Найти в Дзене

Клод Моне и импрессионизм.

Клод Моне (1840-1926)
Поговорим о французском художнике, который всю свою жизнь , оставался верным одному стилю, импрессионизму. Клод Моне прожил очень долгую и насыщенную творческую жизнь но успех пришел к нему только после 50. Это был очень длинный путь, настоящего мечтателя и бунтаря. Это был путь от нищего и голодного скитания по окрайним Парижа до международного признания и

Клод Моне (1840-1926)

Поговорим о французском художнике, который всю свою жизнь , оставался верным одному стилю, импрессионизму. Клод Моне прожил очень долгую и насыщенную творческую жизнь но успех пришел к нему только после 50. Это был очень длинный путь, настоящего мечтателя и бунтаря. Это был путь от нищего и голодного скитания по окрайним Парижа до международного признания и персональныхвыставок в больших городах. В течении всей своей жизни Клод Моне пытался сделать невозможное, нарисовать сам свет. Но началось все со смешных карикатур в школьные годы, он рисовал карикатурные портреты на своих учителей и посетители небольшого магазинчика своего отца.

Клод Моне. Карикатура “Жюль Дидье. Человек-бабочка”. 1858.
Клод Моне. Карикатура “Жюль Дидье. Человек-бабочка”. 1858.
Клод Моне. Карикатура Феликса. 1858
Клод Моне. Карикатура Феликса. 1858

Сельскохозяйственных товаров, представьте себе эти карикатуры настолько сильно нравились людям, что они стали платить за них аж по 20 франков, Благодаря чему Клод Моне смог скопить приличную сумму с который отправился завоевывать Париж .

Важно вспомнить об учителе Клода Моне, в определенном смысле его Виргилия ,который увидел в юноше необыкновенный талант. Эжен-Луи Буден стал проводником юного художника из мира газетных карикатур в мир настоящий живописи.

Сам Клод Моне впоследствии скажет, что именно благодаря ему он научился понимать живопись и полюбил красоту природы. Без Эжена Будена , он не стал бы художником. Посмотрите на его работы вы не находите некую схожесть с работами Клода Моне. Эжен Буден знаменит своими морскими пейзажами, это очень живые и поэтичные картины, оцените как великолепно он передает тревожное небо перед бурей, или серебристую дымку рассвета.

худ Эжен Буден
худ Эжен Буден
-5
худ Эжен Буд
худ Эжен Буд

Современники называли Эжена Будена королем небес, именно он внушил юному Клоду Моне что рисовать картина нужно не в студии, а на природе. Ведь люди, цветы и деревья красивы именно в том виде, в котором создавала их природа. Но при этом нельзя забывать, что в воздухе свет который их окружает является фундаментальным источником их жизни.

Благодаря урокам живописи и философии своего учителя Клод Моне создает и легендарную картину, которое дала название новому художественному направлению импрессионизму.

Клод  Моне "Восход солнца"
Клод Моне "Восход солнца"

Впечатление, восходящего солнца. Клод Моне объяснял, что каждая секунда восходов солнца уникальна и неповторима, что каждую секунду свет переливаются бесконечными оттенками и он пытался показать это. Поэтому мы видим на полотне бесчисленное количество вариаций серого

Посетители выставки бунтарей молодых художников с альтернативным взглядам на искусство ,на которой было представлена эта картина накинулись на Клода с дикой критикой. Они посчитали картину бессмысленной, говорили что это не завершена этюд ,что это просто детская мазня, и не может считаться полноценной картиной. В газетах началась настоящая травля, и высмеивание арт- критики писали, что даже обои на стенах смотрятся более законченно и живописно, чем картина Клода.

Появлялись и карикатуры с беременными женщинами, которым вход запрещен ,потому что картины импрессионистов опасны для психики. Короче говоря художников нового направления оскорбляли, как только хотели

В групповой портрет мастерской в Батиньоле можно считать их манифестом, ответом общественным заявлением о творческом союзе художников бунтарей, которые бросили вызов официальным салонов ским традициям.

групповой портрет мастерской  в Батиньоле
групповой портрет мастерской в Батиньоле

В то время их даже прозвали на криминальный манер ,банда Моне. Ну почему эти художники стали бунтарями? Почему они были уверены в своей правоте? и почему сегодня мы считаем, что именно импрессионизм дал начало новому современному искусству абстракции, кубизму и прочему модернизму.Ответ,находится в научно-техническом прогрессе.

В начале 19 века появляется искусство фотографии, именно она дала импульс к философским размышлениям. Фотоаппарат полностью изменил мир и живописи, ведь теперь в любой человек просто нажав на кнопочку камеры может за секунду создать идеальную копию реальности, которую ни один художник никогда не сможет повторить. И здесь возникает логичный вопрос, а зачем тогда пытаться рисовать, какой в этом теперь смысл ?

Зачем вообще профессии художник, на то время ответ нашли только импрессионисты. Группа молодых людей , лидеры одиночки назвали свой новый язык живописи , как импрессионизм, что переводится с французского- впечатление.

Суть этого стиля состоит в том, чтобы передать свои впечатления от окружающего мира и атмосферу между людьми. Импрессионисты ставят перед собой и техническую сверхзадачу

Клод Моне
Клод Моне
Клод Моне
Клод Моне

Зафиксировать на картине отношении объектов с окружающей их пространственной и свето воздушной средой,

Клод Моне
Клод Моне
-12
-13

то есть вот эти вот едва уловимые солнечные блики, игру теней, оттенки тающего снега и даже сам звук шелеста листьев, или ветра которые качают трубу и незримо присутствует в пространстве.

Разумеется реализация этой идеи требует совершенно другую технику рисования

-14

широкие мазки чистых не смешанных красок, больше похожих на тысячи разноцветных пятен

-15

Присмотритесь какого цвета платье этой девушки, оно состоит из невероятного количества разнообразных оттенков,

О.Ренуар "Портрет актрисы"
О.Ренуар "Портрет актрисы"

Все это вызывало ярость у современников Клода Моне. Потому что простые люди привыкли к классической и академической живописи и любого кто пыталась выходить за рамки традиции, всегда встречали острой критикой. Дело даже дошло до того, что в салоне отверженных, где выставлялись скульптуры и картины импрессионистов, посетители приходили не ради того чтобы познакомиться с новыми работами, а только ради того чтобы высмеять их и унизить современных художников Хотя казалось бы культурный город, интеллигенция мужчины в цилиндрах и женщину роскошных платьях, а уровень мышления не дальше чем у солдат Наполеона, который во время египетской экспедиции практиковались стрельбу по древним восточным историческим памятникам, но время стремительно шло вперед. Революции ,политически перевороты, настолько надоели французам, что возникло огромное желание видеть в жизни что-то светлое и радостное..

К тому же мир очень быстро меняться из-за научно-технического прогресса. Появилась не только фотографии, но и телефон быстрый транспорт и электрическое освещение улиц и домов.Города начали менять свой вид и разумеется от следом за новым обликом города появляются другие сюжеты и герои.

один из первых импрессионистов Камиль Писсаро " Бульвар Монтмарт"
один из первых импрессионистов Камиль Писсаро " Бульвар Монтмарт"

Поэтому художники реалисты постепенно отходят от парадных портретов аристократов и пишут простых людей, это был век изобретений.Который также открыл новые удобные инструменты для рисования ,например появилась краска в тюбиках ,и теперь художники могли не боятся что краска быстро испортиться. от неблагоприятных погодных условий, это открыло возможность для новых творческих экспериментов. И конечно же стали доступны паровозы, которые стали настоящим наваждением для всех художников.

Железные дороги сыграли на самом деле очень важную роль в развитии импрессионизма, творческие люди собирались в группы брали новые изобретенные переносные мольберты, а также тюбики с красками и массово выезжали за окраиной Франции в поисках интересных пейзажей. Новые инструменты для художников позволяли создавать полноценную картину, даже плавая в лодке и это становится модной частью новой культуры и быстрого темпа жизни. Когда Моне было 37 лет, он был просто влюблен в паровозы ,как и многие в то время потому что парвоз стал символом будущего мира. Он даже арендовал небольшую квартирку рядом с вокзалом, он рисует десятки картин изо дня в день и вдохновляясь, наблюдая за паровозами и машинистами и путешественниками.

-18
-19
-20

По его просьбе служащие даже останавливают поезда и очищают перроны от толпы, а паровозы начинают дымить, к слову будет сказать что Клод Моне авантюрным способом решил представиться директору вокзала. Он надел свой лучший старый костюм, рубашку с кружевными манжетами и использовал в диалоге настолько высокопарные слова, что и директор и служащие вокзала подумали что перед ними респектабельный солидный художник, дажене подозревая что Клод Моне скрывается от кредиторов, а его картины никто не покупает, а если и покупают то не больше чем за 100 франков. Это очень унизительная цена, Ведь вы помните, что его школьные карикатуры покупали по 20 франков,но современный столичный город ,это не только вокзала и электричество, это еще и новые развлечения. Люди активно посещают кафешки, где танцуют и играют в карты. Постепенно античные боги и классические исторические сюжеты, начинают уступать более современным, привычным сюжетом из реальной жизни.

Художники импрессионисты все чаще рисует балерин, куртизанок, отдых в барах и прочие развлечения.

После серии картин с паровозами Клод Моне все безоговорочно признают главой школы импрессионистов, коллекционеры начинают говорить о нем и его друзья начинают подражать ему, но дух непреклонности ведете во все дальше и дальше, он доводит до совершенства метод написания так называемых серий картин с одним и тем же сюжетом и изменяющимся в зависимости от времени дня и погоды.

-21
-22
-23
-24

Примерно в это же время, многие художники импрессионисты уходят от современного искусства, обратно в реализм, в академизм, чтобы хоть как-то себя прокормить.

Немного позже Клод Моне создаёт знаменитую серию картин собор в Руане, изображали собор он прежде всего смотрел не на готическую архитектуру, а на свет который отражаются на его фасаде, точнее он фокусируется на светящемся воздухе. Зафиксировав тончайшие изменение цвета в разное время суток, он написал 20 вариантов собора он пытался заставить, как бы светиться каждый атом материи, арт -критики сразу же высоко оценили эту серию работ, наконец-то публика начинает поддерживать импрессиониста. К Клоду начинает приходить успех и финансы, после 1909 года Клод практически не покидает свой дом в Живерни, где создает свой знаменитый фантастический сказочный сад, который называют своим единственным шедевром, он говорил так не от скромности от своей бесконечной и искренней любви к природе.

Собор в Руане
Собор в Руане
двадцать вариантов собра
двадцать вариантов собра

Финансовая независимость позволила Королю импрессионистов с утра до вечера ,непрерывно рисовать собственноручно выращенные кувшинки ,кстати по поводу кувшинок, многие спрашивают почему не такого голубого цвета. Действительно рисуя свою знаменитую серию картин водяных лилий, Клод Моне действительно видел все в таком несколько голубоватым ультрафиолетовом диапазоне, в отличие от обычных людей, для которых лилии просто белого цвета, причина этого в том ,что уже в зрелом возрасте, когда к Моне состоялся как художник он заболел, катаракты из-за чего ему удалили хрусталики с глаза, после этого цветовосприятия сильно изменилось, он видел голубые и фиолетовые цвета поэтому ,его палитра позднего периода состояла из таких вот это немножечко холодных голубых и сиреневых тонов его буквально такие коснулось та самая фиолетовая печаль.

Дом в Живерни
Дом в Живерни
-28
-29

Клод Моне был единственным импрессионистам своего времени который получил абсолютное признание еще при жизни, после слишком поздно когда его жизненный путь уже завершался.

Одновременно с этим в Париж ворвались молодые бунтари, новых школ живописи Пабло Пикассо,Анри Матисс, Модильяни и Сальвадора Дали, но все они признавались его духа Клода Моне и его вклад в истории искусства, а художники академической школы, которые высмеивали импрессиониста ещё в самом начале пути его творческих поисков,Стали заимствовать колористические идеи старого мастера

-30
-31
-32