Найти тему

Как победить выгорание? Чем вам помогут коллеги?

Оглавление
Photo by Verne Ho on Unsplash
Photo by Verne Ho on Unsplash

Опять ненадолго придется завести “шарманку” и повторить многократно сказанное: 2020 год был испытанием для всех — родителей, детей, бизнесов, властей, государств и даже (несомненно, хотя не об этом наш материал) для космической отрасли. Кто-то поправился, работая на удаленке, кто-то одичал и забыл, как бриться, мыться, носить каблуки и проводить оффлайн-встречи. Кто-то утратил связь с коллегами или даже потерял работу. Шутки — шутками, но статистика показывает, что рост психически нестабильных состояний, тревожности и депрессии заметно ускорился в 2020 году.

Если вы тоже ощущаете свое выгорание и усталость, то эта статья — для вас. Поговорим о том, как люди и команды могут с этим явлением справляться. Чтобы оно не перешло в более серьезную, клиническую депрессию. Которую уже придется лечить медикаментозно.

Типичные причины выгорания

Не только в пандемию люди могут чувствовать себя изолированными и одинокими. Основные причины выгорания — таковы:

  1. Перегруженность задачами — как рабочими, так и личными. Шеф подгоняет с проектами, дедлайны горят, дома дети на дистанте или кто-то болеет, и т.п.: вы как белка в колесе и вряд ли это все называется здоровой обстановкой.
  2. Ухудшение связи с другими людьми — коллеги, родственники, партнеры по работе, мужья и жены. В одном случае, на расстоянии коммуникация рассеивается — “понимательность” между сторонами (например, в рабочих процессах) теряется и, как итог, каждый либо что-то додумывает за другого, либо утрачивает интерес к общению. В другом случае — вынужденное нахождение вместе, без возможности выйти в другой мир (например, из домашней “самоизоляции” — с друзьями в бар или фитнес-клуб), тоже ухудшает отношения между людьми. И хотя периоды самоизоляции в большинстве стран уже давно позади, их последствия будут нам еще долго аукаться. Тем более, что статистика показывала еще год назад рост числа разводов : вряд ли люди, испытавшие подобное на себе, могут быть 100% эффективными работниками.
  3. Дисбанланс между работой и личной жизнью — как говорится, тут граница проходит в сердце каждого отдельного человека. Но все же пандемия буквально физически размыла грань, отделяющую рабочее от учебного и личного. Мы сейчас пересобираем себя и свои привычки.

Особо сложная тема — выгорание у творческих людей. Например, в TRIKO работает более 50 человек: аккаунт- и продакт-менеджеры, копирайтеры, дизайнеры, видеографы, программисты, маркетологи. Наша работа — творческая, поэтому и коллектив соответствующий. Но наш результат — не физический, часто вообще неощутимый. Множество действий и идей, которые мы производим, никогда не увидят свет: приходится создавать по 20, 30, 50 идей, из которых заказчиком будет выбрана всего лишь одна, идеальная. Поэтому креативщики выгорают, как нам кажется, чаще других. Но, наш коллектив остается стабильным, а текучесть кадров низка. Потому что в команде TRIKO каждый умеет выявить признаки выгорания “на подлете” и реанимировать творческий потенциал людей.

-2

Как определить выгорание

Заметить у самого себя выгорание можно. Сверьтесь с этими тремя признаками — может быть, они заметны в вас или близких вам людях?

1. Человек молчит больше, чем обычно. Если это происходит с вами, то это, скорее всего ощущается как нежелание говорить, потому что “и так все ясно, зачем лишний раз открывать рот?” Тут еще важна динамика: например, человек раньше на совещаниях и в рабочих группах был активен, разговорчив и смешлив — а теперь сидит весь в своих мыслях и молчит. И этот человек — ваш коллега или вы сами.

Один профессиональный нюанс: у нас предложение идей любого порядка входит в KPI. Поэтому, если сотрудник отмалчивается, мы думаем — он либо слишком устал, либо пересматривает свое отношение к нашей компании.

2. Человек ищет новые посторонние проекты. Если речь о вас, то это может быть навязчивая потребность “прокачать” что-то ранее не опробованное. Выглядит как эскапизм, попытка вместо решения существующих нерешенных задач, найти себе новые занятия. Сам по себе поиск новых задач и проектов — неплох. Но, если у вас не доведен до ума один проект, а вы уже хватаетесь за другой, то, возможно, вы выгорели и просто таким образом пытаетесь “соскочить”.

Если речь идет о других людях, то обратите внимание на объем фриланса или сторонних работ, которые на себя берет человек. У нас в агентстве, например, считается нормальным иметь фриланс “на стороне” — он дает опыт, новые знания и может быть полезен всей нашей команде. Но, если объем фриланса равен объему основных рабочих дел, а сами заказы профильные, то тут есть вопрос: человек устал от наших проектов временно или совсем? Ему нужен отдых, переключение или он таким образом хочет потихоньку “слиться” из агентства?..

3. Человек теряет контроль над временем и задачами. Раньше как-то все успевал, а сейчас на ровном месте — ошибки, пропущенные звонки, неотвеченная почта, сорванные дедлайны. Как правило, при этом есть еще и проблемы со сном и питанием, человек регулярно опаздывает и жалуется на усталость. Если это длится месяцами, то, возможно, это уже депрессия.

-3

Некоторые разделяют выгорание и «обычную» лень, хотя это вещи одного порядка, причина и следствие. Лень — самая явная, визуальная стадия выгорания, когда начинаются прогулы и нарушения дисциплины.

Что делать с выгоранием?

Чтобы самое ужасное предупредить или вовремя поймать, нужны идеи, примерно одинаковые как в рабочей, так и в личной плоскости.

Метод “Досье”: когда вы знаете, что умеет, любит и на что способен человек — вы можете вовремя отследить и исправить негативные изменения. В работе метод применяется в виде карточек на сотрудников компании с описанием их характеристик: как ведет себя в штатных или экстренных ситуациях, в чем хорош, какие есть хобби, какие перспективы видит в себе и.т.п. Знание особенностей каждого позволяет точечно корректировать коммуникацию и работу. В личной жизни метод представляет собой “опросник самого себя”: что я умею, чего я хочу, в чем мои сильные стороны, какой стиль работы или общения я использую и т.п. Честное понимание себя поможет поймать необычные и негативные изменения в себе.

Метод “Опрос-корректировка”: картотеку на себя или других нужно постоянно “освежать”. В работе это — еженедельные опросы сотрудников по текущей ситуации: это и обновление карточек сотрудников, и “разведка” с целью помочь человеку в работе и не допустить выгорания. В личной жизни это — самостоятельная постоянная корректировка собственного видения себя и своих ощущений, потребностей и самочувствия, с учетом происходящего в реальной жизни.

Метод “Сцепка-звено” : объединение с кем-либо в “звено” для выполнения общей процессной задачи. В работе это закрепление Buddy или звена по спортивному принципу — нужно объединить двух людей под выполнение определенной задачи. Тогда они смогут не только помочь друг другу, но “выровняться” эмоционально и коммуникативно, по принципу сообщающихся сосудов. В личной жизни это возможность либо найти себе партнера для исполнения рутинных задач, либо обратиться за помощью и поддержкой в их решении к другу, партнеру или психологу.

Метод “Дистант как способ корректировки”. Если сотрудник может работать на удаленке, то ему можно предложить или работу из дома или, например, поехать в путешествие, с единственным условием — в рабочее время быть на связи. Это не отпуск с отдыхом, а именно смена обстановки. То же и в личной жизни: вы можете уехать в деревню к бабушке и работать или решать свои задачи оттуда — сделайте это. Хотя бы попробуйте. Может, вам не хватало банальной смены обстановки.

Метод “Креативная или нетипичная задача” . В работе это означает постановку человеку задачи, выходящей за рамки его компетенций — такой, которая не была бы частью его основных рабочих обязанностей. Например, если он дизайнер — дать ему задачу придумать текст (и наоборот). Так стимулируются другие зоны мозга, плюс формируется понимание, что у коллег задачи не “проще и примитивнее”: сознание может перезагрузиться, избавляясь от ложных или стандартных представлений. В личной жизни этот метод состоит в поиске того, чем вы никогда не занимались раньше. Главное — не “убегать” от нерешенных проблем, а найти способ потренировать мозг на нетипичных задачах и проектах.

Если ни один из этих методов не работает, то можно предложить человеку (или самому себе) поговорить обо всем откровенно. На работе — с начальством, HR-специалистом или штатным психологом (если он есть в компании). Возможно, сам факт разговора позволит выплеснуть эмоции и наболевшие обиды. Если нет, последним рубежом остается отпуск — но настоящий, без звонков с работы про “ой, у нас тут не включается, а ты знаешь пароль” и т.п.

Мы в агентстве не раз отпускали на отдых сотрудников на срок куда больший, чем положено по трудовому законодательству РФ. Потому что:
а. Имелась такая возможность,
б. Конкретный сотрудник был очень ценным.

И, знаете, это срабатывало: человек возвращался полным сил, энергии и творческих идей. Возможно, бизнесменам, которые не мыслят компанию без офисных правил и 8-часового рабочего дня, такой вариант не кажется хорошим. Но тогда ответьте себе, что вам ценнее: сотрудник, который приносил вам прибыль и успехи в прошлом, или ваш страх использовать необычные формы помощи своим работникам?..

В качестве итога хочется напомнить еще одно очевидное (раз уж мы начали с очевидного, им же и закончим): сейчас весна — не только время пробуждения, но и период активной сезонной усталости и авитаминоза. Можно и нужно пить витамины, помня о главном: если вы чувствуете, что вы сами или кто-то из вашей команды близок к выгоранию — не дожидайтесь критической стадии, действуйте сейчас. Помогите коллеге, подчиненному или партнеру. Ведь если человек ценен, как сотрудник или друг — вы его не бросите. А если выгораете вы сами? Поможете сами себе?