Ценовой vs неценовой отбор.
Для опытных участников торгов не секрет, что законодательство о закупках предусматривает как ценовые , так и неценовые критерии отбора. Но, если первые встречаются нам в заявках регулярно (предложенная цена контракта, стоимость эксплуатации объекта закупки и т.д.), то о вторых многие даже и не слышали. Хотя именно им в большом количестве отраслей отводится приоритетная роль (например, в конкурсах на создание и обслуживание информационных систем соотношение ценовых и неценовых критериев отбора 30/70, реставрацию культурных объектов 40/60 и т.д.).
Что же относится к неценовым критериям отбора:
- Наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема;
- Квалификация трудовых ресурсов;
- Обеспеченность материально-техническими ресурсами;
- Обеспеченность трудовыми ресурсами;
- Наличие финансовых ресурсов;
- Деловая репутация и др.
Так почему же при столь высокой важности с точки зрения законодательства, неценовыми критериями нередко пренебрегают? Все дело в крайне высокой степени трудоемкости применения неценового отбора на практике. В отличие от рассмотрения ценовых предложений, оценка опыта и квалификации участников обязывает заказчика разработать многофакторную систему оценивания с присвоением коэффициентов весомости, собрать и перелопатить горы документов о деятельности компаний, проверить их достоверность, произвести и только после этого определить итоговый рейтинг. Не слабый объем работ для заказчика, если учитывать параллельное проведение нескольких закупок согласно планам-графикам.
Система оценки НФС – автоматизация неценового отбора.
Тем не менее, любой вдумчивый пользователь системы закупок понимает, что у ценового отбора есть много минусов, главным из которых является ситуация, при которой побеждает не самый квалифицированный исполнитель, а тот, кто предложил наименьшую цену. Но выход есть. Он заключается в частичной автоматизации процесса неценового отбора и снижении его трудоемкости для заказчиков.
Один из вариантов решения – система нормативной оценки НФС . Это уже готовая система многофакторного оценивания, которую любой заказчик может встроить в квалификационный этап своей закупки.
Как работает система оценки НФС?
Система НФС построена на параллельном участии в закупке оценивания всех поставщиков по 10 качественным критериям неценового отбора.
Механизм работает следующим образом:
- Заказчик интегрирует в пакет запрашиваемых документов требование о прохождении оценки НФС (как правило предоставляется свидетельство НФС или выписка из реестра НФС).
- Параллельно с подачей документации для участия в закупке, поставщики предоставляют необходимую информацию в центр оценки НФС.
- Центр оценки производит сбор информации о всех участниках закупки, ее проверку и подсчет индекса квалификации – сводной количественной величины оценки опыта и квалификации.
- Участник закупки получает официальное заключение в виде свидетельства НФС или выписки из реестра НФС с указанием индекса квалификации и предъявляет заключение в составе заявочной документации.
- Заказчик учитывает данные индекса квалификации в процессе подведения итогов торгов.
- Для удобства заказчиков и с целью противодействия фальсификации итогов оценки, все данные о публикуются в открытом реестре системы оценки НФС с детальным отчетом по каждому из 10 критериев оценки.
Таким образом, заказчик перекладывает основной объем работы по проведению неценового отбора на центр оценки НФС, который в свою очередь выступает для заказчика, как выделенный центр обработки и проверки достоверности данных.
Кто оплачивает услуги НФС?
На данный момент - это наиболее спорный нюанс в применении системы оценки НФС. Вопреки известному выражению, платит здесь не тот, кто заказывает.
Система НФС является негосударственным коммерческим проектом, который предоставляет услуги автоматизации и ускорения процесса проведения неценового отбора заказчикам. Деятельность же центров НФС оплачивают участники закупок, которые, хотя и на добровольной основе, проходят процесс оценки впервые. Последнее, безусловно, является значительным минусом системы НФС, который, тем не менее, перекрывается многочисленными выгодами от ее применения для системы закупок в целом.