Данная публикация является переводом статьи американского военного эксперта Джона Гутмана, которая была опубликована на платформе "History Net" в 2019 году. Дословный перевод без какой-либо моей перепроверки изложенной в ней технической информации. Другие мои статьи об этом вертолете, Вы можете найти по ссылкам ниже.
В начале 60-х годов Советскому Союзу понадобился вертолет, способный быстро доставить десант к месту боевых действий и обеспечить ему поддержку с воздуха. Чтобы удовлетворить это требование, в 1966 году Михаил Миль спроектировал большой и грозный штурмовой вертолет, которому не было аналогов в мире.
Новая конструкция вертолета, получившего название МИ-24А-10, стала всемирно известна 21 сентября 1978 года. В тот день, летчик-испытатель Гурген Карапетян развил на нем скорость в 199.13 узлов (368.7 км/час). Удивительно, но этот рекорд скорости вертолета был побит только спустя долгие 8 лет.
Вертолет Ми-24А (кодовое название по НАТе Hind-A), поступил на вооружение вооруженных сил СССР в 1970 году. Его большая застекленная кабина и боковое расположение командира и штурмана-оператора вызвали много критики со стороны экипажей. Все эти замечания были учтены, в новой модификации вертолета Ми-24Б. К сожалению, к тому времени Михаила Миля уже не было в живых. На новой машине была установлена башня УСПУ-24 с четырехствольным 12,7-мм пулеметом ЯкБ и усовершенствованным противотанковым управляемым ракетным комплексом.
Ми-24 стал еще более известен во время войне в Афганистане, где он понес тяжелые потери от поставляемых моджахедам ракет класса "Стингер", которые поставлялись из США. Но до этих событий вертолет уже "нюхнул пороха", в войне между Эфиопией и Сомали в 1977-1979 годах. С тех пор "Крокодил" оказывал воздушную поддержку войскам Вьетнама, Ирака, Ливии, Сирии, Никарагуа, Перу, Хорватии, Югославии и Македонии.
После распада Советского Союза, "Холодная война" сменилась многочисленными локальными войнами, и в первую очередь в Чечне. Там было задействовано много модификаций этого невероятного вертолета.
В 1980-х годах появились Ми-24В (Hind-E) и его экспортная версия Ми-35, с двигателем ТВ3-117, улучшенными авионикой, автоматическим прицелом АСП-17В и более широким спектром вооружения, включая ракеты класса "воздух-воздух" R-60 AA-8 Aphid (экспортная версия советской ракеты Р-60). Для дополнительного пробивания техники пртивника, на Ми-24П установлена неподвижная 30-мм двуствольную пушку ГШ-2-30.
Наиболее широко используемые варианты, это Ми-24В и Ми-35. Они всё еще находятся в ограниченном производстве. Модернизация в области мощности, маневренности, авионики, управления огнем и вооружения, осуществляемая не только в России, но и компаниями в Израиле, Южной Африке и Франции, что привело к появлению новых, еще более смертоносных моделей.
Вертолет долгие годы остается в строю и любим экипажами за живучесть и огневую мощь. Возможности по его модификации позволят ему еще долго присутствовать на полях сражений. Отличный вертолет, который несомненно заслуживает уважения.
Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!