Буддизм в Тибет приходил волнами, которые с каждым разом становились мощнее и круче, обращая в "правильную веру" все новые слои тибетцев. Но исконная религия бон сопротивлялась и, опираясь на свойственные ей кровавые обряды и ритуалы, жестоко расправлялась с отступниками. С другой стороны, новоявленные буддисты, в которых еще крепки были старые традиции, не менее сурово поступали со своими врагами.
Так, тибетский правитель (цэнпо) Трисонг Дацэн, много сделавший для торжества буддизма в VIII веке, не просто отстранил от власти своих министров — последователей бон. По одним данным, они были убиты или даже замурованы, по другим, более достоверным, волею цэнпо попали в разряд "живых мертвых".
Последние заканчивали свои дни рядом с погребальными комплексами, охраняя и ухаживая за ними. Таким образом, бывшие министры и их приверженцы превращались практически в изгоев: им запрещено было видеть людей и разговаривать с ними. Они принимали жертвы, которые приносили погребенным, съедали пищу и одевались в принесенную родственниками одежду. Источники описывают ритуал следующими словами.
"Приближаясь к могиле, родственники «живых мертвых» трубили в рог, и по их сигналу «живые мертвые» должны были немедленно скрыться. Оставив в условленном месте запас пищи и одежды, родственники удалялись, извещая «живых мертвых» о своем уходе новыми сигналами рога."
После того, как с соперниками было покончено, цэнпо решил пригласить известных проповедников, чтобы они помогли буддизму приобрести статус государственной религии. Так из Непала для миссионерской деятельности прибыл знаменитый монах Шантиракшита.
Однако, увидев яростное сопротивление сторонников бон, наставник признался, что не знает магических заклинаний. Он занимается только созерцанием и раздумьями о путях спасения. При этом утверждал, что справиться с местными демонами и кровожадными богами может только один человек — великий гуру Падма Самбхава из страны Уджан, проповедник тантры и непобедимый колдун и маг. Его еще называют Гуру Ринпоче — Драгоценный Учитель.
Как всякий выдающийся наставник, Лотосорожденный (так толкуется имя Падма Самбхава), имел свой, уникальный метод общения с учениками. Для парадоксального тантризма он был, пожалуй, самым подходящим. Этот метод называли "безумной мудростью", с современной точки зрения он напоминает шоковую терапию.
Учитель совершал абсолютно нелогичные, странные поступки, повергавшие его слушателей в состояние крайнего изумления. Падма Самбхава не занимался проповедью, обращенной к незрелому уму. Он использовал нелинейные ситуации, которые били по чувствам слушателей и заставляли их обучаться, осмысливая невероятное, но очевидное.
Так, в одном знаменитом женском монастыре он взял в ученицы принцессу Мандараву, дочь местного правителя, который отличался суровостью и жесткими представлениями о соблюдении обетов. Узнав об этом, царь повелел бросить свою дочь в яму, а ее учителя заживо сжечь. Падма Самбхава не сделал ничего , чтобы избежать страшной участи.
Семь дней горел костер. Когда посланники царя явились посмотреть, что осталось на пепелище, они увидели озеро, посреди которого восседал Великий Гуру. Он превратил огонь в воду, демонстрируя совершенный контроль над собственным умом и способность таким образом влиять на окружающий мир.
Конечно, в результате царь простил дочь, пригласил во дворец Учителя и принял буддизм.
Но в этом месте хочется сделать очень серьезную оговорку: "Не повторять". Подобные Драгоценному Учителю приходят в наш мир крайне редко.