Каждое воскресенье Великого поста имеет два значения. С одной стороны, каждый из них соединяется с ритмом, в котором раскрывается духовная «диалектика» Великого поста. С другой стороны, в ходе исторического развития Церкви почти каждое воскресенье приобрело другое значение. Итак, в первое воскресенье Православная Церковь празднует Торжество Православия, вспоминая поражение иконоборчества и восстановление иконопочитания в Константинополе в 843 году нашей эры. Связь празднования этого праздника с Великим постом носит чисто случайный и исторический характер. : в это воскресенье произошло первое «торжество Православия».
То же самое и с освящением второго воскресенья Великого поста. Гжегож Палама. Осуждение его противников и одобрение Церковью в XIV веке его учения были приняты как второй триумф Православия, и поэтому ежегодное празднование этого события было назначено на второе воскресенье Великого поста. Хотя они очень важны, оба праздника не имеют отношения к Великому посту как таковые, и поэтому мы исключим их из сферы нашего обсуждения здесь. Связь с Великим постом подтверждается литургическими реликвиями св. Ян Лествичник (Климак) в четвертое воскресенье и св. Мария Египетская в воскресенье пятое. В глазах Церкви они оба являются идеальными представителями христианского аскетизма; ул. Ян Лествичник выражал идеал аскетизма в своих произведениях, а св. Мария в своей жизни. Их поминовение во второй половине Великого поста явно предназначено как ободрение и вдохновение для верующих в их духовных подвигах Великого поста. Но поскольку аскетизм - это то, что нужно не только помнить, но и практиковать, а память обоих святых призвана стимулировать наши индивидуальные постные усилия, мы рассмотрим его значение отдельно в последней главе книги.
Первая и основная тема Великого постного воскресенья привлекает наше внимание при чтении Апостольских посланий и Евангелий. Чтобы понять их порядок, нам нужно еще раз напомнить себе об изначальной связи поста с крещением: когда-то пост был подготовкой к крещению. Эти чтения были неотъемлемой частью катехизации: они объясняют и как бы подводят итог подготовки катехуменов к пасхальной тайне Крещения. Крещение означает вступление в новую жизнь, данную нам Христом, для катехуменов это новая жизнь, пока это только что-то обозначенное и обещанное, то, что он принимает через веру. Его ситуация похожа на ситуацию людей Ветхого Завета, которые жили верой в обещание, которое они не выполнили сами.
Это тема первого воскресенья. Вспоминая ветхозаветных праведников, св. Павел заключает (Евреям 11: 24-26, 32-40, 12-2):
... все они, хотя и заслужили похвалу за свою веру, не получили обещанного обещания, потому что Бог предвидел для нас что-то лучшее.
Что это? Ответ дан в Евангелии для первого воскресенья (Иоанна 1: 43-51):
... вы увидите больше, чем это ... воистину, истинно говорю вам: вы увидите открытые небеса и ангелов Божьих, идущих на небо и идущих с небес к Сыну Человеческому.
Другими словами: вы, оглашенные, вы, верующие во Христа, хотите креститься и готовитесь к Пасхе: вы действительно увидите начало новой эпохи, исполнение всех обещаний, наступление Царства Небесного. Но только при условии, что вы поверите и покаетесь, вы измените свой взгляд на жизнь, что вам удастся приложить усилия.
Об этом нам напоминают в уроке из Посланий Апостолов для второго воскресенья (Евреям 1: 10,2,3):
... поэтому мы должны уделять пристальное внимание тому, что мы слышали, чтобы случайно не сбиться с пути ... как мы сможем выжить, если мы не заботимся о таком драгоценном спасении?
В чтении Евангелия для второго воскресенья (Марка 2: 1-12) это усилие и желание иллюстрируется паралитиком, который был спущен ко Христу с крыши:
... и когда Иисус увидел их веру, он сказал парализованному: Сын, подходящий, отпусти свои грехи!
В третье воскресенье, Воскресенье Креста, открывается тема Креста, и при чтении Евангелия (Марка 8, 34, 9, 1) мы слышим:
Ибо какая польза человеку приобрести весь мир, а душе своей повредить? На что может дать человек взамен свою душу?
Начиная с этого воскресенья, уроки Посланий к евреям начинают открывать нам значение жертвы Христа, благодаря которой мы получаем доступ к «сокровищнице за завесой»: величайшей святости Царства Бога (см. Третье воскресенье - Евреям 4 : 14; 5: 6; в четвертом - Евреям 6: 13-20; пятом - Евреям 9: 11-14), а чтения из Евангелия св. Марк провозглашает добровольные страсти Христа:
Сын Человеческий будет передан в руки людей, и они убьют Его ... (Марка 9: 17-31 - четвертое воскресенье)
и Его Воскресение: ... и в третий день воскреснет (Марка 10: 32-45 - пятое воскресенье).
Подготовительная катехизация к великой тайне заканчивается, решающий час, когда человек должен войти в смерть Христа и приближается Воскресение.
Сегодня Великий пост уже не время оглашений для крещения, но разве мы не все, хотя и были крещены и конфирмованы, все еще в некотором смысле «оглашенные»? И разве не целесообразно возвращаться в это состояние каждый год? Не отпадаем ли мы от великой тайны, участниками которой стали? В нашей жизни, которая, по сути, является постоянным отчуждением от Христа и Его Царства, разве нам не нужно такое ежегодное возвращение к самым корням христианской веры?