Найти тему

Адаптация человека – способ выживания в меняющемся мире

Адаптация человека – процесс сложный, многогранный. Адаптация дословно означает приспособление. Адаптация изучается психологами, физиологами, врачами, педагогами, социологами и философами. Социологи и философы определяют адаптацию как процесс вхождения личности в социальную среду, освоения личностью норм, правил, ценностей этой социальной среды, познания собственных социальных ролей в этой среде.

Адаптация присуща не только человеку, это явление наблюдается в растительном и животном мире. Адаптация человека – процесс сложный, многогранный. Адаптация дословно означает приспособление. Адаптация изучается психологами, физиологами, врачами, педагогами, социологами и философами. Социологи и философы определяют адаптацию как процесс вхождения личности в социальную среду, освоения личностью норм, правил, ценностей этой социальной среды, познания собственных социальных ролей в этой среде.

Адаптация присуща не только человеку, это явление наблюдается в растительном и животном мире.

-2

Растения и животные приспосабливаются к среде обитания, по возможности противостоят неблагоприятным факторам среды, в ряде наблюдений на воздействия среды обитания отвечают изменением форм поведения, активацией или подавлением физиологических функций. Адаптацию растений и животных изучают ботаники, физиологи растений, зоологи, этологи, экологи, ветеринарные врачи. Растения и животные приспосабливаются к той или иной среде обитания, человек приспосабливается не только к среде обитания, но и к социальным условиям.

Можно не быть специалистом, изучающим адаптацию, и стать случайным свидетелем этого процесса, например, у животных или растений. В период обучения в аспирантуре во 2 МОЛГМИ им. Н.И.Пирогова нам в аспирантскую комнату подарили привитое дерево лимона. Оно росло, но не плодоносило. Причина этого возможно была в том, что в комнате было всегда накурено. Доцент кафедры Татьяна Франовна взяла это дерево к себе в кабинет, где было светло и проветрено. В новых, комфортных условиях лимон начал плодоносить и Татьяна Франовна приносила нам к чаю лимоны с нашего дерева.

Поскольку адаптация – процесс многогранный, невозможно охарактеризовать разные стороны этого процесса и изложить в одной-двух статьях, предлагаем читателю для обсуждения проблему социальной адаптации человека, начиная с раннего возраста. Если согласиться с точкой зрения, что социум каждого ребёнка – это две сферы, вложенные одна в другую, из которых ближайшая к ребёнку сфера социума образована родителями, близкими родственниками, тесно контактирующими с ребёнком, к этому социуму ребёнок адаптируется сразу после выписки из родильного дома. К ней близко прилегает другая сфера социума, в образовании которой принимают участие дети двора, школы, улицы, традиции, существующие в этих детских сообществах, воспитатели дошкольных учреждений, учителя, тренеры спортивных секций и многие другие люди, с которыми предстоит ребёнку повстречаться в детстве. Обе сферы социума могут оказывать на здоровье ребёнка как позитивное, так и негативное влияние.

Помимо всего изложенного следует учитывать при анализе адаптации такие важные факторы, как семья, её тип, есть ли она вообще, был ли ребёнок желанным в семье или нет, социально-бытовые условия, уровень грамотности родителей и других взрослых членов семьи. Хотелось бы пожелать каждому ребёнку независимо от адаптивных свойств его личности пройти в детстве физиологическую или легкую адаптацию к разным событиям и обстоятельствам жизни.

Под социальной адаптацией подразумевается способность человека любого возраста менять своё поведение в зависимости от изменения социальных условий.

-3

Может возникнуть вопрос: зачем человеку приспосабливаться не только к климато-географическим, но и к социальным условиям? Ответ на этот вопрос один – способность приспосабливаться создаёт условия для наиболее благоприятного (оптимального) существования организма.

-4

Разберём три уровня адаптации, через один из них человек неизбежно проходит и не один раз на протяжении жизни.

1-й уровень – физиологическая или легкая адаптация – развивается в том случае, когда функциональные системы человеческого организма смогли благодаря изменению функций приспособиться к меняющимся условиям существования, в результате человек ощущает себя комфортно и в физическом, и в эмоциональном плане.

2-й уровень – напряженная адаптация или адаптация средней тяжести – развивается в тех случаях, когда функциональные системы человеческого организма испытывают на себе мощное воздействие климато-географических или социальных условий, или тех и других вместе. При условии способности адаптационных систем человеческого организма справиться с этими мощными воздействиями развивается физиологическая адаптация, но уже более высокого уровня, называемая напряженная адаптация.

3-й уровень – патологическая или тяжелая адаптация – развивается в тех случаях, когда действующие на человека климато-географические и социальные условия превышают адаптационные возможности организма и, как результат, системы органов начинают работать в неблагоприятном режиме. В исходе патологической адаптации у человека проявляются признаки стресса или болезни. Не зря говорят, что нельзя долго находиться в состоянии стресса, это неизбежно приведёт к болезни.

-5
-6

В ходе адаптации к новым условиям человек, прежде всего, отвечает изменением поведения. Изменение поведения всегда направлено на сохранение собственной жизни, удаление от фактора, вызвавшего стресс, т.е. стрессор. Этим формам поведения не обучают, они являются безусловными, врождёнными.

Например, новорожденный ребёнок, случайно, прикоснувшись к горячему предмету ручкой или ножкой, сразу же их отдергивает от горячего, так как контакт с горячим предметом не создаёт у ребёнка ощущение комфорта. Новорожденный ребёнок пребывает в состоянии комфорта во время контакта с материнской грудью, во время кормления грудью или из бутылочки, во время воздушных ванн в теплом помещении, во время его убаюкивания на руках взрослого человека. Можно взять на заметку: грудных детей полезно носить на руках, так как контакт с человеком даёт ребёнку ощущение комфорта. Действие посторонних факторов вызывают у ребёнка дискомфорт и плач. Приведённый пример с новорожденным ребёнком иллюстрирует врождённую способность к адаптации. На протяжении постнатального онтогенеза у ребёнка развивается и совершенствуется способность к адаптации.

Кроме того, у человека развивается высшая нервная деятельность, и ему не нужно каждый раз методом проб и ошибок постигать опасность тех или иных факторов. Если встреча с фактором, таящим в себе опасность, повторная, то предшествующий опыт позволяет человеку, даже ребёнку грудного возраста, избежать контакта с этим фактором. Пример, из учебника: грудному ребёнку подают горящую свечу, он один раз берется рукой за пламя, запоминает, что пламя обжигает руку; больше ребёнок не повторяет это действие. Это маленький пример обучения методом проб и ошибок. Скорость обучения у разных людей, включая и маленьких детей, индивидуальна. Это немаловажный фактор в развитии адаптивного поведения, необходимого для адаптации человека.

Человеку присуща рассудочная деятельность, благодаря ей, человек при первой встрече с неизвестным фактором может принять решение какую программу поведения ему нужно выстроить для получения оптимального результата. Рассудочная деятельность является свойством врождённым, способным на протяжении постнатального онтогенеза, т.е. после рождения, развиваться. По мере развития рассудочной деятельности человек лучше адаптируется к среде обитания, строит более адекватное поведение. Следует отметить, что уровень развития рассудочной деятельности у разных людей отличается. Следовательно, и способность изменить поведение, сделать его более адекватным ситуации, у разных индивидуумов имеет отличия.

Адаптация человека предъявляет большие требования ко всем системам органов, так как выполнение работы сопряжено с потреблением большего количества крови, кислорода, энергии, с необходимостью выделять большее количество метаболитов.

Естественно сделать вывод о том, что здоровый человек, имеющий хорошие функциональные показатели всех систем органов, имеет лучший задел для развития адаптации.