В черте Нижнего Новгорода 9 больших мостов: 6 из них пересекают Оку — метромост, Канавинский, Мызинский, Молитовский, Сартаковский и Стригинский, остальные 3 проложены через Волгу и находятся рядом друг с другом — Борский и железнодорожный, второй Борский.
Канавинский мост — первый постоянный мост через Оку в Нижнем Новгороде. Сегодня он соединяет нижнюю и верхнюю части города, находится рядом со Стрелкой — местом слияния Волги и Оки. У этой переправы интересная история.
Первую переправу в Нижнем на этом месте построили в начале 19 века. Мост был наплавным и соединял город с ярмаркой, когда торг от стен Макарьевского монастыря перенесли в Нижний Новгород. (До этого горожане добирались в район Канавино на лодках, а зимой переходили по льду).
Мост состоял из 17 барж-плашкоутов (а потому его называли Плашкоутным (понтонным), соединённых между собой и покрытых деревянным настилом. Это был самый большой наплавной мост в те времена в России, он достигала длины 500 метров.
По нему ездил гужевой транспорт, а позднее и самый первый российский трамвай, запущенный во время XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки в 1896 году. Деревянные конструкции моста приходилось менять каждые 10 лет, а на зиму мост и вовсе разбирали.
Современный Канавинский мост строился в 1930–1933 годах.
Разработкой занимались советские архитекторы А. В. Щусев, П. В. Помазонов и Н. А. Француз при участии инженера А. В. Крылова. Строительство велось под руководством нижегородского отделения «Мостреста». Движение по мосту открыли 2 апреля 1933 года.
Тогда он назывался Пахомовским в честь народного комиссара водного транспорта СССР Николая Ивановича Пахомова, потом получил название Окский, позже стал Канавинским.
Канавинский мост имеет арочную конструкцию: нагрузка распределяется между шестью арками, над которыми идёт транспортное и пешеходное движение. Массивные опоры изготовлены из металлобетона, дорожное покрытие — из асфальтобетона. Длина моста 795,5 метров, ширина — 23,6 метра.
В годы Великой Отечественной войны эта переправа была единственным мостом через Оку. Вражеская авиация не раз пыталась уничтожить его.
На данный момент дорожная часть имеет шесть полос для автомобильного и грузового транспорта. Трамвай № 1 (старейший трамвайный маршрут «Чёрный пруд — Московский вокзал») ходил по переправе до 2009 года, но после реконструкции рельсы были демонтированы.