Наипопулярнейший танец 19 века, без которого не обходился ни один бал – это, конечно, кадриль. Но в голове почему-то всплывает что-то русско-народное, задорное с притопами и откаблукиваниями. Речь сегодня пойдет совсем о другой кадрили.
Название кадрили происходит от французского слова « quadrille », что дословно означает «группа из четырех человек». Это связано с особенным построением танца – обычно четыре пары строятся квадратом друг напротив друга. Такой квадрат называется каре. Кадриль, являясь разновидностью контрданса , переняла от него размер 2/4 и живой темп.
Модный танец
Десятилетие за десятилетием кадрили менялись и исполнялись на разных шагах. К примеру, в наполеоновские времена – эпоха ампир – кадриль танцевали на сложной технике шагов chasse (шассе) и jete assamble (жете ассамблее).
Но мода менялась и танцы вместе с ней.
Когда стал моден вальс, его ввели в кадриль. А на пике полькомании и полечная техника начала повсеместно использоваться в этом танце. В платьях эпохи турнюр (конец 19 века) прыгать было как-то не уместно и шаги видоизменились на простые и мягкие переступания.
Но каждая программа бала 19 века содержала в себе одну или две кадрили. Всенепременно!
Танец в танце
Думаю, что кадриль отличается от остальных танцев наличием фигур, каждая из которых представляет собой самостоятельный танец и даже имеет собственное название. Например, знаменитая французская кадриль состоит из пяти фигур:
La Pantalone (Штаны) – происходит от названия популярной песенки, под которую и исполнялась.
L ’ ete (Лето). Так назывался контрданс – самостоятельный танец конца 18 века со своим построением и техникой – Pas d ’ Ete . В дальнейшем он был упрощен и включен в кадриль в качестве фигуры.
La Poule (Курица) – говорят, что в мелодии, под которую придумал фигуру танцмейстер, инструменты имитировали куриное кудахтанье.
La Pastourelle (Пастораль) могла заменяться другими фигурами, например, La Trenis . В этой части все оставалось на умотрение распорядителя бала.
La finale – чаще всего танцевалась на галопе.
Как вы уже могли заметить, каждая фигура имела свою конкретную музыку. Это были излюбленные популярные мотивчики, бывшие на слуху у всей честной публики. Чаще всего мелодии меняли сообразно новинкам. Например, вышла новая опера или оперетта, вот под нее теперь и танцуем!
Сегодня исторический танцор так же не стоит на месте. И руководители студий танцуют кадрили под музыку современных мюзиклов, что вполне в духе времени. Поддерживаю!
При чем здесь рыцари?
Наконец, добрались до вопроса и ответа на этот вопрос.
Кадрилями назывались группы всадников на рыцарском турнире. Каждая кадриль имела свой герб, определенные элементы одежды в строго условленном цвете.
Перед началом состязаний всадники выстраивались по сторонам света арены, то есть квадратом. И далее шло шествие, представление участников пред зрителями и царствующими особами.
В дальнейшем рыцарские турниры переросли в увлекательное зрелище, именуемое каруселью. Об этом подробнее читайте в статье «Умопомрачительные развлечения императоров: прокатись на нашей карусели».
За что я люблю кадрили?
Возможно, не я одна выделяю кадриль как танец, на котором можно поболтать со своим партнером. Так как танцуют линиями - то первая и вторая пара, то третья и четвертая - образуются долгие паузы, которые можно употребить на приятный разговор с собеседником. Особенно, если он приехал в качестве гостя из другого города!
На кадрили можно пошалить!
Фигуры танца, чаще всего дают танцорам возможность для индивидуального творчества, простор фантазии и полет импровизации! Если вы и ваш партнер хорошо знаете танец, то почему бы не ввернуть в него парочку непрописанных танцмейстером финтов, или не подурачиться с парой напротив?
Очень показательна всем известная четвертая фигура французской кадрили, где партнер забирает даму у кавалера напротив. Здесь мало кто может воздержаться от эмоций. И своровавший даму кавалер бахвалится двумя дамами, и оставшийся одиноким грозит пальчиком своей даме или строит гневную гримасу для соперника.
Помню, на одном из балов кавалер утянул меня поздороваться с танцорами из соседнего каре прямо во время танца. Было неожиданно и забавно.
Но тут важно не переборщить!
Помните, что и вам, и вашему партнеру, и танцующим в каре людям должно быть комфортно. Не ломайте весь танец. Шалите в меру.
Спасибо, что прочли до конца! Ставьте лайки, шлите письма в надушенных конвертиках! Кадрите и знайте, что кадриль – это не от слова кадрить!