На берегу древнего Плещеева озера вот уже почти 900 лет стоит великий русский город Переславль-Залесский. Основанный на пять лет позже Москвы он неоднократно переживал взлеты и падения. Сгорал дотла и отстраивался вновь. Был колыбелью российского флота и приходил в запустение. Сегодня Переславль-Залесский – неотъемлемая часть Золотого кольца и настоящая столица альтернативных музеев.
Маршрут
Добраться от Москвы до Переславля-Залесского можно только на автомобильном транспорте. Местная железнодорожная станция не функционирует и по поводу планов ее восстановления ничего не известно. Регулярное автобусное сообщение осуществляется с Центрального автовокзала (на Щелковском шоссе), автовокзала Северные ворота (около станции метро Ховрино), а также аэропортов Внуково и Домодедово. Время в пути составит от 2 до 5,5 часов, а стоимость билетов – от 500 до 1500 рублей.
Но как по мне, то до Переславля гораздо удобнее и комфортнее добираться на машине. Если в выходной день выехать до пробок, преодолеть 140 километров по Ярославскому шоссе можно часа за полтора - два.
Историческая справка
Переславль-Залесский, то есть, город, находящийся за широкой полосой труднопроходимых лесов, как и Москву, заложил князь Юрий Долгорукий. Сделал он это в 1152 году и подошел к вопросу основательно. Дело в том, что Переславль рассматривался славным князем как будущая столица всей Северо-Восточной Руси, поэтому на болотистой равнине на берегу Плещеева озера развернулось масштабнейшее по тем временам строительство.
Достаточно сказать, что протяженность городских укреплений на момент возникновения Переславля составляла около 2,5 километров, что для середины XII века было очень солидным показателем. Для сравнения: протяженность стен уже существовавшего на тот момент Владимира тоже составляла около 2,5 километров, Суздаля – около полутора километров, а Москву окружали валы протяженностью 800 – 900 метров. Крупнее Переславля-Залесского 900 лет назад были только Киев да Смоленск.
После смерти Юрия Долгорукого активное развитие города «за лесом» приостановилось, хотя и того, что уже было сделано, хватило, чтобы Переславль-Залесский считался одним из главных городов Северо-Восточной Руси.
Ряпушка
Флаг Переславля-Залесского украшают две копченые ряпушки на золотом фоне, а все потому, что в средние века именно эта небольшая рыбка, своим видом сильно напоминающая селедку, была основным продуктом местного экспорта. Причем, за свой вкус ряпушка из Плещеева озера считалась настоящим деликатесом, ее поставляли сначала ко двору московских князей, а затем и царей. Более того, из исторических документов достоверно известно, что местная ряпушка входила в коронационный обед и постоянное постное меню царского стола.
Но если еще в конце XIX века ежегодные уловы плещеевской ряпушки составляли десятки и даже сотни тысяч штук, то сегодня этот эндемик находится на грани вымирания и внесен в Красную книгу, как Ярославской области, так и России. Так что ловить ее теперь нельзя, а случайно поймав, нужно отпускать.
Красная площадь
Что делает любой турист, попадая в город с богатым историческим прошлым? Правильно, пытается отыскать его центр и посмотреть, так сказать, на начало начал. Есть такой центр и в Переславле-Залесском. Место называется гордо и торжественно – Красная площадь, вот только ее внешний вид никак не соответствует красивому названию.
Дело в том, что исторический центр Переславля-Залесского, того самого, что изначально был обнесен оборонительными укреплениями протяженностью 2,5 километра, сегодня представляет собой всего лишь один из многих микрорайонов города. Так что здесь за древними валами совсем не органично соседствуют и Спасо-Преображенский собор XII века, и очень необычная по своей архитектуре церковь Митрополита Петра, и покосившиеся заборы, и разномастные объекты частного деревянного домостроения, и просто руинированные сооружения.
Для того, чтобы было понятно, о каком винегрете идет речь, достаточно сказать, что в историческом центре города помимо прочего есть две школы, противопожарное общество, стоматологическая клиника, детский дом, учебный комбинат, бизнес-центр, суд, Управление по вопросам миграции, Управление вневедомственной охраны Национальной гвардии и даже пункт приема цветного металла.
Колыбель
Историческая слава Переславля-Залесского не ограничивается одними только архитектурными достопримечательностями. Город известен и как колыбель русского флота. Да - да, именно здесь, на расстоянии 800 километров от ближайшего моря молодой царь Петр Алексеевич, которого позднее прозовут Великим, устроил небольшую верфь (в селе Веськово), где весной 1692 года было построено несколько галер и ботиков, так называемой потешной флотилии для плавания по Плещееву озеру. Один из ботиков Петр сделал собственноручно и сейчас это плавсредство под названием «Фортуна» выставлено на всеобщее обозрение в местном музее.
Ни почерневший от времени ботик, ни экспозиция музея не потрясают воображения, но заехать в село Веськово стоит хотя бы ради видов, которые открываются с высокого берега на Плещеево озеро и Переславль-Залесский.
Музеи всего и вся
Слабость классической туристической инфраструктуры с лихвой компенсируется пестрым разнообразием частных музеев.
Каких экспозиций тут только нет! В городе работают:
- Дом Берендея (центр сохранения и развития народных традиций);
- Дом художника;
- Музей крестьянского дизайна «Конь в пальто»;
- Музей утюга;
- Музей чайника;
- Музей ряпушки;
- Музей ремесел;
- Музей хитрости и смекалки;
- Музей швейных машин;
- Музей истории денег;
- Музей истории патефонов.
И это далеко не полный список! Понято, что на посещение каждой из этих выставок с лихвой хватает 20 – 30 минут, а площадь экспозиций редко когда превышает 50 квадратных метров, но туристы, особенно дети, почти никогда не выходят из этих музеев разочарованными. Спасибо экскурсоводам, многие из которых являются настоящими мастерами своего дела.
В гости к кукушке
Но есть в Переславле-Залесском, точнее, в его окрестностях один частный музей, о котором стоит рассказать подробно и обстоятельно. Он того заслуживает. Я говорю о Переславском железнодорожном музее, единственном в настоящее время в нашей стране частном собрании, основу экспозиции которого составляет узкоколейная техника.
Для того, чтобы попасть сюда, нужно выехать из Переславля-Залесского по Подгорной улице в сторону села Купанское, а доехав до него, повернуть налево на улицу Красная по указателю на деревню Талицы. Еще в Купанском дорога превращается в грунтовку, но вполне приличного качества, проезжую не только для кроссоверов, но и обычных легковушек. Зимой дорогу регулярно чистит и ровняет грейдер.
Сам музей представляет собой депо ранее действовавшей Переславской узкоколейной железной дороги, работавшей в интересах торфоперерабатывающих предприятий. Впрочем, на этой дороге существовало и пассажирское сообщение. Небольшие поезда (кукушки), состоявшие из тепловоза и одного – двух вагонов курсировали между Переславлем и труднодоступными населенными пунктами. Но в начале XXI века запасы торфа окончательно истощились и дорогу разобрали. Депо каким-то чудом уцелело.
Переславский железнодорожный музей полностью частный и самим фактом своего существования он обязан, прежде всего, энтузиазму своих создателей и помощи немногочисленных спонсоров. В настоящее время музею принадлежит около 2 километров полностью восстановленной узкоколейки, по которой можно прокатиться на дрезине. Многие экспонаты музея сохранились до наших дней в единственном экземпляре, восстановлены до функционального состояния и имеют сертификаты памятников истории техники.
Основу экспозиции ожидаемо составляют паровозы, тепловозы и вагоны разных годов выпуска, но лично для меня стал настоящим откровением широкий ассортимент подвижного состава, созданного в свое время в интересах узкоколейки на базе обычных легковушек. Замена привычных колес на колесные пары превращала грузовики, автобусы и даже представительские ЗИМы в практичные автодрезины.
Вместо эпилога
Покидал Переславль-Залесский я со смешанными чувствами. С одной стороны город по праву является частью едва ли не главного туристического бренда нашей страны – Золотого кольца. С другой – без ответа остались вопросы к откровенно слабому туристическому хозяйству и общей неухоженности. С третьей – картину общих впечатлений от поездки исправили многочисленные частные музеи, в экспозициях которых порой встречались по-настоящему уникальные предметы старины. Одним словом – пестрая картина, которая стоит того, чтобы увидеть ее собственными глазами.