Когда я наткнулся на упоминание битвы, где русская армия разбила войско турок, которых было в 10 раз больше, то отнесся к этой истории скептически: звучит, как очередная военная легенда. Но, ознакомившись с вопросом, выяснил, что это железный исторический факт, известный как «битва при Кагуле». Рассказываю, как так вышло.
В 1770 году Российская империя вела войну с османами. Турки, потерпевшие несколько неприятных поражений, очень хотели реванша и собирались как следует ударить по русским. 150-тысячная турецкая армия переправилась через Дунай и стала возводить лагерь у деревни Фольконешти (сейчас Вулканшеты). Полагаясь на огромное численное преимущество, турки собиралась атаковать.
Русской армией командовал граф Петр Румянцев. Ему стало очевидно, что нужно перехватывать инициативу и навязывать неприятелю бой на своих условиях. Равнину между двумя армиями разделял Троянов вал – древнеримское сооружение, которое должно было стать местом битвы. Но Румянцев разглядел в нем хорошую позицию для обороны и оперативно занял позиции на валу.
На рассвете 1 августа русские войска перешли Троянов вал и выстроились в боевые порядки. Медленно, но верно они продвигались к вражеским позициям. Две трети турецких сил составляла конница, так что русские корпуса были выстроены в каре. Турки встретили наступление шквальным огнем, но ни ружья, ни артиллерия, ни конные атаки не могли остановить приближение армии Румянцева. Корпус Баура заходил к туркам с левого фланга, корпус Олица с фронта, корпус Брюса бил справа, а Репнин заходил с тыла.
Тогда визирь бросил в атаку свою военную элиту – 10 000 янычар. Это подействовало – два каре из корпуса Олица были смяты и обращены в бегство. Сражение подошло к критической точке и здесь проявил себя сам Румянцев. Полководец лично поскакал на встречу бежавшим пехотинцам и приказал строиться в новое каре и опять идти в бой.
Тем временем, пока янычары сцепились с гренадерами дивизии Олица, русская конница зашла к ним во фланг, а корпус Баура ударил с тыла. Элита османской армии обратилась в бегство. Путь к турецкому лагерю оказался открыт, и преодолевая огонь неприятеля русские дивизии стали одна за другой подходить к турецким укреплениям и занимать их.
Оборона турок окончательно рассыпалась, когда с тыла подошел корпус Репнина. Боясь окружения, османские войска стали бежать с поля боя. Еще 4 километра их преследовала русская пехота, а дальше их гнала конница.
Естественно, весь обоз и 140 турецких пушек достались армии Румянцева в качестве трофеев. По примерной оценке турки потеряли в битве при Кагуле 20 000 человек, а русские – всего 900.
Некоторые историки, говорят что, если бы визирь пустил на помощь своим янычарам пехоту, у русских не было бы шансов, но, как мы знаем, история не терпит сослагательного наклонения.