РЕПОРТАЖ С ГОРШКОМ В РУКЕ 28
Дорогие читатели!
Приглашаю вас в младшую группу (от 3 до 4 лет) одного не совсем обычного московского детского сада. Вы познакомитесь со всеми её маленькими и такими разными обитателями, а также с воспитателями и другими работниками садика, с родителями и, конечно же, с проблемами. Куда ж без них…
Разумеется, все имена и названия изменены, любые совпадения случайны.
Женина мама в первый же день предупредила, что ребёнок непростой - сама не ест, не одевается, очень упрямая. Предупредила, словно извиняясь, что воспитателям придётся нелегко с её ребёнком.
Проблема с едой, действительно, была. Аппетит у Жени очень неравномерный. Утром ей его перебивали родители, давая в машине сок, молоко, печенье, вафли, ещё что-нибудь. При этом очень просили проследить, чтобы завтрак Женя съела весь. А она вообще мало ест. Хорошо, если две-три ложки каши и чай. И то только потому, что требуют. А сама она к еде равнодушна.
Воспитатели пытались узнать у неё, что она любит. Пожимает плечами: не знаю. У родителей спрашивали, те тоже не смогли припомнить, что Женя любит есть. Ну, конфет иногда может несколько штук сразу съесть, арбуз, молоко шоколадное…
В садике, не позавтракав толком, в обед и полдник может тоже поклевать чуть-чуть, и всё. А может иногда с жадностью съесть почти всё. Причём, она никогда не говорит, что вот это она не любит или не хочет, или, например, суп не хочу, а буду котлету. Такое впечатление, что ей всё равно, что есть. Главный критерий – голодна или нет. Но работники группы так и не смогли уловить хоть какую-то закономерность Жениного аппетита.
Нельзя сказать, что Женя прямо уж совсем сама не одевалась. Одевалась, старалась, но была немного рассеянна и равнодушна ко всем бытовым скучным занятиям. Поэтому обувь надевала не на ту ногу, одежду наизнанку, задом наперёд. Впрочем, в этом возрасте мало кто умеет совсем хорошо одеваться, все только учатся.
Конечно, таких малышей в основном одевают взрослые, при этом неустанно учат. В холодное время года, когда много одежды, приходят на помощь уборщица Надя, тренер Валентина, музыкальный руководитель, няни из старших групп, у которых прогулки немного сдвинуты относительно младших, даже сама заведующая, Тамара Теодоровна.
Женя всегда подходит к Нине Ивановне или Анне Яковлевне. Для неё это не только помощь в одевании, но и возможность пообщаться. У них свои, сами собой сложившиеся ритуалы. Вот няня помогает Жене надеть и застегнуть кофту. Девочка берёт её двумя руками за щёки.
- Закрой глаза!
В такие минуты личного общения она переходит на «ты», хотя обычно чётко называет взрослых по имени-отчеству и на «вы».
– Не-е-ет! – не ведётся опытная няня, - я уже знаю!
- Ну, закрой!
- Ни за что! Нет, больше я на эту удочку не попадусь!
- Последний раз!
- Нет, последний раз уже был! Четыре раза!
- Ну самый-самый последний! Я не буду тебя щекотать!
- Да-а-а, ты уже говорила!
- Ну, закрой!
– Нет, не закрою! Я боюсь.
Женя хватает няню ладошками за лицо, бодает лбом, падает ей на грудь, обнимает, хохочет. Этот повторяющийся в разных вариациях разговор доставляет ей огромное наслаждение. И вот под эту бессмысленную шутливую перепалку няня напоминает ей, что теперь нужно достать из шкафчика, показывает, как правильно надеть колготки, как вывернуть кофточку, чтобы красивый блестящий рисунок не оказался внутри, и как её надеть, чтобы он не оказался на спине. Потом няня методично заправляет ей маечку в трусики, футболку в колготки, тёплую кофту в уличные штаны.
Женя девочка умная, она быстро всё запоминает и на самом деле могла бы уже в основном одеваться сама. Но возня с одеждой ей не интересна. Ей хочется посмеяться, побаловаться с доставшимся ей ненадолго дружественным взрослым.
Но проблема не в этом. Первое время она вообще не давалась одеваться. Оказалось, её раздражает трение одежды по телу, и она ходила в кое-как натянутых колготках, перекрученной юбочке, сбившейся под кофточкой майке.
Её ловили, поправляли одежду и уговаривали, что ровненько надетая, без складок, заправленная одежда не доставляет неудобств. А вот когда трусики скособочились на одну сторону, врезались в попу, а резинка перекручена, тогда это, конечно, очень неприятно. Через какое-то время Женя это почувствовала, поняла и стала сама стараться надевать всё ровно или подходила, чтобы ей поправили.
Но она совершенно не переносила ничего на шее – никакого свитера или водолазки с горлом, шарфа, даже застёгнутого воротника тёплой куртки. Яростно сдирала всё, расстёгивала воротник. Ей нужно было, чтобы шея была голая, она словно задыхалась. И резинка трусов или колготок, если была прямо на голой коже, а не на заправленной маечке, приводила её в исступление, и резинка рукава или варежки на запястье. И даже край тёплой шапки на лбу. Родители знали об этом и говорили:
- Ничего, пусть без шарфа, она его всё равно снимет.
В результате девочка гуляла в мороз с расстёгнутым воротом, где была видна голая шея, без варежек, с красными руками, на которых уже появлялись цыпки, и постоянно сдвигала со лба наверх шапку, заодно открывая и уши. При этом у неё была дорогая качественная одежда, а вид расхристанный и какой-то беспризорный.
Няня затеяла ещё одну нехитрую игру, ставшую ритуальной. Когда Женя радостно кричит:
- Я готова! Я оделась! – она проверяет, щекочет пальцем голый Женин животик или шейку и спрашивает:
- Это ты так собралась на улицу идти? На мороз? Ты, что ли, голопузик?.. Или нет, ты, наверное, голошейка? Помнишь, уточка такая была – Серая шейка? Только у неё на шейке пёрышки были тёпленькие, а у тебя что?
Жене эти слова кажутся очень смешным, она с удовольствием их повторяет и хохочет. Она вообще очень любит разговаривать, играть словами, устраивать такой словесный пинг-понг.
- А у тебя шея голая! – в ужасе округляет глаза няня. – Вот выйдешь на улицу, а там мороз – у-у-у! – увидит, что куртка не застёгнута и сразу – раз! – и проберётся!
И няня показывает, как коварный мороз через незастёгнутый ворот проберётся сначала под кофту, а там доберётся и до голого пузика. Женя хохочет, отвлекается и всё чаще даёт застегнуть воротник и даже повязать шарф. Тут заметили одну особенность – если так вот её отвлечь и одеть, то она, как правило, на прогулке уже не вспоминает, что шея закрыта, и гуляет спокойно.
- На улице знаешь, какой мороз? – таинственно говорит няня.
- Какой? - вытаращивает глаза Женя.
- Пятнадцать градусов, вот какой!
Вряд ли эти «пятнадцать градусов» о чём-то говорят Жене, но она проникается значительностью няниных слов и уважением к такому морозу.
- Так что давай проверим, сможет он до тебя добраться или нет?
Няня изображает своей рукой хитрый мороз, желающий пробраться под одежду Жени.
- Вот мороз под шапку залезет! А, нет, завязана шапка. Вот он под воротник! А, нет, застёгнут воротник, да ещё шарф сверху. Никак не залезть. А вот он в рукава! Нет, и тут никак, варежки надеты и рукава сверху. Не доберётся никакой мороз до нашей Женечки!
- И до меня не доберётся!
- И до меня!
- Анна Яковлевна, а теперь мне варежки!
- А до меня доберётся, - дрожащим голосом говорит Никита, - у меня шарф потерялся…
Начинают искать шарф. Артём, торжествуя, стягивает со шкафа за кончик с кистями сине-голубой шарф.
– Вот!
Никита, радуясь, подбегает к первому попавшемуся взрослому, ему повязывают шарф.
- И до меня доберётся, - меланхолично говорит Стасик. – У меня одной варежки нету.
- Как нету? Одной? – удивляется няня, - ну-ка, давай посмотрим.
У Стасика внимательная, заботливая (и даже более, чем заботливая) мама и няня, вся одежда у него всегда в полном порядке.
Варежка оказывается на месте. Крепко пришитая к резинке, пропущенная через петельку на воротнике. Просто, видимо, Стасик, балуясь, просунул обе варежки в один рукав.
Через короткое время все дети одеваются в рамках игры «не доберись до меня, мороз» и даже указывают друг другу на незащищённые от мороза места.
Все эти разговоры долго пересказывать, в жизни они происходят фоном к активной деятельности и отдельного времени не занимают.
И по поводу Жениного упрямства. Она не терпит, чтобы ею командовали, заставляли что-то делать без объяснения причины. Может быть, в других садиках так с ней обращались и, получив закономерное сопротивление, повесили ярлык «упрямая».
В «Дюймовочке», вопреки ожиданиям воспитателей и опасениям мамы, Женя и работники группы быстро нашли контакт, общий язык и подружились.
Девочку не привлекает общение с детьми, она словно чувствует себя старше.
И по тому, как с ней разговаривают родители, бабушки, старшая сестра, видно, что у них не только родительско-детские отношения, но и ещё и дружеские. С Женей разговаривают, как со взрослой:
что сейчас приготовим на ужин
в какой магазин заедем и что купим
надо бы в выходной съездить купить Жене парочку новых джемперов, а то эти становятся маловаты
и что надо подготовиться к поездке к бабушке на дачу
и почему папа сегодня приедет поздно, поэтому ужинать будем без него
а зато к сестре придёт её подруга, Мила, и они вместе будут готовить реферат, да-да, та самая Мила, которая всегда рисует Жене принцессу, и сегодня Женя попросит, чтобы она нарисовала принцессу в синем звёздном плаще
и перед сном начнём читать новую книгу
и много о чём, что составляет повседневную жизнь семьи и что обычно с детьми не считают нужным обсуждать.
В то же время чувствуется, что в семье в ходу подшучивания и насмешки, не всегда понятные Жене и приводящие к смешным казусам.
Женя моет руки, старательно умывается и долго рассматривает своё лицо в зеркале над умывальником. Поворачивается к подошедшей Нине Ивановне и серьёзно спрашивает:
- Посмотри, у меня не пятачок?
Няня внимательно посмотрела, потрогала пальцем и серьёзно сказала:
- Нет, не пятачок. Очень хорошенький изящный носик.
В другой раз тоже в туалетной комнате, старательно вытирая себе попу:
- Посмотри, у меня дырочка в попе не заросла?
И наклонилась. Няня начисто вытерла Женю влажной салфеткой, легонько похлопала и серьёзно сказала:
- Нет. Всё в полном порядке.
Девочка с облегчением натянула колготки, как всегда, забыв про трусики. Няня поправила на ней одежду, заправила майку и спросила:
- А почему ты думала, что заросла?
- Нет, слиплась! – вспомнила Женя, - я потому что много конфет ела.
Кстати, Женя одна из немногих детей, которые уже сами вытирают себе попу. Ещё Ваня, Стёпа, Ия и, как ни странно, Егор. Родители этих детей никогда не устраивают разборок по поводу недостаточно чистой попы или трусов.
- Пусть вытирает, как сможет. Если будете рядом и поможете – хорошо, а нет, пусть сам. Ничего страшного, если не очень получается. Дома помоем и переоденем.
Женя внимательная, замечает на Анне Яковлевне новую кофточку. И затевает светский, взрослый разговор:
- Это кто тебе кофту купил?
- Не поверишь – сама купила!
На следующий день:
- А эту кофту тебе кто купил?
- Сама.
- И штаны?
- И штаны.
Женя округляет глаза:
- Ты самостоятельная, что ли?
Дорогие читатели! О том, как проходит жизнь в группе «Дюймовочка», какие ребятишки её посещают и чем необычен детский сад, вы сможете узнать в следующих публикациях.