Найти тему
Историк 📜

Как пытались убить Сталина: история семи эпичных покушений

Оглавление

Думаю, никого не удивит факт, что Сталина пытались убить. Причем, неоднократно. Некоторым даже почти удалось, но каждый раз что-то шло не так, и даже самые сложные и продуманные операции в итоге срывались. Причем порой из-за чистой ерунды. Вот краткий экскурс в историю покушений на Сталина.

Случайная встреча с британской разведкой

В 1931 году вождь народов еще не опасался наемных убийц и позволял себе гулять по улице почти без охраны. Однажды, во время одной из таких прогулок по улице Ильинка неизвестный человек направил на Сталина револьвер, но выстрелить не успел: его остановил сотрудник ОГПУ.

В 1927 году Сталин гуляет по Москве всего с одним охранником
В 1927 году Сталин гуляет по Москве всего с одним охранником

Незадачливым убийцей оказался белый офицер и сотрудник английской разведки по фамилии Огарев. О его прибытии было известно и он находился под наблюдением. В день покушения Огарев совершал прогулку в компании законспирированного сотрудника политического управления. На Сталина они наткнулись случайно. Британский шпион решил воспользоваться возможностью и расправиться с главой государства, но был остановлен своим сопровождающим из органов. После этого Молотов, Каганович, Калинин и Куйбышев подписались под предложением прекратить пешие прогулки Сталина по Москве.

Черноморская операция японцев

В 1938 году план по устранению сталина разработали японцы. Операция носила колоритное название «Медведь». Снова были задействованы бывшие белогвардейцы: они должны были ликвидировать Сталина, когда тот поедет отдыхать на Черное море. В подготовке операции был задействован бывший начальник дальневосточного управления НКВД Генрих Люшков, который бежал в Японию в 38-м году.

Генрих Люшков
Генрих Люшков

В подробности плана вдаваться не буду, так как все пошло не так с самого начала: план был раскрыт советским разведчиком Лео, работавшим в оккупированной Манчжурии, так что, когда оперативная группа из шести убийц попыталась пересечь турецко-советскую границу, их обстреляли пограничники. Троих убили, а остальные бежали.

Японская мина под Мавзолеем

Не отходя далеко от японских замыслов: все тот же разведчик из Маньчжурии передал, что те собираются заложить мину замедленного действия прямо под Мавзолей и взорвать всю советскую верхушку во время первомайской демонстрации 1939 года. После этого охрана Мавзолея была усилена и планы японцев сорвались. Но замысел был эффектный.

Покушение из французских архивов

Французский особый архив хранит историю еще одного покушения на Сталина. В своем донесении французская разведка сообщает, что в 1938 году некий лейтенант Данилов из тульского гарнизона переоделся в форму офицера ГПУ и по фальшивому удостоверению проник в кремль.

Что произошло дальше, не очень понятно. Известно лишь, что Данилов попытался убить Сталина, но не смог. На допросе он сознался, что состоит в террористической группе, которая хочет отомстить Сталину за расстрел маршала Тухачевского.

Одинокий стрелок на Красной площади

Самое незатейливое покушение на Сталина случилось в 1942 году. Дезертир по имени Савелий Дмитриев спрятался на Лобном месте, и дождавшись, когда из Спасских ворот появится правительственный автомобиль, открыл по нему огонь. Он сделал буквально несколько выстрелов, ни в кого не попал и был схвачен.

-3

Причем Сталин даже не находился в обстрелянной машине: на ней выезжал нарком внешней торговли Анастас Микоян. Считается, что Дмитриев имел какие-то личные счеты к Сталину или вовсе был психически болен. В 1950 году в прессе появилось сообщение, что он был расстрелян.

Немецкий «прыжок» за коврами из Тегерана

Если вы ждали историю покушения, которое разоблачили самым глупым образом, то вот она. В 1943 году Германия придумала, как устранить сразу и Сталина, и Черчилля, и Рузвельта. Опытный диверсант по имени Отто Скорцени должен был совершить теракт на Тегеранской конференции. Операцию назвали «Большой прыжок».

Совместное фото Отто Скорцени и Адольфа Гитлера
Совместное фото Отто Скорцени и Адольфа Гитлера

Раскрылась операция забавно: один немецкий офицер задолжал денег советскому разведчику Николаю Кузнецову. В разговоре он предложил ему рассчитаться коврами, которые он хочет привезти из командировки в Тегеран. Так наша разведка узнала, что на конференции готовится диверсия и были приняты меры.

Идеальный план и прокол на ерунде

Пожалуй самое продуманное покушение на Сталина – это операция «Цеппелин», которую попытались провернуть в 1944 году. Осуществить убийство должен был Петр Таврин – бывший советский офицер, перешедший на сторону врага и Лидия Шилова – радистка-шифровальщица.

Эта пара должна была попасть на торжественный прием в Кремле и, то ли убить Сталина отравленной пулей, то ли заложить бомбу в портфеле. На случай, если не выйдет попасть в кремль, Таврина оснастили специально изобретенным оружием – «панцеркнакке», которое помещалось в рукаве и обладало шикарной бронебойной силой.

«Панцеркнакке» («прогрызающий броню»). Крепился к правой руке и стрелял по нажатию кнопки
«Панцеркнакке» («прогрызающий броню»). Крепился к правой руке и стрелял по нажатию кнопки

Таврина и Шилову (которые к тому моменту уже успели пожениться) забросили в Смоленскую область на специальном самолете с двадцатью шасси, который мог садиться где угодно, дали им советский мотоцикл и даже добавили Таврину шрамы на лице (по легенде он был высокопоставленным контрразведчиком и возвращался из госпиталя после ранения).

План был почти безупречен, но до Москвы убийцы так и не доехали. Во-первых, потому что их уже ждали. Перед операцией Таврин заказал в Риге кожаное пальто, как у красноармейских офицеров. По иронии портной оказался советским агентом и сообщил о подозрительном заказе.

Самолет диверсантов с двадцатью шасси
Самолет диверсантов с двадцатью шасси

Вскоре после высадки агентов остановили на трассе Ржев-Москва и любезно предложили передохнуть в доме неподалеку. Документы у киллеров были безупречны, а легенда убедительна, так что их чуть не отпустили. Но, как водится, прокололись на мелочи: для пущей убедительности Таврин решил продемонстрировать проверяющим свои ордена (Золотую звезду героя и орден Ленина сняли с формы замученного немцами генерал-майора Шепетова).

Именно тогда Таврин выдал себя окончательно: он не знал, что за время его отсутствия, в советской армии изменился порядок ношения наград, так что агент повесил орден не на то место.