред.). Недавно было установлено, что один нейрон ретикулярной формации может иметь синапсы более чем с 25 000 других нейронов.
Во время сенсорного голода ретикулярная активирующая система мозга не получает стимулов, что ведет к дегенеративным изменениям нейронов мозга, что приводит к смерти
Сублимация - отклонение биологических энергий от их прямых целей и перенаправление на социально допустимые цели. К примеру садист может стать хирургом.
Поглаживание - можно считать общим термином физического контакта.
Трансакция - обмен поглаживаниями.
Любое социальное общение предпочтительнее отсутствия общения.
Сенсорный голод - голод по упорядочиванию.
Человек с древних времен пытается понять окружающий мир и окружающий мир не дружелюбен к человеку. Всем окружающим событиям мы даем объяснение, правильное оно или не правильное - не имеет значения. Так для древнего человека удар молнии - это либо наказание богов либо дар божий, если после молнии загорелся огонь, который согревает ночами и отпугивает хищников. Другими словами человеческий мозг не может пребывать в состоянии хаоса. Если человек не может дать объяснение какому то событию - это пугает его. Пробуждает страх смерти. Поэтому как и древнему человеку, современному так необходимо чтобы окружающие его вещи и события находили объяснение и были упорядочены. Так рождается иллюзия того, что человек контролирует то, что с ним происходит. Без этой иллюзии человек - не человек.
Упорядочивание времени:
- материальная программа - расчет действий. Математические подсчеты.
- Социальная программа - выяснение социально допустимых границ.
- индивидуальная программа - взаимоотношение с другим человеком подчиняющееся каким то правилам.
Структурный анализ
Существует 3 состояния Я:
- родитель - когда управление берет родитель - мы ведем себя, так, как вели себя наши родители - прямое влияние. Косвенное влияние - поступаем так, как хотели бы, чтобы мы поступили родители.
- Взрослый - это объективное восприятие нами реальности. Зрелые люди большую часть времени подчиняются своему внутреннему взрослому и лишь иногда выпускают поиграть ребенка.
- Ребенок
- Приспособившийся - ведет себя так, как вел бы под надзором родителей.
- Естественный ребенок - ведет себя спонтанно. Непослушание и творчество.
В состоянии алкогольного опьянения внутренний ребенок избавляется от родительского влияния и становится естественным. Ребенок - источник интуиции, творчества, спонтанных порывов и радости. Взрослый необходим для выживания. Взрослый контролирует родителя. И выпускает его когда нужно принять какое то тривиальное решение.
Трансакционный анализ
Трансакция - единица общения
Трансакционный стимул - просьба и вопрос одного человека к другому.
Трансакционная реакция - ответ на просьбу или вопрос.
При нормальном общении каждая реакция становится стимулом. Это называется дополняющей трансакцией. Общение прекращается когда трансакция становится пересекающей
Сложная трансакция - трансакция которая задевает 2 внутренних состояния.
Процедуры и ритуалы
процедура - Серия дополняющих трансакций (Взрослых) Если в процедуру вмешивается ребенок или родитель - процедура считается испорченной.
Развлечение - серия повторяющихся транзакций. Среди одинаковых ролей. К примеру родитель-родитель.
Игры
Игра - серия последовательных дополняющих скрытых трансакций, приводящих к определенному, непредсказуемому исходу .
Игры отличаются от процедур, ритуалов и развлечений двумя признаками 1. Наличие скрытого мотива. 2. Наличие выигрыша.
Водящий - человек являющийся инициатором игры.
Тезис - общее описание игры и психологической основы.
Антитезис - утверждение о том, что какая то последовательность для ведомого является игрой является предположением до тех пор, пока не будет доказана ценность данной последовательности для ведомого. Доказательство может быть получено при отказе от игры или при уменьшение или отсутствии выигрыша. Отказавшись от игры водящий может впасть в фрустрацию.
Цель - формулировка общих устремлений играющих.
Роль - отличается от состояния Я.
Динамика - единая психологическая составляющая. Происхождение всех игр можно найти в детстве.
Трансакционная парадигма - описание состояний Я участвующих в игре.
Ходы - единичная трансакция.
Вознаграждение. Чаще всего состояние гомеостаза является выигрышем.
Игры сознательно инициируются маленькими детьми
Внутреннее психологическое - игра способствует гомеостазу
внешнее психологическое - избегание внешних тревожных ситуаций или близости
Внешнее социальное - одобрение или осуждение окружающих
Биологическое - характер типа поглаживания
Экзистенциальное - показывает позицию в которой игроки играют
Функции игр
Поддержание гомеостаза. Упорядочивание времени. Получение социальных поглаживаний.
Классификация игр
- Количество игроков
- Используемый материал
- Клинические типы
- Истерический
- Навязчивый
- Депрессивный
- Зоны
- Оральный
- Анальный
- Фаллический
- Психодинамические
- Контрафобия
- Проецирующие
- Интроецирующие
- Инстинктивные влечения
- Мазохистские
- садистские
- фетишистские
- Гибкость
- Цепкость
- Легко отказаться от игры
- Сложно отказаться
- Интенсивность.
- Легкие
- Тяжелые
Тезаурус игр
Введение
Игры на всю жизнь
Алкоголик
Пять участников.
Водящий - уайт. Преследователь - супруга. Спаситель - врач. Простак - одалживает деньги на алкоголь. жалеет алкоголика. Посредник - непосредственный поставщик алкоголя.
Цель алкоголика не опьянение - а похмелье. И больше не физическое, а психологическое. Он хочет чтобы его отругали.
Антитезис - важно отказаться от роли преследователя, который обычно ругает алкоголика.
Родственные игры - выпьем по одной.
Тезис - смотри какой я был противный. сможешь ли ты меня остановить?
Динамика - оральная депривация
Должник.
Тезис - смотри какой я молодой и сколько у меня имущества
родственные игры - попробуй получи. Попробуй не заплати. Если бы не долги.
Цель - приобрести цель в жизни.
Антитезис - требование немедленной уплаты.
Ударь меня.
Тезис - водящий провоцирует окружающих сделать ему одолжение.
родственные игры - почему со мной всегда такое (ПСМВТ), поношенное платье.
Попался сукин сын
Тезис - ведомый чувствует что его жертва у него в руках. Ведомый повторяет поведение своей матери в данной игре.
Цель - излить злость накопленную на жертву.
Родственные игры - Какой ужас - КУ.
Антитезис - правильное поведение.
Парадигма - родитель - ребенок. я слежу за тобой и когда ты ошибешься - я изолью на тебя весь свой гнев.
Вознаграждение - оправдание гнева. Возможность избежать осознания собственных недостатков. Внутреннее социальное.
Смотри что я изза тебя сделал
тезис - ведомый возлагает ответственность на плечи супруги/супруга. И когда он или она ошибается - изливает гнев свой.
Родственные игры - ты меня в это впутал.
Антитезис - оставить игрока в покое. Представь Уайту самостоятельно принимать решения.
Цель игры - оправдать свое поведение.
Динамическая составляющая - гнев основанный на страхе кастрации.
Супружеские игры
Тупик - цель игры манипулировать людьми. Функция - избежать сексуальной близости
Суд -
Тезис. Муж выносит на суд окружающих поведение жены. Они должны признать что ведомый прав.
Антитезис. Терапевт говорит ведомому что он прав. Ведомый расслабляется и чувствует победу. Терапевт говорит что на самом деле ведомый не прав. Если ведомый соглашается - значит он не врёт.
Динамика - соперничество братьев или сестер.
Парадигма ребенок - родитель. Вознаграждение - освобождение от вины. Экзистенциальная - я всегда не прав.
Фригидная женщина - жена не удовлетворяет мужа. Потому что боится сексуальной близости, не идеальности своего тела и прочее. Отговорка может быть всем мужчинам только и нужен секс.
Тезис - попался сукин сын.
Цель - оправдание
Динамика - зависть связанная с пенисом.
Примеры:
Спасибо за песочный кулич грязный мальчишка. Фригидная жена с провокационным поведением.
Вознаграждения - освобождение от чувства вины за садистские наклонности. Возможность избежать пугающей наготы и проникновения. Внешне социальное что можно ждать от грязных мальчишек. Подавленная сексуальная игра или обмен агрессивными проявлениями. Экзистенциальное - я чиста.
Видишь как я старался
Тезис - муж хочет развода, но делает вид что не хочет, но делает вид что хочет сохранить семью.
Антитезис - супругу нужно принимать одну. Чтобы мужчина не сказал что он старался.
цель- оправдание.
Примеры - ребенок одевается.
Динамика - анальная пассивность.
Парадигма - Родитель - ребенок
Вознаграждения.
Освобождение от чувства вины за агрессию. Избавление от ответственности за семью. Экзистенциальное - я беспомощен.
Игры на вечеринках
Какой ужас
Тезис -
- В наши дни. (вечно недовольный родитель)
- Царапина (пожалейте меня я поранился)
- Радиатор или перерыв.
- Какой ужас (Люди специально хотят сделать себе операцию (нанести увечья) хотя она им особо не нужна. Вознаграждение - телу наносится ущерб. Освобождение от ответственности (хирург берет ответственность). Забота медсестер и окружающих
Изъян
Тезис - Уайт находит изъян в окружающих. . Вознаграждение - преодоление депрессии, возможность избежать близости, которая способна выявить изъяны самого ведомого.
Растяпа.
Тезис причинить вред имуществу, чтобы после этого получить прощение.
динамика- анальная агрессия
Ребенок - родитель. Ребенок просит прощения.
Вознаграждения - удовлетворение от разрушения. Возможность избежать наказания. Биологическое - провокация и поглаживания. Экзистенциальное - я ни в чем не виноват
Почему бы тебе не.. - да но…
Тезис . Уайт излагает окружающим свою проблему. Окружающие начинают предлагать Уайту решение. Но он отвергает одно решение за другим. В целом Уайт просто избегает молчания. То Есть неупорядоченного времени.
Антитезис ом к игре выступает выход из игры перекрестными транзакциями. Вместо того чтобы советовать ведомому решение проблемы нужно спросить а как бы поступили вы. Если этот ход работает не правильно следует сказать мне очень ждали.
Цель приобретение уверенности.
Вознаграждения. Уверенность, возможность избежать сдачи, экзистенциальное - каждый хочет мной командовать.
Сексуальные игры
Ну ка подеритесь.
Тезис. Ведомый женщина. Она выбирает двух мужчин. Сталкивает их в конфликт. И отдается победителю.
Извращение
Гетеросексуальные извращения - стремление тревожного ребенка к душевному здоровью.
Насилуют
Тезис. Женщина флиртует с мужчиной. Затем оставляет его и переходит к другому мужчине. Это происходит обычно на вечеринке. Третья степень этой игры происходит когда женщина (ведомый провоцирует мужчину на половой контакт, а потом заявляет что мужчина ее изнасиловал).
Антитезис - человек способный распознать эту игру может получить немало удовольствия играя и не давая женщине того, что она хочет.
Динамика - зависть к пенису, оральное насилие.
Вознаграждения - Выражение ненависти и проекция вины. Возможность избежать эмоциональной сексуальной близости. Биологическое - сексуальный и гневный обмен. Экзистенциальное - я ни в чем не виноват.
Чулок
Тезис - в компании уайт поднимает ногу и заявляет что порвала чулок. при этом возбуждая мужчин и приводя женщин в ярость
Антитезис в том, чтобы предоставить УАЙТ другим женщинам.
Скандал
Тезис - Отец и дочь. Скандалят для того чтобы избежать сексуальной близости. Обычно происходит в семьях где мать фригидна.
Антитезис - Дочь выходит замуж. Мать перестает быть фригидной. Отец находит связь на стороне.
Игры криминального мира.
Полицейские и воры.
Тезис - возбуждение от погони и от обмана преследующих. Аналог данной игры в детстве - прятки. Ведомый получает удовлетворения во время пряток от того что его в определенный момент нашли. и он проиграл.
Антитезис - пока не известен
Динамика - фаллическое вторжение
Вознаграждения - Материальная компенсация за старые обиды. Уход от фобии.
Попробуй поймать меня. Мне почти удалось скрыться. Экзистенциальное - мне всегда не везло.
Как отсюда выбраться?
Тезис - ребенок таких игроков на самом деле не хочет выйти. Он боится внешнего мира. Взрослый и Родитель ведомого делают все для того чтобы выйти а потом появляется ребенок который все портит.
Антитезис -
Игры у психотерапевта
Оранжерея
В игру играют психиатры в терапевтических группах. Они выставляют какое то свою чувство напоказ и возводят его в идеал.
Я только пытаюсь Вам помочь
Тезис никто не прислушивается к моим советам. Клиент приходит к психотерапевту. Психотерапевт прописывает лечение. Клиенту не помогает лечение. И так несколько раз. Психотерапевт в какой то момент заявляет я просто пытаюсь Вам помочь.
Цель - избавление от чувства вины.
Вознаграждения - мученичество, иллюзия собственной компетентности, родительский комитет. Экзистенциальное - все люди не благодарны.
Нуждающийся
Тезис в эту игру играют люди живущие на пособие по безработице. Они обращаются в центр занятости населения. Сотрудники центра играют в я пытаюсь Вам помочь. Безработных же устраивает жить на пособие по безработице и они на самом деле не хотят находить работу.
Антитезис антитезисом является лишение пособия безроботных.
Крестьянка .
Бывает что бедная крестьянка болеет чем то. Но денег на хорошего доктора нет. И вот она продает корову - последний источник средств к существованию и едет в город к хорошему врачу зная, что денег ей хватит на прием, но не на лечение. И вот доктор прописывает ей лечение. Она возвращается домой и рассказывает всем у какого замечательного доктора она была и какое чудесное лечение он ей прописал. Но поддерживать лечение она не может.
Психиатрия
Дурачок
Тезис . Игрок делает вид что он глупее чем есть на самом деле.
Выигрыш . Чувство беспомощности у оппонента. Облегчение чувства вины.
Деревянная нога
Тезис. Оправдание по причине душевной болезни.
Антитезис. Антитезисом является задать ведомому вопрос : чего вы ожидаете от себя? и дать на раздумья до полугода
Хорошие игры
В такой игре польза для общества превышает вред от скрытых мотивов.
Трудовой отпуск
Любой человек почувствует себя отдохнувшим если сменит место работы. К примеру российский почтальон будет чувствовать себя отдохнувшим и расскажет много интересного поработав почтальоном в Англии к примеру.
Кавалер
Тезис. Ведомый встретив подходящую женщину флиртует с ней не переходит определенных границ.
Цель. Взаимное восхищение
Вознаграждения. Уверенность в своей привлекательности. Возможность избежать отказа в сексуальных притязаниях. Взаимное поглаживание. Я умею жить красиво.
Рад помочь
Тезис. Богатые люди часто занимаются благотворительностью дабы “Замолить свои грехи”.
Местный мудрец
Они будут рады, что знали меня.
За пределами игр.
Значение игр
- Игры передаются от поколения к поколению. Люди склонны вступать в брак с людьми играющими в те же игры что и в семье или в родственные игры.
- Воспитание детей - обучение тому, в какие игры им следует играть.
- Заполняют промежуток между развлечением и близостью
- в качестве друзей выбирают людей играющих в те же игры или в родственные
Игроки
Наиболее подвержены играм три типа людей.
Брюзга. Человек затаивший обиду на мать.
Ничтожество. Тот кто сильно подвержен влиянию родителя.
Обыватель
Парадигма
Идеальные взаимоотношения людей - это взаимоотношение двух взрослых я свободное от игр.
Независимость
Осознание настоящего. Способность видеть предметы и окружающую обстановку самостоятельно, а не так как научили. С детства отец учит сына наслаждающегося пением птиц что вот это поет соловей, а вот это сойка. И ребенок больше не слышит птиц. Он слышит соловья и слышит сойку. Восстановление возможности воспринимать вещи с помощью своего внутреннего ребенка, а не родителя называется осознанием настоящего.
Сознание опаздывающего человека находится перед дверями его кабинета, а тело находится в машине опаздывая на работу. И все предметы и люди воспринимаются таким человеком как препятствие воссоединения телу с разумом.
Близость.
Достижение независимости
Независимости можно достигнуть выйдя из под влияния своего Родителя. Мирно без ссоры. Так же необходимо отказаться от поведения Брюзги.
Что же после игр
Большинство тратит свое время на игры. Лишь единицы способны насладиться спонтанностью, Осознанием настоящего,подлинной близостью.
Люди которые играют в игры
Общие положения
Введение
Что вы делаете после того как говорите здравствуйте?
Как Вы говорите здравствуйте?.
- Здравствуйте необходимо говорить освободившись от всего того что вы накопили. Словно вы впервые увидели человека и начинаете жизнь с белого листа.
- Избавиться от всего мусора
Примеры
Как пример представлена терапевтическая группа в которую привели умирающего от рака человека. Никто не знал его диагноз. И все его встретили как обычного человека обычным здравствуй. Потом когда узнали что он умирает. Заменили здравствуй на сочувственное. И только на третий стадии вернулись к истинному здравствуй.
Принципы трансакционного анализа
Структурный анализ.
Состояния я:
Родитель - То как бы вел себя родитель. контролирует принятие тривиальных решений. Таких как выбор что одеть, открыть машину, дверь. Разделяется на двух родителей:
- Кормящий родитель. Мать. Отвечает за сопереживание.
- Контролирующий родитель. Отец. Отвечает за наказание
Взрослый. Обдуманное поведение. Компьютер. Большинство сложных операций выполняет взрослый.
Ребенок. То как Вы думали будучи ребенком от 2 до 5 лет. Наиболее ценная часть личности. Делится на три составляющих
Природный ребенок
Приспособившийся ребенок
Мятежный ребенок
Судьба человека
Жизненные планы.
В раннем детстве человек решает как он будет жить и как умрет. Этот план идет за человеком всю жизнь. Ниже три примера:
Магда.
Магда представляет себе смерть мужа. Как она потом будет страдать. И в конце концов общество признает ее и она освободится. Подсознательно она чувствует вину за сексуальные отношения в юности со многими партнерами и чувствует вину за это. Чтобы искупить вину ей нужно страдать.
На сцене и за сценой.
- Есть ограниченное количество сюжетов
- Сценарии имеют предсказуемый финал
- Сценарии переписываются, разучиваются и репетируют.
- В каждом сценарии есть “Хороший и Плохой”
- Все сценарии отвечают на вопрос о том, что Вы говорите после того как произносите здравствуйте? То что вы говорите прописано в Вашем сценарии.
- Все жизненные сцены готовятся заранее. Бензин в машине не заканчивается внезапно. Этому предшествует маленькое количество бензина в бензобаке и планирование заехать на заправку. Но естественно в случае если запланировано встать на обочине без бензина - машина не заправляется.
Жизненные сценарии запрограммированы родителями
- Они дают цель жизни. А иначе бы пришлось искать цель самому.
- Дают возможность приемлемо организовать свою жизнь.
- Родители программируют детей передавая им все, чему они сами научились.
Мифы и сказки
Представление о мире ребенок берет от родителей, а потом из мифов и сказок которые рассказывают родители или ТВ. Ребенок, а именно его наивный внутренний ребенок видит не завуалированный смысл мифов а наивную составляющую. Ниже несколько примеров.
Похищение европы
Стимул . Прекрасная девушка грациозно рвет цветы. Реакция . Любвеобильный бог превращается в золотого быка. Реакция - девушка гладит быка по бокам. Бык закатывает глаза и склоняет колени.
Девушка садиться ему на спину. Бык похищает ее. Девушка пугается, Юпитер успокаивает ее. все оборачивается хорошо.
Судьба человека.
Пять обстоятельств предрешены для каждого человека:
Продолжительность жизни.
Судьба
Богатство
Ученость
Могила.
За долго до рождения
Родительское программирование.
Сценарий Пока. Когда вырастешь - родишь 3 х детей, а потом можешь делать что хочешь. Женщина подсознательно будет считать что первые три ребенка принадлежат бабушке, а не ей и должны быть воспитаны по ее указаниям.
Когда вырастешь у тебя должно быть не менее трех детей
аналогичен сценарию пока
Когда вырастешь у тебя должно быть не более трех детей
Если родился 4 ый ребенок - к нему будут относится как к нежелательному.
Искалеченная мать. Это когда мать после рождения ребенка начинает болеть или во время родов получает какие то увечья и постоянно напоминает об этом ребенку. Ребенок в таком сценарии будет всю жизнь считать себя виноватым за то что он родился и искалечил мать. Лучший способ избежать такого сценария - не говорить о болезни ребенку.
Имена и Фамилии
- целенаправленное имя. Септимус - станет филологом. Гален ( в честь древнего врача) врачом.
- По небрежности и легкомыслию.
- Неизбежно
- Случайно
Позиции местоимения
я+ ты+ наилучшая позиция - когда человек и собеседник настроены положительно к себе и окружающему миру.
я+ ты- человек с такой настройкой будет организовывать крестовые походы. Потому что со мной все в порядке, а с другим человеком нет.
я- ты+ депрессивная настройка. Человек считает что с ним, что то не так.
Я- ты- настройка при которой человек считает что и с ним все не так и с другими людьми.
Трехсторонние позиции
Я+ ты+ они+. Позиция демократического общества.
Я+.Ты+ они- Кому они нужны?
Я+ Ты- Они+ Агитатор, Недовольны. Ты гораздо хуже тех.
Я- Ты+ Они+ Мазохист. Я самый недостойный человек в мире.
Я- Ты+ Они- Я унижаюсь и ты наградишь меня, а не тех ничтожных людишек.
Я- Ты- Они- Безысходность.
Родительские проклятия.
Пропади ты пропадом.
Чтобы тебе сдохнуть.
Негативный приказ. Не умничай
Сценарий провокация. Выпей.
Предписание чем заполнить время до финала. Работай на совесть.
Программа. Как вести счета
Демон ребенка. Сопротивление сценарию родителей. Потрать все немедленно (против береги каждую копейку)
Возможность снять заклятие. Награда ждёт тебя на небе
Демон ребенка все время сражается с внутренним родителем.
Демон ребенка обычно проявляется когда ребенок разбрасывает кашу и ждёт реакции родителей. Если родители кричат, ругают ребенка - демон затаится. Если родители не будут обращать внимания - демон продолжает хулиганить.
Дети берут пример с родителя того же пола. Но выполняют программу чтобы угодить родителю противоположного пола.
Разрешение
Для того чтобы освободить человека от сценария нужен не приказ, а разрешение.
Детство продолжается
Сюжеты и герои
Каждый ребенок получает
- Героя на которого хочет походить.
- Злодея которого мог бы простить.
- Тип человека которым он хотел бы стать.
- Фабулу - набор возможностей для переключения.
- Персонажей - людей которые стимулируют переключения.
- Характер - набор этических норм.
Излюбленные чувства
Какое то одно чувство в семье встречает одобрение окружающих. Оно становится отмычкой.
Купоны
- Дополнительный выигрыш. Скрытая трансакция
- Излюбленный цвет купона. Человек собирающий гнев не примет вину или страх. а отдаст кому то другому.
- Ежедневно вклеивают их в маленькие книжки. Перед сном вспоминают все обиды.
- Любят о них говорить. Обсуждают свой гнев, страх, беды.
- Копят купоны. Чтобы получить вознаграждение покрупнее. Увольнение к примеру. Или оправдание покупки выпивки. За самые крупные купоны можно получить развод.
- Некоторые знают что купон покупают за свои деньги. За некоторые чувства приходится платить бессонницей, за некоторые повышенным давлением и ТД.
- Некоторые предпочитают покупки без купонов. Люди говорят откровенно зная что хотят получить определенное чувство и не испытывают от этого вины.
- Некоторые могут изготовить фальшивые купоны. Если таких людей никто не провоцирует - они изображают провокацию.
Человек с детства верит в то что станет всемогущим, бессмертным и непобедимым.
Человечество делится на 2 лагеря, тех, кто ждет санта клауса с подарками. И тех кто ждет смерть - чтобы отдохнуть в раю.
Персона
Юнг определяет персону как маску, которая отвечает требованиям окружающих. Персона появляется когда школьник отвечает для себя на вопрос: Если нельзя говорить откровенно - как схитрить чтобы добиться своих целей? За персоной скрывается ребенок - который ищет возможности вырваться. И ему это удается если он наберет нужное кол-во купонов.
Семейная культура
4 сфинктера (отверстия человека)
- анальный
- Анальные семьи говорят о пищеварении, о слабительных и клизмах. Жизнь для них это постоянная борьба с ядами.
- Оральный
- В оральной семье говорят главным образом о еде. Оральные семьи приверженцы диет
- Уретральный.
- Такие семьи много говорят. Протест против такой семьи может быть выражен у ребенка в том, что он старается как можно больше держать мочу в себе и облегчается потом ночью в кровати.
- Вагинальный
- В таких семьях за столом говорят о сексе.
Драматический треугольник
Преследователь - Жертва - Спаситель. Обычно переключение ролей в сценарии происходит в рамках данного треугольника. Преследователь становится жертвой. Жертва спасителем, спаситель - преследователем.
Ожидаемая продолжительность жизни
Человек дожив до своего ожидаемого возраста смерти:
- Успокаивается и расслабляется. Миновал опасный возраст и он остался жив
- Впадает в депрессию, потому что выжив, нарушил родительское предписание и потерял любовь матери
- Начинает жить лихорадочно и торопливо, потому что взял в займы время.
- Уходит в себя
Неврозы войны заключаются в том, что человек видевший как умирают его товарищи испытывает чувство вины, за то что выжил.
Старость
Три фактора
- Здоровая конституция (не может быть изменена человеком)
- Физическое здоровье.
- Тип сценария
Смерть
Люди выполнившие сценарий и не получившие разрешения жить как они хотят живут в ожидании смерти
Юмор Висельника
Люди чей сценарий должен закончится смертью - встречают смерть с улыбкой. Так вор в англии, которого через минуту повесят развлекает толпу какой нибудь шуткой. Его шутка на Марсианском звучит - смотри мама я выполнил сценарий и скоро умру. Ты этого хотела? ха ха ха.
Сценарий в действии
Типы сценариев
Победители, Непобедители и Неудачники.
Победитель - ставит себе цель и достигает ее.
Не победитель - ставит себе цель. Например пробежать 3 километра за 12 минут и пробегает данную дистанцию за 12 минут 5 секунд.
Неудачник - ставит себе цель и не достигает ее.
Сценарное время.
Сценарий - способ упорядочить время между первым здравствуй у материнской груди и прощай у могилы.
Сценарий никогда - таким людям родители запретили заниматься тем, что им нравится более всего. Например Тантал который вечно страдает от голода и жажды, а когда находится рядом с едой и водой не может наесться и напиться.
Сценарий всегда - представлен в мифе об Арахне, которая осмелилась бросить вызов богине Минерве. И в наказание вынуждена ткать материю всю оставшуюся жизнь. Такой сценарий программируют злорадные родители - которые говорят ребенку - если тебе нравится это делать - ты будешь вынужден делать это всегда.
Сценарий пока не - Геркулес не может стать богом пока 12 лет не пробудет в рабстве.
Сценарий после происходит от Дамокла, который радовался жизни пока в один момент не обнаружил над своей головой меч, подвешенный на конском волосе.
Сценарий снова и снова - сизифов труд. Когда Сизиф закатывает мяч на гору, почти достигнув вершины камень срывается и Сизиф делает свое дело заново.
Сценарий рай в небесах - яркий пример мать которая вырастила детей и в старости ей нечего делать и она ждет смерти. Сценарий таких людей заканчиваются и они не знают что делать после окончания сценария.
Секс и сценарий.
Никогда - запрещают секс или любовь. Если под запретом любовь - вырастают проститутки, если Если под запретом секс - вырастают священники. Фригидные женщины.Мужчины которые испытывают оргазм если секс не по любви.
Всегда - сценарий людей изгнанных из дома за грехи.
Снова и снова - всегда будет подружкой невесты, но не невестой. нимфоманки и донжуаны.
До тех пор пока - не выйдешь замуж пока не закончишь колледж.
Часовое время и целевое время.
У каждого сценария есть время переключения ролей и время отведенное на сценарий. На примере бокса: матч длится определенное время - это часовое время. Но матч может закончиться нокаутом - целевое время.
Часовое время в сценарном анализе это время в которое должен исполнятся сценарий.
Часовое время можно. Указание ребенку: завтра тебе вставать рано, поэтому можешь закончить уроки в девять.
Целевое время можно: Ты можешь закончить уроки раньше. Завтра рано вставать.
Некоторые типичные сценарии
Розовая шапочка или бесприданница
Золушка
У короля от первого брака есть дочь. Однако первая жена умирает (или спивается и бросает дочь). Король жениться второй раз на женщине с двумя дочерьми. Женщина на которой жениться отец (будем называть ее далее мачеха) ревнует его к дочери от первого брака ( далее Золушка ). Отец скорее всего испытывает чувство вины, за свое влечение к дочери и не защищает ее от мачехи. Дочери мачехи пользуются популярностью у парней, однако у них негативный сценарий мачехи. Золушка же не ходит на свидания до определенного момента. Это сценарий ты будешь страдать до тех пор пока. У отца появляется любовница (крестная фея) и Золушка знакомиться с ней. И однажды когда крестной фее необходимо побыть наедине с отцом золушки, крестная дает Золушке денег на платье, на туфли, даёт свою машину и отправляет в клуб. Там Золушка знакомиться с принцем. Принц растяпа и в первую ночь не узнает имя золушки. Золушка же играет с принцем в игру попробуй поймай меня. Во вторую ночь принц также не может поймать Золушку. И посылает на ее поиски своего друга, слугу. В реальной жизни Золушка скорее всего начинает встречаться с другом принца, а потом уже переходит к принцу. Причем отец принца будет заглядываться на Золушку. Концовка этой истории в том, что Золушка получает свой выигрыш в виде принца. Дочери мачехи получают выигрыш в виде друзей принца и в виде прощения полученного от золушки, за то что они издевались над ней. После окончания данного сценария Золушка пытается продолжать играть с принцем в сценарий поймай меня если сможешь. Но эта игра быстро надоедает принцу.
Как возникают сценарии.
Подобно игре на пианино наша жизнь с детства запрограммирована. Мы можем внести лишь незначительные коррективы в сценарий если не подозреваем о его существовании.
Пластичность лица.
Ребенок, до того момента, как взрослые не научат его, что внимательно рассматривать лицо собеседника не прилично - внимательно рассматривает лица окружающих людей. Потому что лица никогда не врут. И выдают эмоции собеседников. Особенно важны реакции собеседника в первые 10 секунд разговора. Чтобы понять как выражать эмоции на лице необходимо изучать выражение своего лица в зеркале.
Пластичность состояния Я.
Наше Я постоянно переключается между взрослым, родителем и ребенком. Мы сами не замечаем этого. Причем в случае если внутренний родитель ворчал на кого то и ругался - внутренний ребенок как только он получит контроль не чувствует ответственности за то что до этого натворил внутренний родитель. И наоборот. Когда внутренний ребенок получает контроль - будем говорить что его подлинное я сейчас ребенок. И одно подлинное я не следит за тем, что делают остальные 2 подлинных я.
Отец родитель - внутренняя личность, гневно критикующая детей. Ну или кого либо.
Мать родитель - внутренняя личность, заботящаяся о потомстве.
Зачарованность- людьми могут быть зачарованы чем то с детства. Так выдавливание прыщей может вызывать у положительно зачарованных хорошие эмоции. У тех же кому с детства противен такой процесс это вызывает только отвращение.
Раннее зажигание некоторые событие могут вызвать возбуждение психики за несколько дней до события. Из-за таких событий приходится отменять рутинные дела и планировать предстоящие события. Такие как поездки. От раннего зажигания нужно избавляться либо отказом от поездок или событий приводящих к раннему зажиганию либо внося из в свои планы таким образом, чтобы они не повлияли на текущие дела.
Позднее зажигание - некоторые события вызывают раздражение через какой то промежуток времени и мешают вести повседневные дела. Такое состояние психики называется позднее зажигание. Чтобы избавиться от последствий позднего зажигания необходимо заранее подготовиться к тривиальным последствиям таких событий, а потом забыть их.
Планирование дня.
День должен быть спланирован таким образом, чтобы избежать раннего зажигания и позднего зажигания.
Маленький фашист.
В каждом из нас живет доставшаяся от древних предков часть мозга, которая отвечает за безжалостность к своей жертве во время охоты. Сейчас в нашем мозге нет связи между безжалостностью и тем достанется тебе на обед мясо или нет. И современный мозг использует безжалостность в другой сфере. Так некоторые не уважают жизни других. В нашей стране это выражается во фразе - женщины еще нарожают.
Безжалостность - жестокость.
Жадность - воровство и эксплуатация.
Суть Фашизма - найти жертву и наслаждаться её беззащитностью, пытая её.
Человеческий зародыш развиваясь повторяет все стадии эволюции человечества и может застрять на любой из них. Так у младенца могут остаться рудименты в виде жаберных щелей, кто то может застрять на стадии охотника, другой остаться земледельцем. Но в каждом из нас есть все из стадий эволюции человечества. Склонность человека к геноциду не исчезла за 5000 лет.
Смелый шизофреник
С нашими близкими мы заключаем контракт. Он заключается в том, что мы принимаем друг друга такими, какие мы есть. Внутренне это выражается в том что Родитель, Ребенок и Взрослый договариваются об определенном представлении о себе. И очень сложно изменить это представление о себе.
Кукла чревовещателя.
Первым, кто начал изучать внутренние Диалоги был Федерн. Внутренний диалог это разговор у нас в голове который ведет родитель с ребенком и взрослым.
Существует три степени диалога.
- Диалог возникает без мышечного напряжения
- Диалог возникает и вместе с диалогом слегка двигается язык или напрягаются голосовые связки.
- Произносит слова вслух
- Человек считает что разговаривает с другим человеком и слова сильно влияют на его поведение.
Внутренний диалог - наилучший способ определить родительские установки.
Голос родителя действует на нас как на куклу чревовещателя. Часто голос родителя у нас в голове говорит что нам делать и руководит нами.
Чтобы взять контроль над своим внутренним диалогом и не слушать родителя необходимо разрешить себе слушать внутренний диалог и разрешить не следовать указаниям родителя.
Внутренний голос - это то, что хотят от нас родители.
Внутренние образы - то чего хочет наш внутренний ребенок.
Еще немного о демоне
Внутренний демон это голос матери, который мешает нам добиться успеха, когда мы находимся в шаге от успеха. В такие минуты нам необходимо повторять как заклинание - нет Мама - я поступлю по своему и добьюсь победы.
Подлинная личность
Это личность свободная от сценария. Момент свободы личности - момент кормления матерью ребенка. В этот момент мать свободна от сценария и направляет всю свою любовь своему ребенку. В ребенке в этот момент еще нет никакого сценария.
Передача сценария.
Сценарная матрица
Семейный парад
Сценарии передаются из поколения в поколение.
Культурное наследие
Если мать и отец по типу личности победители - ребенок будет победителем. Если отец ребенка и мать ребенка неудачники - ребенок будет неудачником. Если отец победитель, а мать неудачник - ребенок может стать как победителем, так и неудачником.
Влияние дедушки и бабушки.
Ограничения передаются от родителя противоположного пола. Сценарные предписания матери приходят к сыну от деда со стороны матери.
Сверхсценарий
Ребенок создан для того чтобы впитывать сценарий. Все к чему он стремиться - это впитать модель поведения и жизненный сценарий от родителей.
Но некоторые родители перегибают палку и стремятся передать большее кол-во предписаний, чем готов принять ребенок - назовем это сверхсценарием. Это стремление можно разбить на 3 аспекта
- стремление к бессмертию
- Требования собственных родительских сценариев
- Желание родителя избавиться от контроля собственного сценария.
Сверхсценарий напоминает горячую картофелину. От него обычно стремятся избавиться передав его другому.
Смешение сценарных предписаний
Сценарные предписания матери и отца смешиваются в ребенке и сложно определить какое предписание поведет ребенка к финалу. Большинство людей проводят свою жизнь внутри сценария. Потому что, это и есть зона комфорта в которой им удобно жить. Выбраться из сценария можно если родители сами заложили лазейку в сценарии через которую можно выбраться. В более тяжелых случаях удается выбраться только при помощи и поддержки друзей. А в самых тяжелых нужна помощь терапевта.
Ответственность родителей
Родители не виноваты, в том что передают предписания от своих родителей к своим детям. Ведь они сами получили такие же предписания. С другой стороны они передают это предписание своему ребенку и полностью ответственны за него. Любому родителю нравится когда ребенок растет похожим на него. Родитель который хочет отказаться от своего сценария и не передать его ребенку должен распознать в своей голове голос родителя и взять его под свой контроль. Человек который хочет отказаться от образа в своей голове становится особым человеком - пациентом.
Сценарий в клинической практике
Предварительные фазы
Введение
Сценарный анализ еще слабо изучен. Первые аналитики проводили такой анализ по биографиям или в процессе написания биографии людей. Успешному сценарному аналитику необходимо читать биографии. Изучать биографии друзей. Это не точная наука. Чем больше людей изучит сценарный аналитик - тем большим опытом он будет обладать. Необходимо поддерживать контакты со своими старыми клиентами, для того чтобы знать как развивается их сценарий.
Выбор врача
Только 1 из 5 человек нуждающихся в помощи обращаются к врачу. Остальные предпочитают тратить деньги на выпивку наркотики и азартные игры. Когда выбор психолога делается добровольно - он может стать сценарным выбором. Так неудачник выберет скорее всего самого плохого врача.
Врач как волшебник
Врач в глазах пациента всегда волшебник, который дает средство чтобы сделать жизнь пациента лучше. В зависимости от уровня терапевта он предложит пациенту в качестве лечения науку, религию или народную медицину (“цыплячий суп”). Хороший терапевт предложит пациенту Науку и религию. Плохой будет опираться на религию и цыплячий суп.
Подготовка
В первые дни пациент привыкает к кушетке и к играм терапевта. Затем делает выбор - попробовать вылечиться или продолжить играть в игру. Например игрой может быть коллекционирование терапевтов, которые не смогли помочь клиенту. Такой клиент ходит пол года к терапевту, потом внезапно прерывает лечение и по какой то надуманной причине идет к другому терапевту.
Профессиональный пациент
Пациенты которые долго лечились начинают разговаривать медицинскими терминами. Для улучшения следуют попросить пациента разговаривать на обычном языке.
Пациент как персона.
Пациент становится персоной как только понимает что подвержен сценарию. Но всегда случаются рецессии. Так как пациенты обычно бояться выздороветь. А многие пациенты даже испытывают ностальгию по своему болезненному состоянию.
Признаки сценария
Терапевт в группе должен наблюдать за движением каждой мышцы на лице каждого пациента на протяжении каждой секунды групповой встречи.
Пациентов должно быть не более 8. Во время сеанса терапевт будет искать признаки сценария.
Сценарные сигналы
У каждого пациента есть характерная поза, жест, манера, тик или другой симптом, который показывает что он живет в сценарии.
Сценарный сигнал сначала воспринимается Ребенком терапевта, а затем берется под контроль Взрослым. Сценарный сигнал - это всегда реакция на какую то родительскую директиву.
Исчерпывающий список сигналов можно найти в книге Фельдмана о манерах речи и жестах.
Психологический компонент
Внезапное проявление симптомов болезни - тоже сценарный сигнал. Внезапная головная боль, приступы тошноты, учащенное сердцебиение - признаки сценарного сигнала. Если сценарию что то угрожает - может появиться внезапный симптом болезни.
Лозунг думай о сфинктере - относится к психологическому компоненту. Сфинктеры - это органы финального представления или выигрыша. В первые 10 секунд встречи с оппонентом, наш внутренний ребенок понимает на что настроен внутренний ребенок оппонента. Это называется интуицией. Но в продолжении беседы взрослый и родитель оппонента выстраивают дымовую завесу в которую верит уже наш взрослый и родитель
Каждый из нас определяет интуитивно на что направлен сфинктер оппонента и выбирает партнеров сфинктер у которых направлен на осуществление их сценария. Так гомосексуалист зашедший в бар в первую же минуту определит кто в баре гомосексуалист готовый на контакт.
Как слушать.
Одно из сценарных предписаний у каждого человека - это запрет слушать человека с закрытыми глазами.
Услышанную информацию усваивает часть личности известная как профессор (часть взрослого в ребенке)
Вопросы которые терапевт задает себе:
- Какой сфинктер собеседник хочет использовать на мне и какой он хочет чтобы я использовал на нем?
- Откуда исходят эти желания и на что направлены?
Внутреннему профессору можно помочь соблюдая правила:
- Слушатель должен быть физически отдохнувшим и его разум должен оставаться чист от алкоголя или других раздражителей или успокоителей.
- Он должен освободиться от посторонних мыслей.
- Он должен отбросить все родительские предрассудки и чувства включая чувство о том что всем нужно помогать.
- Он должен отбросить все предрассудки относительно пациента
- Он не должен позволять пациенту отвлекать себя задавая терапевту вопросы. Нужно пресекать такое не обижая пациента.
- Взрослый терапевта вслушивается в слова а Профессор терапевта слушает как пациент говорит.
- Когда Профессор устает - нужно прекращать слушать и начинать диалог.
Основные голосовые сигналы
Звуки дыхания
Покашливания (никто меня не любит)
Вздохи (Если бы только)
Зевки (проваливай)
Хмыканье (Это Вы сказали)
Всхлипывания (Это Вы меня достали)
Акцент
Сценарии мало зависят от страны. Однако родительские наставления специфичны в разных странах.
Немцы - делай как сказано
Французы - не мешай
Англичане - не будь непослушным
Анализировать сценарий иностранца можно только на родном языке этого иностранца.
Голоса
Наше истинное я постоянно переключается между Взрослым, Родителем и Ребенком.
Наш голос соответственно меняется незначительно.
Родительский голос выражает антисценарий - ему характерны фразы типа “Разве не все так делают?”, “Я говорил тебе!”.
Голос взрослого - образец. Непоколебимый голос взрослого означает что родитель полностью подавил ребенка.
Голос ребенка - выражает сценарную роль.
Словарь
Каждое состояние Я может иметь собственный словарь. Родительские слова “Глупый” “Плохой”, “Трус” Говорят чего человек пытается избежать.
Настойчивое употребление Взрослым технических терминов - может просто быть попыткой избежать общения.
Выбор слов
Предложения составляются совместно Родителем, Взрослым и Ребенком и каждое Я использует фразы в соответствии со своими потребностями:
Части речи
Местоимения, глаголы и конкретные имена существительные - самые реальные части речи и применяются чтобы называть вещи своими именами
Женщина которая подчеркивает абстрактные местоимения и прилагательные - боиться секса.
Окей слова
Правила прослушивания звукозаписи таковы - если ты не слушаешь пациента - значит он не говорит. Когда у него будет что сказать - ты услышишь.
Окей слова - это ключевые слова на которые стоит обращать внимание.
Очень важно слово Но. Оно обычно указывает на сценарные предписания.
Сценарные слова
Сценарные слова - это слова Внутреннего ребенка.От женщины можно услышать сценарные слова внутреннего ребенка о мужчинах противоположного пола: “Грязные старики” Похотливые мужланы и т. д. Разные женщины живут в мире населенном волками, чудовищами, соблазнителями, котами, змеями. Мужчины видят в женщинах сук, цыплят, ведьм, девчонок и шлюх.
Метафоры
Метафоры есть продолжение сценарных сцен.
Фразы безопасности
Некоторые должны сделать определенный ритуал прежде чем заговорить. Если используете слова “может быть”, “мне кажется” - это означает что родители велели Вам не допускать ошибок и ругали Вас за каждую оплошность.
Сослагательные наклонения
Фразы “Если бы, но”, “я мог, но”. “Некоторые”. Эти Фразы означают, что мать велела Ребенку не высовываться.
Структура предложения
Предложения перенасыщенные союзами означает что собеседник избегает затронутой темы. Ему запретили в детстве разговаривать на эту тему. Если пациент стремиться все уравновесить: “Моя мать была жестокая, но справедливая женщина” - ему в детстве велели ни к чему не приглядываться внимательно.
Затягивания с многочисленными “и так далее” означает что, у пациента есть скрытый гнев, направленный против матери.
Виселичные трансакции.
Когда клиент смеется над своей бедой - это признак висельной транзакции. Над людьми которые смеются над своей неудачей - в детстве смеялась мама, когда они совершали неудачный поступок. И теперь во взрослом состоянии они хотят потерпеть неудачу, чтобы угодить матери. И смех висельника означает: Если пациент смеется рассказывая о своих неудачах - и к его смеху присоединяются другие - значит он своим действием - приблизил себя к осуществлению сценария.
Типы смеха
Сценарный смех
хе хе хе - родительский смешок ведьмы матери
ха ха ха - смешок взрослого полный печального юмора
хи хи хи - смех ребенка который собирается сыграть в мошенническую игру.
Здоровый смех
хо хо хо родительский смех над попытками ребенка добиться успеха. Смех обычно дедушки, санта клауса.
ух ху ху смех ребенка свободного от сценария.
Бабушка
Внутренняя Бабушка влиятельнее чем внутренняя Мать. Хотя и проявляется реже - решающее слово за Бабушкой.
Типы протеста
Гнев и слезы - самые яркие виды протеста.
История Вашей жизни
Всю нашу жизнь мы выполняем сценарные предписания. Они могут быть зациклены и циклом может быть год или какое то сценарное событие (получение сценарного выигрыша).
Сценарные переключения
Во время сценарного переключения меняется роль согласно Карпмана: Жертва превращается в преследователя, преследователь в спасителя, спаситель в жертву.
Переключения могут происходить быстро, например когда человек рассказывает историю своей жизни.
Сценарий в лечении
Роль терапевта
Пациент сам выбирает терапевта. Когда пациент приходит к терапевту - Ребенок пациента организует игру и сценарные действия. Взрослый пациента думает что ждать от лечения. В это время задача терапевта разобраться что за сценарий привел к нему пациента и вовремя принять меры, для того чтобы клиент вышел из сценария.
Дозировка игр
Невротики обращаются ко врачам, чтобы понять как быть лучшим невротиком. Таково мнение многих терапевтов. Правда в том, что если клиент будет играть с терапевтом, а терапевт откажется от игры - терапевт вскоре потеряет клиента. Задача терапевта - переиграть игрока в его же игре. И добиться выхода пациента из сценария.
Мотивы терапии
Пациент обычно обращается к терапевту по двум причинам. Сделать жизнь со своим сценарием лучше и желание Ребенка пациента встроить терапевта в свой сценарий.
Сценарий терапевта
Сценарий терапевта может совпасть со сценарием пациента или пациентки. Терапевт должен сдерживать себя. Терапевт не должен быть соблазнен пациенткой физически, умственно или морально.
Предсказание исхода.
Прежде чем начать лечение - необходимо предсказать исход сценария пациента. К примеру сценарий может быть таким - как только тебе станет лучше ты должен совершить самоубийство. В таком случае перед началом лечения пациента нужно убедить в том, что ему не нужно убивать себя. Дать разрешение не делать этого.
Эмбер
История девушки у которой заболел отец. И внутренний Ребенок которой думал, что если она будет болеть Отец не умрет. Она прилетела к доктору издалека. Жаловалась на учащенное сердцебиение, бессонницу, депрессию. У нее не возникало сексуальных влечений уже три года. Все это началось, когда ее отец заболел Диабетом.
Родительское наставление в данном случае было - “Будь хорошей девочкой. Мы живем ради тебя”. Предписание Отца “Не будь здоровой, иначе ты убьешь меня”.
Терапевт в данном случае сказал Эмбер что она спасает отца, болея. После того как она согласилась - доктор призвал Взрослого Эмбер и спросил - неужели вы действительно думаете, что спасаете его, болея сами? У Эмбер были так же сексуальные сны с ЕЕ отцом. И в итоге Амбер получила 2 разрешения.
- Разрешение выздороветь.
- Разрешение не заниматься сэксом с отцом. Разрешение заниматься сексом с другими мужчинами.
В итоге Амбер стало легче.
Излечение
Сценарный антитезис - как в случае с Амбер имеет хороший терапевтический эффект, но не приводит к излечению.
Три слова Антитезиса.
- Возможность. Терапевт говорит пациенты что тот может излечиться. На данном этапе проверяется считает ли пациент терапевта”Великим Шаманом”, испытывает ли ребенок пациента глубокое уважение к терапевту или нет. Если испытывает - лечение может быть продолжено. Терапевт в данном случае может заменить внутреннего Родителя пациента.
- Разрешение. Разрешение необходимо давать как можно точнее. Потому что ребенок обязательно включит Адвоката.
- Защита. Это повторные сеансы в случае если наступит регресс.
Решающее вмешательство
Окончательное появление.
Три пути
- Разъединение. Когда состояния внутреннего я не общаются между собой. Такое происходит когда ребенок не может свободно говорить с родителем и действует у нее за спиной.
- Исключение - одно из состояний Я наделено гораздо большей энергией и берет верх над остальными. Обычно это родитель.
- Объединение - состояние я при котором одно из состояний берет верх по согласованию с остальными
Голос и поза
Голос показывает какое состояние внутреннего я сейчас говорит. Это может быть комбинация из двух я. Внутренний Ребенок контролируемый Взрослым или к примеру Родителем.
Критикующий родитель обычно сидит наверху и указывает пальцем вперёд. Кормящий родитель раскрывается образуя своим телом полукруг.
Ребенок в большей степени управляет непроизвольными движениями рук. Взрослый обычно контролирует большие мышцы. Родитель контролирует равновесие между напряжением и расслаблением мышц.
Голоса в голове
Когда ребенок получает много свободы - например вы заигрались в игру вечером - на утро будет что то вроде похмелья. Появиться оно в виде чувства вины.
Излечение против улучшения.
Обычные терапевты долго разбираются в проблеме. Изучая каждого пациента годами. В то время как сценарные аналитики быстро находят решение и потом предлагают углубится в анализ.