Светлым, пресветлым днём… Хотя нет, вечером это было. В воскресение 27 мая 1990 года.
Мы с Лешим возвращались из Карелии на двух Явах-634. Мотоциклы у нас были одного 1979 года выпуска. Как там бишь её: «ЯВА-350 634/5»? Короче – «Циклоп». Ну, более ранняя модификация, ещё без тахометра.
В общем, возвращались мы с Лешим на наших двух «Циклопах» из Карелии. У меня на «Яве» был багажник с боковыми полками. У Лешего на «Яве» багажника не было. Поэтому, всю нашу поклажу навьючили на мою. И всю дорогу Леший шёл ведущим впереди, а я за ним. Это также объяснялось и тем, что у Лешего были права, а у меня только перфокарта с распечаткой о сдаче теории ПДД после окончания мотокурсов. Так что Леший меня ещё и прикрывал на случай встречи с ГАИ.
Путь из Карелии был не близкий, порядка 220 км. А конечным пунктом назначения было Кузьмолово, где у Лешего был мотосарай, куда мы и должны были поставить наши мотики.
Мы уже миновали развилку на Бугры-Скотное, приближались к Рапполово. Там уже и Токсово близко. А от Токсово до Кузьмолово – рукой подать. Как там было в «Смерти Коммуниста» у Александра Лаэртского: «До дверей его подъезда оставалось уж немного»?
Кем мы тогда себя считали? Не байкерами, это точно. Байкеры тогда в СССР ещё не водились. Мотоцикл был действительно доступным средством передвижения, а не роскошью, каким он стал для многих сейчас. Рокерами мы были. Ага, ватник, перетянутый армейским ремнём, керзовые сапоги, «Интеграл» или «Ворона» на голове, задранные сидухи мотоциклов, глушители без флейт и обрезанные крылья. Вот она – атрибутика молодого мотоциклиста конца 80-х начала 90-х прошлого века. Помню надпись на стене жилого дома: «Рокеры – трактористы еб…ые!» Видать, кого-то сильно допекло грохотание под окнами по ночам.
Хотя, рокерами мы с Лешим были так себе. Вот Вася, он да, настоящий рокер был. У него была перекрашенная в небесно-голубой цвет рокерская «Ява». Как и положено, у его «Явы» была задранная задница, амортизаторы с вваренными проставками, карбюратор от «Супера» с дюралевым переходником, выточенным его отцом под заказ на «ЛМЗ», кооперативные глушаки-банки, издававшие соответствующий консервным банкам звук выхлопа. Вася вообще был большой выпендрёжник.
А мы… У Лешего сзади была слегка загнуты вверх трубы рамы, из-за чего мой отец в шутку сравнивал его «Яву» с мухой без крыльев. Глушители были стандартные чизовские. Я их ему по случаю подогнал, когда он потерял флейту на одном из своих штатных «огурцов». У меня же вообще, по оценке того же Васи, «Ява» была «лоховской». То есть в стандарте, да ещё с багажником. Изначально у неё было ветровое стекло, руль с перемычкой, защитные щитки-наколенники и тиристорное зажигание. Про багажник я уже говорил. Всё это мне досталось от предыдущего хозяина, инженера-электронщика, который ездил на этой «Яве» по Московскому шоссе к себе на дачу. За год эксплуатации мотоцикла мной от этих наворотов, кроме багажника, ничего не осталось. Руль и проводку я поменял. Щитки с блоком тиристорного зажигания были из-за этого сняты. Ветровик, после «расстрела» на гравийке камнями из-под встречного «КамАЗа», как-то внезапно быстро «устал» и пришёл в полную негодность.
Общий стаж у нас с Лешим и Васей был примерно одинаков. Ну, если не считать моего стажа на «Риге-22», конечно. Начинали в 1987 году с К-175 и «Панонии», купленной вскладчину. Потом у меня был «ИЖ-Планета-3» (как говаривал Говорун: «Ищи на третьей планете»). Часть сезона 1988 года я вообще отъездил на «ИЖ-Юпитер-3» с коляской. Насыщенный был сезон. Вася и Леший в этот сезон ездили уже на «Явах». Причём, у Васи это уже была вторая «Ява». Только весной 1989 года «Ява» появилась и у меня. Но к этому моменту Вася уже пересел на свой первый «Москвич». Так что мы с Лешим стали ездить в паре.
Но, что-то я отвлёкся. Да и вообще, к чему это я? А к тому, наверное, что на тот момент я ощущал себя многоопытным мотоциклистом. И это было одним из моих заблуждений.
Итак, вечер 27 мая 1990 года, начало десятого. Мы миновали развязку на Бугры-Скотное и двигались к Рапполово. Скорость порядка 90-100 км/ч. Леший чуть впереди, я чуть позади. Асфальт ровный, дорога сухая, видимость отличная – ведь уже начинались Белые ночи.
В общем, надоело мне «тошнить» за Лешим и решил я вырваться вперёд. Не, ну а чего? Дорога знакомая – прямой участок перед Рапполово. Попутных и встречных нет. Чем я рискую? Да, ничём! И домой побыстрее попасть хочется.
Крутанул ручку газа до упора и «обставил» Лешего, уйдя вперёд. Скорость – 120 км/ч. Движок звенит, башку в «Интеграле» слегка мотает набегающим встречным потоком. Леший, сзади справа, тоже прибавил оборотов. Летим!
И как раз в этот момент метрах в двухстах спереди справа, с боковой грунтовки на шоссе выскакивает ещё один мотоцикл и начинает разгон перед нами. На нём сидят двое. В куртках и сапогах, но без шлемов. В принципе, и хрен-то с ними, решил я. Пойду по «встречке», обгоню заодно и их. Пока они там разгонятся. У меня гружёный мотоцикл, идущий практически на максималке, фара включена. Видимость отличная, меня хорошо видно, встречных нет. Ничто беды не предвещало.
Дистанция между мной и впередиидущим мотоциклом быстро сокращалась. 100 метров, 70, 50. Вижу впереди какую-то тусовку молодёжи на автобусной остановке слева, метрах в 150. И тут происходит нечто непредвиденное. Впередиидущий мотоцикл вдруг резко сбрасывает скорость и прямо передо мной идёт на разворот. А до него мне всего-то метров 25-30 оставалось…
Многие помнят спецэффекты с замедлением времени? Ну там в «Матрице» с Киянкой Ривзом, или в других боевиках, когда летящая пуля/снаряд «зависает» на месте. А тут всё происходит не в кино, а наяву. За какие-то доли секунды до столкновения я успел осознать, что вправо я уйти не смогу. Там Леший, практически висящий на моём заднем колесе, и если я его «подрежу», он может «убраться» с дороги. Или вообще: мы вдвоём с ним «уберёмся». Выход один – взять как можно левее и завершить обгон, не зацепив впереди едущих му… стангов (выражение «олень» придёт к нам лет через 20). При этом надо ещё постараться не влететь в группу подростков на остановке.
И мне почти это удалось. Почти удалось…
Удар моей правой дугой по переднему колесу разворачивающегося мотоцикла (а это был запиленный в усмерть «Супер» или «Ява-638») был очень сильный. Правую дугу на моей «Яве» загнуло и прижало к крышке генератора. Досталось и моей правой ноге, обутой в яловый дедовский армейский сапог. Но тогда я этого сразу не почувствовал. Каким-то чудом мне удалось выровнять и удержать мотоцикл на дороге, не влетев в остановку. Оттормозился, заглушил мотоцикл, поставил его на подножку. Радом остановился сильно взволнованный Леший:
— Ты как, в порядке?!
— Да, вроде, ничего.
Пошли с ним к месту аварии. Картина та ещё! У «Супера», беспомощно лежащего перед остановкой, перья передней вилки погнуты, у переднего колеса вырваны спицы, раму от удара тоже повело, бензобак отлетел метров на 5 от мотоцикла. На отлетевшей и отдельно лежащей от мотоцикла сидушке сидит парнишка лет 15-16. Видимо, это он и был за рулём. В глазах у него полное обалдевание от произошедшего. Рядом с ним стоит второй, чуть постарше, лет 17-18. Вид у него тоже ошарашенный. Это пассажир.
При виде этого неудачливого «наездника» вся злость из меня улетучилась:
— Ты в порядке? Что, в первый раз за рулём? – решил внести ясность я.
— Нет, я уже неделю как езжу! – с некоторой обидой в голосе ответил он.
Неделю он ездит, б…ть!
— Рокер хренов! – бросает ему со злостью его пассажир и отходит к группе зрителей, изумлённо наблюдавших за всем происходящим.
— Ты бы хоть по зеркалам смотрел назад перед маневром! Помощь не нужна?
— Спасибо. Сами справимся.
«Сами», так «сами». Мы с Лешим пошли к своим «Циклопам». И тут я почувствовал, что с правой ногой что-то не так. Ступать я могу только на пятку. Как только пытаюсь встать полностью на стопу, пробивает жуткая боль. Похоже, сильный ушиб.
Кое-как, с помощью Лешего, снимаю мотоцикл с подножки. Леший также помогает мне его завести и тронуться с места. Доезжаем до Токсово, и я остаюсь ждать, пока Леший доедет до Кузьмолово и вернётся с нашим старшим братом Костей, который и довезёт меня до пункта назначения.
Через два дня я, всё-таки, дохромал до травм-пункта, где выяснилось – что это не ушиб, а перелом безымянного пальца правой ноги. Три недели пришлось проходить в гипсе. И это в зачётную неделю и сессию. Сам виноват.
Вывод из всего этого какой? А очень простой. Если перед тобой внезапно появился «неадекват» типа того пацана на «Супере», лучше сбавить скорость и не пытаться его «обставить». Кто знает, что у него на уме и какой фортель на дороге он выкинет? Правило 3Д («Дай дорогу дураку») никто не отменял.
Но это сейчас я такой умный и грамотный. А тогда тот случай меня ещё ничему не научил. И через два с половиной месяца… Но об этом как-нибудь в другой раз.
Ссылка на статью https://motoderevnya.ru/uveren-ne-obgonyaj-ch-1/