(1)У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. (2)Стерегли её два пастуха. (3)Один был старик лет восьмидесяти, беззубый, с дрожащим лицом, лежал на животе у самой дороги, положив локти на пыльные листья подорожника. (4)Другой был молодой парень, с густыми чёрными бровями и безусый, одетый в рядно, из которого шьют дешёвые мешки. (5) Он лежал на спине и, положив руки под голову, глядел вверх на небо, где над самым его лицом тянулся Млечный Путь и дремали звёзды. (6)В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум, без которого не обходится степная летняя ночь. (7)Непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, да на версту от отары, в балке, в которой бежал ручей и росли
вербы, лениво посвистывали молодые соловьи.
(8)Вдруг старый пастух прервал молчание:
– (9)Санька, спишь, что ли?
– (10)Нет, дедушка, – не сразу откликнулся молодой.
– (11)В этих местах кладов много, – вздохнул старик. – (12)По всему видать, что есть, только, брат, копать их некому.
(13)Молодой пастух подполз шага на два к старику и, подперев голову кулаками, устремил на него неподвижный взгляд. (14)Младенческое выражение страха и любопытства засветилось в его тёмных глазах и, как казалось в сумерках, растянуло и сплющило крупные черты его молодого,
грубого лица. (15)Он напряжённо слушал.
– (16)И в писаниях сказано, что кладов тут много, – продолжал старик. – (17)А клад – это ж и есть счастье человеку! (18)Одному новопавловскому старику солдату в Ивановке карту показывали, так в той карте напечатано и про место, и даже сколько пудов золота, и в какой посуде. (19)Давно б он по этой карте клад достал, да только клад заговорённый, не подступишься.
– (20)Отчего же, дед, не подступишься? – спросил молодой.
– (21)Должно быть, причина какая есть, не сказывал солдат. (22)Заговорённый… (23)Талисман надо.
(24)Старик говорил с увлечением, как будто изливал свою душу. (25)Он гнусавил от непривычки говорить много и быстро, заикался и, чувствуя такой недостаток своей речи, старался скрасить его жестикуляцией головы, рук и тощих плеч. (26)При каждом подобном жесте его холщовая рубаха мялась в складки, ползла к плечам и обнажала чёрную от загара и старости спину.
(27)Он обдёргивал её, а она тотчас же опять лезла. (28)Наконец старик, точно выведенный из терпения этой непослушной рубахой, вскочил и заговорил с горечью:
– (29)Рядом счастье-то, а что с него толку, если оно в земле зарыто? (30)Так и пропадает оно задаром, без всякой пользы, как овечий помёт! (31)А ведь счастья много, так много, парень, что его на всю бы округу хватило! (32)Да не видит его ни одна душа!
– (33)Дед, а что ты станешь делать со счастьем этим, если найдёшь его?
– (34)Я-то? – усмехнулся старик. – (35)Только бы найти, а то… показал бы я всем кузькину мать… (36)Гм!.. (37)Знаю, что делать…(38)И старик не сумел ответить, что он будет делать со счастьем, если найдёт его. (39)За всю жизнь этот вопрос представился ему в это утро, вероятно, впервые и, судя по выражению лица, легкомысленному и безразличному, не казался ему важным и достойным размышления.
(40)Окружённое лёгкою мутью, показалось громадное багровое солнце. (41)Вокруг быстро светлело. (42)Широкие полосы света, ещё холодные, купаясь в росистой траве, потягиваясь и с весёлым видом, как будто стараясь показать, что это не надоело им, стали ложиться по земле. (43)Серебристая полынь, голубые васильки, жёлтая сурепка – всё это радостно и беспечно запестрело, принимая свет солнца за свою собственную улыбку.
(44)Старик и Санька разошлись по краям отары. (45)Затем оба встали, как столбы, не шевелясь, глядя в землю и думая. (46)Первого не отпускали мысли о кладах, второй же размышлял о том, что говорилось ночью. (47)Интересовали Саньку не сами клады, которые были ему не нужны, а фантастичность и несбыточность человеческого счастья.
(По А. П. Чехову*)
* Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) – русский писатель, драматург, общественный деятель.
1. Проблема
Проблема разного понимания счастья. (Одинаково ли представляют себе счастье разные люди?)
Оформляем, не забудем ввести фамилию автора текста.
Что такое счастье? В чём оно заключается и как им распорядиться? На эти вопросы отвечает А.П.Чехов, поднимая проблему…..
2. Переход к комментариям
Что представляет собой текст? Диалог двух героев
Раскрывает автор проблему на примере двух пастухов, из диалога которых мы узнаем, что места, где они выгуливают овец, богаты кладами.
3. 1 пример. Представление о счастье старика
Перечитаем реплики старика, его описание
Один был старик лет восьмидесяти, беззубый, с дрожащим лицом, лежал на животе у самой дороги, положив локти на пыльные листья подорожника.
(11)В этих местах кладов много, – вздохнул (почему вздыхает?) старик. – (12)По всему видать, что есть, только, брат, копать их некому.
– (16)И в писаниях сказано, что кладов тут много, – продолжал старик. – (17)А клад – это ж и есть счастье человеку! (18)Одному новопавловскому старику солдату в Ивановке карту показывали, так в той карте напечатано и про место, и даже сколько пудов золота, и в какой посуде. (19)Давно б он по этой карте клад достал, да только клад заговорённый, не подступишься.
– (20)Отчего же, дед, не подступишься? – спросил молодой.
– (21)Должно быть, причина какая есть, не сказывал солдат. (22)Заговорённый… (23)Талисман надо.
(24)Старик говорил с увлечением (эпитет), как будто изливал свою душу (сравнение). (25)Он гнусавил от непривычки говорить много и быстро, заикался (Как это его характеризует, что можно сказать о теме, которую он затронул?) и, чувствуя такой недостаток своей речи, старался скрасить его жестикуляцией головы, рук и тощих плеч. (26)При каждом подобном жесте его холщовая рубаха мялась в складки, ползла к плечам и обнажала чёрную от загара и старости спину.
(27)Он обдёргивал (Старик нервничает, волнуется. Почему?) её, а она тотчас же опять лезла. (28)Наконец старик, точно выведенный из терпения этой непослушной рубахой, вскочил и заговорил с горечью (эпитет):
– (29)Рядом счастье-то, а что с него толку, если оно в земле зарыто? (30)Так и пропадает оно задаром, без всякой пользы, как овечий помёт! (31)А ведь счастья много, так много, парень, что его на всю бы округу хватило! (32)Да не видит его ни одна душа! (Почему столько восклицательных знаков?)
– (33)Дед, а что ты станешь делать со счастьем этим, если найдёшь его?
– (34)Я-то? – усмехнулся старик. – (35)Только бы найти, а то… показал бы я всем кузькину мать… (36)Гм!.. (37)Знаю, что делать…(С какой целью Чехов использует многоточия? Знает ли старик, зачем ему клад? Почему?)
(38)И старик не сумел ответить, что он будет делать со счастьем, если найдёт его. (39)За всю жизнь этот вопрос представился ему в это утро, вероятно, впервые и, судя по выражению лица, легкомысленному и безразличному (эпитет) не казался ему важным и достойным размышления. (Почему ?)
Что такое счастье в представлении стрика? (найти клад)
Как герой рассказывает о кладах? Знает ли старик, что он будет делать с кладом?
Чехов – мастер детали, поэтому можно (и нужно!) проанализировать их. Они все выделены жирно.
4. 2 пример. Молодой пастух
Переход. Мы понимаем, что симпатии писателя на стороне другого героя
Много ли уделено внимания молодому пастуху? Можно ли прочитать о нем так же, как о старике? Почему? знаем ли мы, как зовут старика? А молодого пастуха? Почему?
Перечитай описание природы. Подумай, почему пейзаж вводится сразу, после того как старик рассказал о своем представлении о счастье? (Пейзаж – это то, что видит Санька. Значит, молодой пастух умеет видеть, чувствовать, понимать природу)
(40)Окружённое лёгкою мутью, показалось громадное багровое солнце. (41)Вокруг быстро светлело. (42)Широкие полосы света, ещё холодные, купаясь в росистой траве, потягиваясь и с весёлым видом, как будто стараясь показать, что это не надоело им, стали ложиться по земле. (43)Серебристая полынь, голубые васильки, жёлтая сурепка (простенькие,
непритязательные, но красивые цветочки) – всё это радостно и беспечно (эти эпитеты, скорее всего, характеризуют не только состояние природы, но и внутренний настрой Саньки)
запестрело, принимая свет солнца за свою собственную улыбку.
(44)Старик и Санька разошлись по краям отары. (45)Затем оба встали, как столбы, не шевелясь, глядя в землю и думая. (46)Первого не отпускали мысли о кладах, второй же размышлял о том, что говорилось ночью. (47)Интересовали Саньку не сами клады, которые были ему не нужны, а фантастичность и несбыточность человеческого счастья.
Что же для Саньки счастье?
5. Связь
Герои противопоставлены друг другу. Автор подводит читателя к пониманию простой истины: настоящее счастье не в богатстве, а в чем-то разумном, вечном, как сама природа.
6. Авторская позиция
Можно ли сказать, что Чехов прямо высказывается? (опосредованно, через героев)
У разных людей может быть разное представление о счастье, разное его понимание
7. Выразим согласие с автором. Напишем свой аргумент.
Счастье у каждого свое, им надо дорожить (развить эту мысль).
Приведем пример, можно из романа Л. Толстого «Война и мир».
Наташа Ростова сумела сохранить в себе главное – способность любить и быть любимой. В семье, детях, любви к Пьеру находит она свое счастье.