25 декабря 1761 года, в день Рождества, умерла императрица Елизавета Петровна, младшая дочь Великого Петра. Как только она скончалась из ее покоев в приемную, где собрались высшие чины империи, вышел старший сенатор-князь и фельдмаршал Никита Юрьевич Трубецкой - и объявил, что ныне «государствует его величество император Петр III».
Вечером того же дня, наследник престола, учинил в традиционном месте проведения веселых празднеств, куртажной галерее, радостное пиршество, не скрывая своего ликования.
Сделал ряд перестановок, в отставку ушел генерал-прокурор князь Яков Петрович Шаховской, а на его место назначил Александра Ивановича Глебова. Екатерина Алексеевна прокомментировала: «То есть слывущий честнейшим тогда человеком отставлен, а бездельником слывущий и от уголовного следствия спасенный Петром Шуваловым, сделан на его место генерал-прокурором».
До погребения Елизаветы Петровны все дни Петр Федорович ездил из дома в дом, празднуя Святки и принимая поздравления с восшествием на престол, что возмущало жителей Петербурга.
Такое поведение Петра сыграло на руку его жены Екатерины, которая в эти дни сумела тонко, ловко и умно проявить способности и качества души и характера, привлёкшие к ней сердца лучших сановников и военных, увидевших огромную разницу между новым императором и новой императрицей. Те же чувства вызывала и у дворцовых служащих, духовенства и простых людей.
Через месяц, 25 января 1762 года тело Елизаветы Петровны, было погребено в Петропавловском соборе.
Далее последовали Манифесты, подписанные Петром III , о ликвидации Конференции при высочайшем дворе, передав ее функции Сенату и Коллегии иностранных дел, о роспуске Тайной канцелярии, обнародовал самый значительный акт своего царствования «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Потом его сравнили с манифестом об освобождении крестьян, вышедшем через 99 лет 19 февраля 1861 года.
Что еще натворил император в свое царствование, он подписал Указ «О защите раскольников от чинимых им обид и притеснений», и наконец 1 марта 1762 года –о секуляризации церковных и монастырских земель. По этому указу деревни и земли, ранее принадлежащие церкви, переходили под управление государственных чиновников. Это сделало русское духовенство злейшим врагом Петра.
Уважаемые читатели, мы возвращаемся к опальным персонажам Бирону и Миниху, которые были помилованы Российской империей. Они объявились в Петербурге весной. Герцог Курляндский въехал в роскошной карете и в мундире обер-камергера, с Андреевской лентой через плечо; Миних-в фельдъегерской повозке, в мужицкой сермяге и старых сапогах. Направляясь в столицу, старый Миних не знал, что у него остался сын, и когда у въезда в город его встретили тридцать три родственника, стали обнимать и целовать его, Миних заплакал в первый и последний раз в своей жизни.
Миниха и Бирона не видели в городе на Неве двадцать лет, но память о них сохранилась. Они по-прежнему враждовали друг с другом. Когда они оказались за одним столом, к ним подошел Петр III и сказал:
- А вот два старых, добрых друга - они должны чокнуться…
Петр сам налил им вина и протянул бокалы. Но вдруг к императору подошел генерал-адъютант Андрей Васильевич Гудович и, что-то прошептав ему на ухо, увел Петра в соседнюю комнату. Как только они вышли из зала, Бирон и Миних поставили бокалы на стол и, обменявшись злобными взглядами, повернулись спинами друг к другу.
Как оказалось Гудович предупредил Петра о готовящемся дворцовом перевороте в пользу Екатерины Алексеевны, но не дальновидный Петр не придал этому значение, хотя генерал долго убеждал его в достоверности сообщения и крайне необходимости в энергичных мерах. А слухи эти, как показали следующие события, не были безосновательны.
О возникновении заговора и его участниках читайте в следующей статье. Материал публикаций взят из источников неофициальной истории России.
Подписывайтесь на канал Старик Хоттабыч. Спасибо за комментарии, мнение, поправки, мне приятно с Вами общаться. Не забывайте ставить лайки. Мой канал на ютуб https://www.youtube.com/channel/UCgctH-TcUKRp__RqH3lGCzQ