В канун юбилейного вечера юной художницы Нади Рушевой, проходившего в школе ее имени и куда меня пригласили для выступления, перелистывая монографию, посвященную ее замечательному творчеству, в предисловии к книге, я обнаружил любопытный для себя факт. Оказывается нас, с будущей художницей, в детстве водили в один и тот же садик/ясли. И принадлежал он 1-му ГПЗ, в просторечье «Шарику», там в те времена трудился мой отец.
Располагался сад на 1-й ул. Машиностроения, где жила тогда моя семья. Построенный одновременно с заводом в начале 30-х годов сад имел свою территорию, огороженную высоким забором из железных прутьев. Благодаря заботе и уходу к середине 50-х прилегающий участок просто утопал в зелени. И, тем не менее, в летние месяцы детей вывозили на загородные дачи, на свежий воздух, ближе к природе, на ст. « Жаворонки».
Поскольку мы с Надеждой были погодками, то, естественно, мелькнула мысль, а не встречались ли мы в той жизни? Для проверки этой версии я бросился заново изучать свои фотографии тех лет. Но, к сожалению, подтверждения возникшей догадке не обнаружил. Среди детей, окружавших меня на коллективных снимках, Нади не было. А жаль. Тогда бы школьный музей юной художницы пополнился новым фотодокументом. Не получив свидетельства прямого контакта, оставалось тешить себя мыслью, что временным приютом для нас служили одни и те же стены.
Всматриваясь в лица сверстников, я невольно перенесся мыслями в детство. Из рассказов родителей помню, что после первого дня проведенного в саду, куда меня удалось пристроить в середине года, мама спросила: «Понравилось ли мне там и есть ли в нашей группе симпатичные девочки?» На что я со вздохом ответил: «Всех хороших разобрали». Видимо, ребенку и суток хватило, чтобы дать оценку и девочкам, и сложившимся внутри коллектива отношениям, а затем безропотно принять их как данность.
Зато в другом случае с заведенными порядками смиряться не пожелал. При распределении индивидуальных шкафчиков для верхней одежды я занял тот, у которого на дверце красовался парящий в небе самолетик. Увы, это был не только мой выбор. Еще один карапуз, видимо тоже мнящий себя будущим летчиком, устремился к захвату, и теперь каждому из нас предстояло в "жестком" единоборстве отстаивать свою заветную мечту. Вмешавшаяся воспитательница, недооценив степень конфликта, посоветовала мне, как новенькому, уступить супротивнику и переложить свои вещи в соседний шкаф с лиловым баклажанчиком на дверце. По недомыслию она даже не понимала, как нелепо звучит ее предложение в создавшейся ситуации. Ну как можно не видеть разницы между самолетом и баклажаном? Понятное дело: хотя и взрослая, все равно девчонка. Пришлось проявить упорство и «поле битвы» осталось за мной.
Вспомнился еще один пример, говорящий об отсутствии чуткости у взрослых и их непонятливости. Однажды, уступив моим настоятельным просьбам, родители подарили мне голубой барабанчик. Я им очень гордился и, конечно, желая поделиться радостью, понес в сад, ничего при этом, не сказав родителям. Дети часто берут любимые игрушки с собой как частичку домашнего мира, чтобы с их помощью сгладить щемящее чувство одиночества, возникающее вдали от родных.
В барабан я, естественно, барабанил(ну, а что с ним еще делать?).Давал и другим. За что вскоре был наказан и лишен своего подарка. Моего громкоголосого друга конфисковали и закрыли на ключ в большом шкафу, служившем показушной витриной. Там, в безмолвном заточении, на потребу всевозможных комиссий уже пылились его казенные собратья.
После этого мой голубенький барабанчик, томящийся среди других, краснобоких, стал мне еще роднее и дороже. В минуты одиночества и детских обид я подходил и долго смотрел на него сквозь стекло, желая как- то поддержать плененного товарища. Вернуть «нарушителя спокойствия» обещали только через родителей, а мне не очень хотелось огорчать их признанием в самовольном поступке. Дальнейшая судьба «узника» неизвестна. Надеюсь, он все же успел порадовать кого-то другого своей задорной дробью.
С каждым подобным случаем, взрослые безвозвратно утрачивали свой авторитет и мое доверие к ним. Поэтому, став молодым отцом, я всегда старался с чуткостью и пониманием относиться к детскому мировосприятию дочери.