В любой профессии или точной научной дисциплине есть свои специфические единицы измерения. Для телефонии и сотовой связи в частности, пожалуй, самой популярной единицей служит эрланг или сокращённо Эрл. Про неё не рассказывают в школах и если вы никогда не работали в этой отрасли, то вряд ли об этом слышали. Поэтому я решил рассказать вам по подробнее об этом.
Эрланг - это единица измерения трафика в телекоммуникационных системах. 1 эрланг равен использованию канала связи в течение одного часа. К примеру, если вы разговаривали по домашнему телефону в течение 30 минут, то можно сказать, что Вы создали нагрузку на телефонную линию 0,5 Эрл. Точно также если Вы поговорили по мобильному телефону в течение 15 минут, никуда не перемещаясь, то была создана нагрузка на сотовую вышку 0,25 Эрл.
Точно также и в сотовых компаниях анализируют нагрузку на свою сеть с помощью этой единицы. Например, нагрузка на сотовую станцию 10 Эрл/час говорит о том, что если сложить длительность всех телефонных разговоров, которые совершили в пределах обслуживания этой станции, выйдет 10 часов за 1 час. Всё просто 🙂
Именно ориентируясь на показатели голосовой нагрузки, выражаемой в эрлангах в сотовых компаниях планируют строительство новых станций и расширение ёмкости сети.
Единица измерения "эрланг" была так названа в 40-х годах прошлого века в честь датского учёного Агнера Крарупа Эрланга, который разработал теорию массового обслуживания и опубликовал её в 1909 году. Несмотря на то, что разрабатывал он эту теорию как инженер телефонной компании и главным применение её была именно область связи, возможности её использования куда шире.
Самыми знаменитыми и практически важными его наработками были формулы Эрланга A, B, C, которые для систем массового обслуживания разного типа (с отказами, или с ожиданием, или и тем и другим) позволяли рассчитать нужный ресурс при разной нагрузке. В случае с телефонией ресурсом являются каналы связи, если это колл-центр, то число операторов, а если это ресторан быстрого питания, то число касс.
Как Вы понимаете, областей применения этих формул трудно пересчитать. Даже спустя 100 лет теория массового обслуживания остаётся актуальной и используется каждый день, в том числе и в сотовой связи, о которой тогда даже и не мечтали.