Найти тему
Нижний 800

800 фактов о Нижнем. Канавинский мост

Оглавление
В черте Нижнего Новгорода 9 больших мостов: 6 из них пересекают Оку — метромост, Канавинский, Мызинский, Молитовский, Сартаковский и Стригинский, остальные 3 проложены через Волгу и находятся рядом друг с другом — Борский и железнодорожный, второй Борский.

Канавинский мост — первый постоянный мост через Оку в Нижнем Новгороде. Сегодня он соединяет нижнюю и верхнюю части города, находится рядом со Стрелкой — местом слияния Волги и Оки. У этой переправы интересная история.

Фото: Никита Духник
Фото: Никита Духник

Первую переправу в Нижнем на этом месте построили в начале 19 века. Мост был наплавным и соединял город с ярмаркой, когда торг от стен Макарьевского монастыря перенесли в Нижний Новгород. (До этого горожане добирались в район Канавино на лодках, а зимой переходили по льду).

Плашкоутный мост
Плашкоутный мост

Мост состоял из 17 барж-плашкоутов (а потому его называли Плашкоутным (понтонным), соединённых между собой и покрытых деревянным настилом. Это был самый большой наплавной мост в те времена в России, он достигала длины 500 метров.

Вид на Плашкоутный мост
Вид на Плашкоутный мост

По нему ездил гужевой транспорт, а позднее и самый первый российский трамвай, запущенный во время XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки в 1896 году. Деревянные конструкции моста приходилось менять каждые 10 лет, а на зиму мост и вовсе разбирали.

Фото: Андрей Орехов
Фото: Андрей Орехов

Современный Канавинский мост строился в 1930–1933 годах.

Разработкой занимались советские архитекторы А. В. Щусев, П. В. Помазонов и Н. А. Француз при участии инженера А. В. Крылова. Строительство велось под руководством нижегородского отделения «Мостреста». Движение по мосту открыли 2 апреля 1933 года.

Тогда он назывался Пахомовским в честь народного комиссара водного транспорта СССР Николая Ивановича Пахомова, потом получил название Окский, позже стал Канавинским.

Из архива редакции газеты «Нижегородская правда»
Из архива редакции газеты «Нижегородская правда»

Канавинский мост имеет арочную конструкцию: нагрузка распределяется между шестью арками, над которыми идёт транспортное и пешеходное движение. Массивные опоры изготовлены из металлобетона, дорожное покрытие — из асфальтобетона. Длина моста 795,5 метров, ширина — 23,6 метра.

-6

В годы Великой Отечественной войны эта переправа была единственным мостом через Оку. Вражеская авиация не раз пыталась уничтожить его.

На данный момент дорожная часть имеет шесть полос для автомобильного и грузового транспорта. Трамвай № 1 (старейший трамвайный маршрут «Чёрный пруд — Московский вокзал») ходил по переправе до 2009 года, но после реконструкции рельсы были демонтированы.