Если вы живете в большом городе, как Москва, то ужаснуться и навсегда отказаться от идеи вождения - вообще нормальное чувство.
Впервые выехав на ТТК, я представила, что больше ни за что не буду водить и просто не смогу в таком движении понимать, куда я еду. Я не могла поверить глазам, что разрешенная скорость для авто достигает 100 км/ч. Потому что 100 км на трассе и в городе - это огромная разница. На трассе нет мелькающих зданий, потока в 4 ряда и кучи съездов/мостов/путепроводов.
Спустя 2 месяца езды мне было прекрасно, комфортно, и я навсегда влюбилась в местечко между водительским сиденьем и рулем.
Причина страха.
Мы не будем говорить о случаях, когда человек осознанно не хочет водить. Ну то есть он нашел для себя категорические причины отказа от этого.
Рассмотрим именно такое положение дел, когда вы искренне рветесь за руль, но панически сконфужены, когда за него попадаете.
Необходимо сразу разобраться и признаться, что является причиной страха:
🔔 Отсутствие навыков и уверенности в знании правил.
🔔 Кто-то учил в деревне и ругал во время неудачного вождения.
🔔 Страх попасть в аварию/повредить автомобиль, себя.
🔔 Непонимание устройства автомобиля и работы коробки передач.
🔔 Отсутствие насмотренности - в семье никто не водил, страшно.
Все остальные страхи можно отнести к одной из этих категорий: боитесь перестраиваться, не чувствуете габаритов автомобиля, не понимаете или не успеваете посмотреть на разметку, не можете вспомнить знак, не понимаете, как одновременно уследить за всеми важными зонами - смотреть в боковые зеркала, включать поворотник, переключать передачу и помыть лобовое от грязи в один и тот же момент.
Побеждаем страх - шаги к успеху.
Разберемся с каждой из причин кратко, а может и объединим некоторые.
1️⃣ Отсутствие навыков и уверенности в знании правил.
Это тренируемо - самое важное, что стоит запомнить. Сейчас вы на старте, как в любом деле, которое когда-то начинали в своей жизни.
Решение: Вы не знаете правил и не делали этого прежде, но так было и с первым словом, и с первым шагом, и со школой, и с первой любовью. Потом вы втягиваетесь и принимаете правила. Они подгружаются на оперативную память и вы следуете им незаметно, как дышите. Вы же не дышите специально? Это автопилот. Так будет и с вождением😌
Именно поэтому вы идете в автошколу, обучаетесь и сдаете экзамены. Учить ПДД надо не для инструктора, а для себя, погружаясь в ситуации и вникая в детали. Это даст вам преимущество и подарит уверенность при переходе к практике.
Практика будет с инструктором, который (сразу заглядываем в причину 2 с неудачным учителем) будет понимать ваше состояние и поможет разобраться во всем.
Главное: учить знаки и понимать свои права и обязанности как водителя. Внимательно слушать инструктора и изучать причинно-следственные связи. К примеру, на лежачего полицейского не стоит заезжать с зажатыми тормозами, так как может вырвать стойку, а в поворот не стоит заходить на зажатом газу, лучше отдаться силе тяги и притормозить перед входом в поворот, иначе снесет автомобиль. Когда понимаешь причину, выучить правило легче.
2️⃣ Кто-то учил и ругал во время неудачных попыток.
Вас может учить очень близкий человек или вторая половинка, или еще кто-то, кому вы доверяете. Но каким бы хорошим человеком он не был, инструктором он может оказаться никуда не годным.
Вам такой “урок” отобьет желание и веру в себя.
Решение: не делать так. А если уже появился негативный опыт (у меня было 3 раза), не бояться попробовать снова. С инструктором, даже если уже есть ВУ, и вы ни разу не водили после автошколы - просто возьмите несколько уроков и задайте все вопросы, которые вас беспокоят - как по теории, так и по практике езды.
Главное: не сдаваться после 1 попытки, верить в свои силы, ведь желание у вас есть, а значит оно пришло с силами на реализацию.
3️⃣ Страх попасть в аварию/повредить автомобиль, себя.
От природы не убежишь, и от нежелательных расходов тоже. Инстинкты работают как часы: страшно столкнуться в потоке, в пробке, задеть бордюр или ограждение, страшно не войти в поворот или наехать колесом на что-то потенциально опасное. Но это, как было сказано выше, постепенно растворится.
Решение: никуда не торопиться и ни с кем не соревноваться. Не ввязывайтесь в обстоятельства, в которых не готовы быть расслабленным. Что я имею ввиду? Не надо ни с кем тягаться на светофорах, это рассеивает внимание неопытного водителя. Не стоит слушать советы пассажиров при принятии решения о маневрах в потоке, не добавляйте скорости, если вас поджимают - лучше уступите. Не берите дорогую машину у товарищей, чтобы попробовать себя в деле. Даже если они настаивают.
🅿️ Делайте предпродакшн парковки - этаким словосочетанием я называю осмотр места для парковки или осмотр местности при выезде откуда-то: нет ли низких клумб, высоких бордюров, мини-заборов или ограничителей проезда, на которые вы наткнетесь, не увидев их в зеркала или даже в камере, если она есть.
Эффективным методом борьбы со страхом покалечить автомобиль будет покупка своего. Это и вправду облегчает жизнь. Вы становитесь в ответе перед самим собой. Причем лучше выбрать б/у агрегат с недорогим обслуживанием и низкой стоимостью кузовных запчастей, чтобы в случае любых повреждений вам предстоял низкобюджетный ремонт и душевное равновесие.
На своей машине не так страшно сжечь сцепление (если оно есть), помять бампера, открыть дверь в столбик, поцарапать диск или разбить фару. Вас никто не наругает, кроме вашего эго. Сделайте страховку и покоряйте дороги в спокойном режиме уверенного новичка.
4️⃣ Непонимание устройства автомобиля и работы коробки передач.
Решение: При понимании механического устройства некоторых агрегатов, становится менее страшно управляться с техникой. Водитель должен понимать, что контролировать может он, а что от него по тем или иным причинам не зависит. Именно поэтому стоит на время углубиться в вопросы устройства машины, на крупноблочном уровне. А также прочитать или посмотреть “болячки” и возможные неполадки со своим автомобилем на Ютубе.
Главное: Вы будете подготовленным бойцом в критической ситуации. Конечно, поверхностных знаний не хватит для ремонта неисправности, но они снизят уровень тревоги и паники в случае происшествия. Да и незнакомых терминов, звуков и лампочек будет гораздо меньше, что также станет деталькой пазла вашей уверенности, как водителя💪
5️⃣ Отсутствие насмотренности - в семье никто не водил, страшно.
Серьезный психологический потомственный барьер для становления водителем. А для некоторых еще и бустер желания сесть за руль как можно быстрее, ведь в семье никто не водил - я буду, я хочу, у меня получится.
Решение: я сама из этой ситуации. И всей семьей всегда меня отгоняли веником от идеи получения прав и покупки авто.
Страшно, аварии, увечья, дорого, опасно, кругом одни лихачи, не ты, так тебя.
Но ни один из аргументов не стал весомым, и я лет с 16 точно решила, что когда вырасту - буду водить, ведь это неизведанный запретный мир. Отсутсвие насмотренности не помешало мне понять, как все работает после 10 поездок пассажиром с хорошим водителем. Дело было на механике, и я все схватывала на лету.
Главное: Пылкое желание сформировало гештальт - хочу, и пока не сделаю - не успокоюсь. Это очень помогло победить страх, слезы, отчаяние при провалах, тремор при виде инспекторов. Я испытывала ужас от осознания габаритов машины, даже простого седана, а тем более еще больший "паникюр" от 3-х педалей и 5 передач. Но упорное желание сделало из меня водителя - ответственного, понимающего, который даже получил признание от вечно трясущихся родственников. В подарок - статус бесплатного такси.
Итоги и выводы.
Я буду очень рада, если вы найдете себя в этих словах и ситуациях, сможете вернуться к вождению или только начнете этот интересный путь. Если бы обстоятельства были непреодолимы, мы бы не имели пробок на дорогах и забитые парковки.
Пройдитесь по чек-листу перед поездками:
✅ Что взять с собой (шнур для зарядки, бутылку воды, документы, прочие мелочи, важные для вас в конкретной поездке)
✅ Каков мой маршрут (какой/какие пункт назначения)
✅ Надо ли мне на заправку (где ближайшая, с какой стороны бак)
✅ Есть ли жидкость омывателя (долить, купить по пути)
✅ Парковка будет проблемной в пункте назначения или свободной (проверить по карте, продумать, где оставить машину, если проблемная)
✅ По какой дороге прокладывает маршрут навигатор (выбрать не самую короткую, а самую удобную для вас)
✅ Попадутся ли мне сложные участки дороги (круговое движение, разворот, трамвайные пути, сложные перекрестки - повторите правила разъезда на них)
✅ Чистые ли боковые зеркала (протрите перед поездкой)
✅ Настройте под себя сиденье и все зеркала, не включайте музыку громко, но и не выключайте совсем, ведь от вождения надо получать удовольствие.
Купите подходящий держатель для телефона, чтобы создать дополнительный комфорт при поездке. Поставьте новые дворники, если ваши плохо проходят по стеклу, чтобы ничто не помешало вашему обзору.
Брать кого-то с собой или нет - это дело очень персональное. Для меня вождение в одиночестве всегда было самым приятным и безопасным.
Уверенность и понимание того, что происходит вокруг, когда вы едите на автомобиле - это ключевые параметры удачного безаварийного вождения.