Найти тему
Александр Боровской

Хроники Новой Венеры. Воспоминание.

Мамморо не поверил своим ушам. Эжен Лагранж? Тот самый, тридцать лет назад пропавший без вести во время войны в системе Новак? Тот самый человек? Нет, этого не может быть. Да, разумеется, определённое внешнее сходство было на лицо, однако, откуда он мог здесь взяться? Это был, вне всякого сомнения, обман. Клон, выращенный ФРИНом, чтобы водить за нос своих политических оппонентов. А может, и вовсе робот.

– Это он, Мамморо – уверенно сказал Дориан – Нечего так таращиться. Всё уже проверено, все анализы сделаны, доказательства неоспоримы.

– Анализы? – Мамморо не мог оторвать взгляда от глаз Лагранжа, пылающих ровным зелёным огнём – Какие анализы?

– Все, друг мой, все – Дориан усмехнулся – Химические, биохимические, физические. Для начала, изучена траектория корабля, на котором прибыл наш дорогой гость. Она действительно начинается на планете Новак- II . Потом исследован состав атмосферы внутри корабля. Смесь газов, характерная для атмосферы той планеты, и не встречающаяся нигде на Новой Венере. Микроорганизмы – так же с Новака- II , не наши. Потом занялись медицинскими исследованиями. Зубы, волосы, состав крови, содержимое желудка. Господина Лагранжа изучили вдоль и поперёк, и всё указывало на то, что до перелёта он жил на Новаке- II , дышал воздухом той планеты, ел её пищу и пил её воду. Потом пришла пора генетических исследований. Мы расплели каждую молекулу его ДНК и изучили каждый мононуклеотид, и будьте уверены, это никакой не клон. Настоящий человек, Эжен Лагранж, покинувший планету больше трёх десятилетий назад, а теперь вот вернувшийся домой.

– И зачем это вам? – вопрос Мамморо был адресован Лагранжу – Я имею в виду, если вы действительно бежали из плена и вернулись на родную планету, то что вы делаете у нас? Почему бы вам не сидеть сейчас со своими коллегами и не обсуждать очередную операцию по замене мистера Ньюборна или меня клоном-самозванцем? Неужто, годы в плену заставили вас раскаяться?

– Можно и так сказать – спокойно ответил Лагранж – Внесу небольшую правку: я не сбегал из плена, меня отпустили. Видите ли, цивилизация Ка Бирра – вовсе не такие монстры, какими представляют их Криин, их главные противники. Более того, биологически, да и психологически тоже, они гораздо ближе к нам, людям. Это гуманоиды, разделённые на два пола, всеядные, живущие малыми группами, совсем как мы, представляете? Конечно, нас разделила война, и цивилизация Ка Бирра выступает в этой войне в качестве, скажем так, активной стороны, но это не делает их какими-то инфернальными монстрами. Захватив Новак- II , они не стали уничтожать его человеческое население. А ведь я собирался депортировать всех. Да-да, я мечтал, что Новая Венера однажды захватит систему Новак, и мы выселим земных колонистов обратно на Землю. Знаете, что чувствует человек, когда видит, что иные, нечеловеческие существа, оказывают гуманнее его?

– Не сталкивался с подобным – и некоторым презрением отмахнулся Мамморо.

– Завидую вам – сказал Лагранж – Поведение захватчиков-инопланетян заставило меня по-другому взглянуть на себя и на то, что мы здесь делали. Они никого не убивали, никого не преследовали, более того, они позволили людям встроиться в своё общество как равным, представляете? Это в том время, как мы, по сути, выводим на Новой Венере целые виды людей, не способных самостоятельно мыслить или не имеющих собственной воли, людей, живущих всего по нескольку лет, а потом стремительно старящихся и умирающих. В общем, человечность пришельцев произвела настоящий переворот в моём мировосприятии, но это было только началом…

Он замолчал, по-видимому, желая собраться с мыслями, дабы рассказ не выглядел слишком сбивчивым.

– Что было дальше – поторопил биолога Мамморо – Пришельцы открыли вам какую-то тайну?

– Они открыли много тайн – Лагранж слабо улыбнулся – Например, что их агрессия против системы Новак – вынужденный ход в большой галактической игре, которую они ведут с цивилизацией Криин. Или что на самом деле не они начали это противостояние, а Криин напали на них первыми. Но я хотел сказать не об этом. Погружаясь в размышления на протяжении долгих лет своей новой жизни на Новаке- II , я пришёл к одному очень важному и, в то же время, очень жуткому умозаключению.

– Да неужели? – насмешливо спросил Мамморо – и какому же?

– Что всё то время, которое мы здесь, на Новой Венере, плели интриги, выращивали клонов-двойников, убивали людей и подменяли их самозванцами, мы делали всё это не по собственной инициативе. Мы все, то есть, я имею в виду, Биологическая Коллаборация, были лишь марионетками в руках одного необычайно умного, проницательного и могущественного кукловода.

– Да неужели?

– Именно так – Лагранж значительно кивнул – Вы не учились на биолога, вам это трудно понять, но ваша жена… Дориан сказал мне, что они биолог. Она поняла бы, что я имею в виду… Видите ли, на протяжении всего периода обучения и работы по специальности, с первого курса университета и дальше, нам внушают определённый набор мыслей и установок. Внушают не прямо, а так, знаете ли, завуалировано, подспудно, между строк. Эти мысли довольно просты, и вы их хорошо знаете: будущее общества Новой Венеры – за генной инженерией, эксперименты над человеком – благо для общества в целом, жертвы экспериментов окупятся в будущем миллионам счастливых и здоровых людей. Свобода воли – миф, её иллюзия приносит лишь вред, создание послушных клонов является благом прежде всего для них самих, и так далее. Дальше внушаются мысли о том, что любой противник прогресса – враг всего общества, что если генетическое совершенствование человечества будет приостановлено, то в будущем другие цивилизации неизбежно завоюют нас и уничтожат, и так далее, и так много лет. Целые поколения биологов воспитываются в этой парадигме воинствующего сциентизма, для целых поколений биологов другие люди – лишь экспериментальный материал, а идеальный человек – злой гений из древней научной фантастики.

– И вы тоже были жертвой этой идеологии – заключил Мамморо – Ну, это-то, как раз, понятно, но вы сказали, что были марионеткой конкретного кукловода. Кто же он?

– ФРИН, конечно.

– Искусственный интеллект?

– Правильнее называть его мыслящей машиной – поправил Лагранж – Это мощный ДНК-компьютер, созданный много лет назад группой выдающихся учёных и наделённый собственной полноценной личностью. Он выполняет в Биологической Коллаборации множество функций, начиная с редактирования учебников, и заканчивая разными политическими вопросами.

– И он воспитал себе орду фанатиков, мечтающих захватить Новую Венеру? – уточнил Ньюборн.

– Совершенно верно. ФРИН годами манипулировал нами всеми, и мною в том числе. У него было тысячи способов делать это – подсовывать нужных людей и нужные книги, напрямую давать советы, сообщать и замалчивать новости, выращивать клонов-помощников с нужными свойствами, и так далее.

– Но зачем это ему? – спросил Мамморо – Я хочу сказать, зачем вы вообще ему были нужны? Если он может сам вырастить клон любого человека, а потом убить оригинал и подменить его этим самым выращенным клоном?

– Программное ограничение – ответил Лагранж – ФРИНа изначально сделали так, чтобы он не мог действовать самостоятельно, без человека. Это помощник, правая рука лидера, а не сам лидер. Вот он и вынужден изощряться.

– И вы поняли это там, на Новаке? – спросил на этот раз Дориан.

– Ну да – Эжен утвердительно кивнул – Будучи изолированным от ФРИНа длительное время, я осознал в конце концов, что хитрый ИИ просто манипулировал мной, и я сам никогда не затеял бы то, что я начал благодаря его ценным советам и подсказкам. И тогда я решил вернуться и освободить Новую Венеру от одержимости этим компьютерным демоном. Открыть глаза всем, и в первую очередь, своим коллегам, биологам.

– Ну да – Мамморо с улыбкой подошёл к Лагранжу почти вплотную – Вот только вы не учли одного: если вы признаетесь, что тридцать лет назад пытались устроить переворот, да ещё и убили ради этого нескольких человек, вас казнят. И видит Бог, оправдание типа «Мной манипулировал злой ИИ» вам не поможет. Отправитесь в небытие вместе с ФРИНом.

– Э, нет – Эжен поводил в воздухе указательным пальцем – Я больше не гражданин Новой Венеры, я теперь принадлежу к цивилизации Ка Бирра, и более того, являюсь её полномочным послом, так что, ничего вы мне не сделаете, дорогой господин Бланко. К тому же, я своё наказание уже отбыл. Всё. Теперь я свободен от этого груза.

– Ну что же – Дориан подошёл к своим гостям и обнял их обоих за плечи – Мне кажется, атмосфера начала потихоньку накаляться, а это нас сейчас ни к чему. Давайте забудем о распрях и объединимся в борьбе против этого ФРИНа и его пособников. Завтра состоится очередное заседание Высокого Совета, и на нём мы должны нанести нашему врагу решающий удар.