Найти тему
Культурный Петербург

«ПОТОМУ ЧТО СВОИ, РОДНЫЕ….» (А.Горин)

воспоминания самого юбиляра и коллег, отзывы зрителей

Художественный руководитель Театра им.В.Ф.Комиссаржевской ВИКТОР НОВИКОВ:

Дорогой Толя! Мы познакомились с тобой в 1977 году, даже раньше, когда ты, будучи еще студентом Рубена Агамирзяна, был занят в массовых сценах в спектаклях «Царь Федор Иоаннович», Если бы небо было зеркалом», «Смерть Иоанна Грозного». Ты сразу же открылся как комедийный актер. Я видел, как тебе говорили, что такому артисту ничего не надо играть: ты выходишь на сцену, и народ сразу смеется или потрясен тем, как ты выглядишь несуразно… Тем не менее, должен тебе сказать, что когда ты сыграл Калибана в «Буре» в постановке Александра Морфова, то сразу был признан одним из самых серьезных и больших драматических артистов. Я не знаю, отдавал ли ты себе отчет в том, что делаешь, но знаю, что вначале искали для этой роли настоящего лилипута или карлика. Приводили разных людей, но то, что сделал ты, было значительно лучше, чем могли представить. За эту роль тебя номинировали на главную российскую премию «Золотая Маска», тебя отмечала московская, петербургская и мировая критика (мы этот спектакль показывали во многих странах). Думаю, что все спектакли, в которых ты занят, не оставляют равнодушными зрителей. Например, одна из последних твоих ролей - Захар в «Обломове» - это показатель того, что ты действительно достиг настоящих высот.

Ты много снимаешься в кино, думаю, тебя рассматривали и рассматривают другие театры, периодически приглашая играть, но ты предан нашему театру.

Все твои поступки очень человечны, потому что сам ты - настоящий. (Хотя характер твой – не подарок). Думаю, что ты сам это знаешь, но и жизнь твоя достаточно сложная и драматическая.

Я счастлив, что ты столько лет являешься актером нашего театра. Сегодняшний репертуар, по-моему, у тебя очень большой, думаю, что и дальше так будет продолжаться. Тем более, что ты все время спрашиваешь, когда у тебя будут другие роли, когда ты будешь снова занят. Ты не заканчиваешь свою карьеру артиста, наоборот – она расцветает, потому что, как я уже сказал, в «Обломове» - это огромная и удивительная работа. Так что поздравляю тебя с юбилеем!

Артистка Театра им.В.Ф.Комиссаржевской СВЕТЛАНА СЛИЖИКОВА

Сколько же лет мы друг друга знаем? Это же сорок восемь лет! - поступили мы в 1973-м. За последние 10 лет стали ещё роднее, появилась невероятная тревога и страх друг за друга. У меня, во всяком случае, за моих «мальчишек» - уже материнские чувства вышли на первый план. С каждым годом всё крепче, и крепче привязываешься.

Почти все общежитские. Потом мы с мужем Витей получили жильё, а Толя стал нашим соседом, всё время сидел у нас в гостях и «досиделся» до женитьбы: сестрёнка часто приезжала ко мне в гости. Все они – кусочек меня.

С Толей мы сразу сдружились, когда рядышком сели писать сочинение. О чём было сочинение – понятия не имею, потому что мы просмеялись все эти часы. Толя очень смешной, а я поступала – что-то трагическое читала, но всегда была смешливая. Оставалось тридцать минут до сдачи тетрадей, и мы вдруг вспомнили, что вообще-то пришли сюда не хохотать. Нас чуть не выгнали из-за этого. Не помню, что мы написали за полчаса, но поступили и оказались на одном курсе.

Заслуженный артист России, актер Театра им.В.Ф.Комиссаржевской АЛЕКСАНДР ВОНТОВ

Первое впечатление о Толе – смешной, худой и носатый мальчик, который не выговаривал 33 буквы алфавита. Ксения Владимировна Куракина, наш педагог по речи, была в ужасе. Но Рубен Сергеевич сказал: «мне он нужен». Толя очень внимательный, замечательно показывал свои «наблюдения», очень смешно. Мне очень комфортно работать с ним (в «Буре», например). Я не любитель что-то обсуждать – ни на репетиции, ни в спектакле. Нас так мастера учили. Меньше разговоров - больше дела. Толя тоже не любит разглагольствовать, а просто выходит и талантливо играет. Для разговоров есть режиссер. Тем не менее, Толя может подойти и сказать: «Саня, что-то тут не то делаешь», на что у нас есть общая шутка: «Толя, я играю хорошо, и мне моя игра нравится». Сейчас нас осталось с этого курса всего трое в театре. У каждого – своя жизнь, но мы – родные и близкие до сих пор.

Заслуженный артист России, актер Театра им.В.Ф.Комиссаржевской АНАТОЛИЙ ГОРИН: о поступлении и учебе

Тогда мы были молоды, поступили все вместе - я, Света Слижикова и Саша Вонтов – к нашему мастеру Рубену Сергеевичу Агамирзяну. Я вообще думал, что меня не примут в институт, хотя очень хотел быть артистом, хотел во ВГИК поступать и даже написал письмо. А когда прочёл в ответе, что там будет сдача сценического движения и «надо иметь при себе трусы и майку», то подумал, что не поеду туда при всем огромном желании, потому что меня точно не примут. Я был очень высоким, очень худым и сутулым. Написал письмо сюда, а здесь написали про трико и майку. Это было уже лучше. Но на экзамене всё равно нам сказали снять майки и трико. А я тут уже прошел все экзамены почти, до третьего тура дошел… Ну, думаю, прощай, театральный институт… Краем глаза увидел: стоит парень (Витя Краславский это был), который в два раза худее меня. У меня хоть икры есть, а у него - просто палки. И я рядом с ним встал. Конечно, я боялся, что не поступлю, куда мне – они все такие красивые, причесанные - ленинградцы, москвичи, в костюмах вельветовых (тогда вельвет был в моде), девчонки - в нарядных красивых платьях. А я приехал во фланелевой рубашке пёстрой и в теплых брюках. Среди них я увидел Свету и прекрасно запомнил ее тогда: такая тёмненькая, воздушная, в коричневом платье в мелкий цветочек. А Саня, сколько помню, всегда в костюме, при галстуке. Потом я читал басню, стихи, все смеялись, и это меня очень взбодрило.

У нас очень дружный был курс, и наш мастер Рубен Сергеевич Агамирзян почти всех взял в Театр им.В.Ф.Комиссаржевской, которым руководил 25 лет. Со 2-3 курса Агамирзян брал нас на гастроли, на этой сцене, ещё учась в институте, мы играли в массовке: «Если бы небо было зеркалом», скоморохов в «Царях» (трилогия А.Толстого по пьесам «Царь Борис», «Царь Федор Иоаннович», Смерть Иоанна Грозного», - прим. автора), уже «варились» в театре.

Когда я пришел в институт, то был очень необщительный, всего боялся. А со Светой юность моя связана. Мы с ней были иногородние и жили в театральном студенческом общежитии на улице Опочинина. С утра до позднего вечера были в институте, а потом приезжали в общагу и снова были вместе. Света на курсе была одной из красивейших девушек, а сейчас эта красота перешла в новую фазу: она стала мудрее, гармоничнее.

Саша Вонтов у нас был старостой курса - серьёзный, правильный, всё отмечал и замечал, но при этом – очень добрый. На физкультуру на первом курсе нам надо было ехать в Сестрорецк, а спать хотелось! Он отмечал нас, как присутствовавших - при всей своей принципиальности понимал нас и жалел. Сейчас мы стали совсем родные: если бы не было Саши и Светы Слижиковой в театре, мне было бы очень плохо: чуть что - сразу бежишь к ним, где-то посоветуешься, чем-то поделишься. Тем более, мы со Светой оказались родственниками: её родная сестра – моя жена. Мы срослись вместе в одно целое. Из того дальнего, что было, только мы одни остались и держимся друг друга. А сейчас стали друг к другу относиться еще более трепетно, часто созваниваемся. Можем ругаться сколько угодно, но потом всё проходит, всё забываем, потому что свои, родные.

ИЗ ОТЗЫВОВ ЗРИТЕЛЕЙ НА САЙТЕ «КИНО-ТЕАТР.РУ»:

Margarita Alexandrova 13.02.2017

Я Толю Горина знаю с глубокого детства. Мы росли с ним почти в одном дворе (он жил напротив моего дома), учились в одной школе. Обожали его слушать. Стоило ему чего-нибудь сказать или просто посмотреть, мы хохотали до коликов в животе. Мы знали, что он мечтал стать артистом. Обрадовались, когда узнали, что он им стал. Он приезжал к нам на встречи в школу. Здорово было. Я рада, что его творчество оценено присвоением звания Заслуженного артиста РФ

Чернецкий (Петербург) 20.01.2017

Я Анатолия ещё студентом приметил, году в 76-м... Спектакль "Тиль" - в учебном театре на Моховой.

Владимир Плотников (из статьи "Самарские тайны Российского кино-2" 22.07.2017)

Это сейчас он заслуженный артист России, узнаваемый как записными театралами, так и диванными «завсегдатаями» сериалов. Потому что везде органичен и талантлив.

Понятно, что восторги провинциальных сверстников в расчет можно и не брать. Так ведь взыскательные коллеги про то же говорят:

– Самобытный, ни на кого не похожий. Вообще ни на что не похожий. Страшный, смешной, вернее страшно смешной. И трогательный. Сознательно невежественный и не по-детски мудрый в каждом движении, в каждом этюде, в каждом отрывке. Девушки умилялись и любили тебя. Мне казалось, что В.В. (Владимир Викторович Петров) и мастер Рубен Сергеевич Агамирзян любили только тебя, а В.В. занимался и работал только с тобой. Я ревновал и, безусловно, бесславно пытался быть смешнее, талантливее, любимее. Понятно, что проигрывал по всем трем позициям. То, что давалось мне упорным трудом (я об экзаменах по общеобразовательным дисциплинах), давалось тебе скромной улыбкой, легким вздохом сожаления: «Извините, у нас в Жигулевске была такая слабая школа...». Ну что тут возразишь... Минимум «хорошо», а то и «отлично»…

Автор слов – Андрей Ургант и, как говорится, в представлениях не нуждается.

Ровно 40 лет назад мальчишка из крошечного Жигулевска, что в Куйбышевской области, окончил ЛГИТМиК у того самого Рубена Агамирзяна. «Любимчик» профессуры пришелся ко двору и в Театре имени В. Комиссаржевской. Уже не первый десяток лет его с почтением величают «ведущий мастер сцены».

Выразительнейшая внешность комика-эксцентрика на редкость органично сочетается в Горине с глубочайшим психологизмом. А это пролог к самому сложному для художника таинству парадокса. Сами знаете, кто он – «парадоксов друг». И чья формула, сами знаете.

Наверное, поэтому кажется, что нет таких персонажей мирового репертуара, которые не под силу, казалось бы, далеко не геройскому с виду Анатолию Горину.

В кино парня «призвали» прямо со студенческой скамьи. На дворе стоял тихий, ибо «застойный» 1975 год. Фильм назывался «Призвание». А Толя под кличкой «Гигант» презабавнейше крутил педали велосипеда. До «перестройки» оставалось ровно 10 лет, и Горину посчастливилось сняться в дюжине хороших советских картин, в т.ч. «Летняя поездка к морю», «Ошибки юности», «Старшина», «Правда лейтенанта Климова», «Торпедоносцы».

А уж в «новорусских» блокбастерах и сериалах Анатолий Александрович задействован не просто максимально, но и качественно, чего не часто услышишь про игру «постояльцев» «Бандитского Петербурга», «Улиц разбитых фонарей», «Ночного Дозора», «Литейного».

Ну, а там и «Любовь императора» с «Утомлённым солнцем 2», и «ППС» с «Хвостом», и «Следователь Тихонов» с «Операми»…И что особенно радует: есть еще порох в пороховницах.

Тамара (Саратов) 14.02.2017

Чудесный актёр, самобытный. И роли не всегда большие, но яркие. С самого первого фильма запомнился смешной велогонщик из "Призвания" : "Маечку привези!". Рада, что востребован. Таких актёров надо больше снимать. Отлично сыграл в "Защите Красина", "Чужом районе", "Агентстве НЛС" .. Здоровья и успехов актёру!

Евгений Викторович Леонов (Саратов) 30.05.2014

Уважение! Советская актерская школа! Как вижу его лицо - сразу вспоминаю его матроса из «Правды лейтенанта Климова»! Который, по словам Каморного, не спит, а согревает телом насос. Здоровья и душевного спокойствия!

Татьяна Дорофеева (Санкт-Петербург) 27.11.2012

Сейчас смотрела "Мыльных ангелов". Потрясающий спектакль! я обревелась. Роль Мамы Чоли - в особом ряду. Здорово, прекрасно, замечательно сыграно! очень талантливый человек, яркий, запоминающийся актер. Спасибо!

Ирина Горина (Москва) 15.02.2012

Уважаемый Анатолий Александрович! В сентябре была в Питере на экскурсии и, конечно, пошла в театр. «Сон в летнюю ночь» оказался настоящим сном. Впечатление от спектакля было таким сильным, что я ревела как девчонка и не могла говорить, хотелось подумать, проанализировать. Ваш персонаж такой нежный, трогательный, запомнился навсегда. В феврале я уже намеренно совершила вылазку в Питер, теперь только по театрам. И «Мыльные ангелы». Сначала не понравилось. Грусть, тяжесть на душе. Но Ваш персонаж, мама Чоли, это что-то, как говорят в Одессе. Вспоминаю каждый штрих, каждую сцену и все больше и больше начинаю понимать глубину этого спектакля, все актерские великолепные работы и Вашу, прекрасно- смешнонезабываемую. Спасибо! Я уже посмотрела несколько спектаклей в Вашем городе и поняла, что в театр нужно ездить в Питер. Так, как играют здесь, не играют в Москве. Это особый питерский язык и питерская энергетика.

Татьяна Можейко (Санкт-Петербург) 08.02.2012

А я в 16 лет, в 77-ом году побывала на их выпускном спектакле, назывался "Господин Журден". Анатолий играл г-жу Журден, Поверьте...я люблю посмеяться, но за свои 53 года ничего смешнее не видела, у меня потом долго живот болел. Он был настолько! слов не могу найти! да и как их найдешь, если столько лет прошло, а я помню, какие сильные эмоции испытала. А за творчеством Анатолия я пыталась следить, но в кино он появлялся редко, да и роли это были не для такого таланта и характера. Я думаю, что он мог бы затмить самых известных комиков современности. Обидно даже...

Ербол (Самара) 21.05.2009

Больше всего его роль запомнилась в "Ночном дозоре", его герой работал в атомной станции, в перерыве решил разогреть пельмени…

Светлана (Москва) 26.02.2009

Анатолий - прекрасный острохарактерный актер! Яркая удивительно талантливая индивидуальность!

МИХМИХ (Москва) 21.04.2008

А какой он прикольный в кинокомедии "Святое дело"!

Старый киноман (Одесса) 28.07.2010

А его фраза из фильма "Призвание" стала крылатой: "Ну ты же знаешь мой левый боковой!"

-2
-3
-4
-5