В этом году исполняется 107 лет самому известному в Турции специалисту по Шумерской цивилизации Муаззез Ильмие Чиг.
Она родилась 20 июня 2014 года в городе Бурса незадолго до начало Первой Мировой Войны в семье крымских татар, предки которых эмигрировали в Турцию. Отец девочки был учителем и потому дал ей имя Ильмие, что в переводе с турецкого означает «знание».
В дальнейшем её семья переехала в горд Измир, но после того как 15 июля 1919 года он был захвачен греческими войсками переселилась в Чорум. Там же она стала посещать начальную школу, а затем и частную с изучением французского языка и музыки. Уже в 1926 году, во времена Ататюрка, когда повсеместно вводилось светское образование, Муаззез Ильмие поступает в Женское педагогическое училище в Бурсе. В 1931 году по окончании обучения идёт на работу в Эскишехир, где в то время занимался преподавательской деятельностью её отец.
Следующим этапом в жизни будущей исследовательницы было поступление в 1938 году на кафедру археологии Университета Анкары. Интересно, что этого могло и не произойти, так как Муаззез Ильмие и её близкая подруга Хатидже Кизиляй хотели изучать в университете французский язык, но не смогли, так как курс уже был набран. Тогда-то ей и предложили заняться археологией, хеттологией и шумерологией. Для Турции это было захватывающее время. В 1930 повсеместно проводились реформы Ататюрка, который особенно любил поощрять женщин. Хотя Турция была далека от восстановления после войны за независимость и испытывала нехватку капиталов и промышленной базы, правительство взяло на себя бремя создания возможностей для получения высшего образования теми, кто раньше об этом даже и не помышлял.
В университете Муаззез Ильмие посчастливилось стать слушателем таких специалистов в хеттологии и шумерологии, как Ханс Густав Гютербок и Бенно Ландсбергер. Незадолго до этого, имевшим еврейские корни, ученым пришлось бежать из нацисткой Германии.
После окончания учебы в 1940 году она вместе со своей подругой Хатидже Кизиляй была распределена на работу в Стамбульский Археологический Музей и провела там всю свою профессиональную жизнь. В том же году Муаззез Ильмие выходит замуж за директора музея-дворца Топкапы Кемаля Чига, с которым проживет до самой его смерти в 1983 году.
Она и другие ответственные за сохранение клинописных табличек стали тем, что сейчас бы назвали кабинетными археологами. На тот момент в запасниках музея уже хранились десятки тысяч шумерских табличек. Все они были найдены в XIX веке на археологических раскопках и привезены в Стамбул. Таблички хранились в ящиках и не были каталогизированы и переведены на современные языки.
Именно в это время судьба свела исследовательницу с Самюэлем Кармером, всемирно известным специалистом по древним шумерским текстам. Итогом их совместной работы стал перевод и реставрация более 75 000 табличек. При этом Муаззез Ильмие рассказывала, что работать приходилось за мизерную зарплату, на личной инициативе, не рассчитывая на бюджеты и на что-либо дополнительное, например публикацию книг.
Несмотря на то, что в 1971 году исследовательница вышла на пенсию она продолжает заниматься научной и просветительской деятельностью. Начали регулярно выходят в свет её статьи и книги, посвященные Шумерской, хеттской и акадской цивилизациям, а сама Муаззез Ильмие посещает международные конференции и читает лекции. В одном из интервью, посвященном её дню Рождения, она сказала: «Я работала и продолжаю работать». Уже после выхода на пенсию она написала 14 книг, а так же публицистические книги «Мышления Ататюрка» и «Гражданская реакция». В 2000 году Муаззез Ильмие была удостоена звания «Почетного доктора» Стамбульского университета.
В 2005 году, в возрасте 92 лет её привлекли к суду, по статье об оскорблении мусульманских женщин и разжигании религиозной ненависти. Поводом стала книга, в которой она связала ношение головных платков с древними шумерскими сексуальными обрядами. Чиг утверждала, что чадру впервые стали носить более 5000 лет назад шумерские жрицы, которые приобщали молодых мужчин к сексу. Именно эта деталь одежды должна была отличать «жриц любви» от прочих жриц. Вопрос о головных платках поляризовал Турцию в последние годы. Несмотря на то, что страна является преимущественно мусульманской, она в тоже время является светским государством, и ношение хиджаба запрещено в государственных учреждениях и университетах. В итоге суд оправдал исследовательницу не найдя состава преступления в её словах.
Отрывок перевода древнейшего шумерского любовного стихотворения, хранившегося в Стамбульском музее «Ты пленил меня, позволь мне, дрожа, стоять перед тобою, о, жених мой, ты поведешь меня в спальные покои», «О жених мой, ты испытал удовольствие через меня, скажи моей матери, она одарит тебя яствами, скажи отцу моему, он даст тебе подарки» - обращается жрица к царю. Это текст, с одной из глиняных табличек, описывающий религиозную церемонию, целью которой было повышение урожая через половой акт правителя страны и жрицы Богини плодородия.
В 2020 году, в честь празднования 106-летия со дня рождения Республиканская ассоциация женщин Турции ( CKD ) объявила исследовательницу «идеалом республики». Так же не гласно в Турции Муаззез Ильмие называют «Последней королевой шумеров». Самыми важными вещами в жизни она считает: «Любовь, дружбу и уверенность в себе».