Найти тему
Павел Великанов

Лицеприятие. В храме все - равны

Послание апостола Иакова. Иак., 52 зач., II, 1-13

1 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. 2 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, 3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих,- 4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями ? 5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его ?

6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? 7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь ? 8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого,- хорошо делаете. 9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками. 10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.

11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. 12 Та́к говорите и та́к поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. 13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.

Комментарий

Главная тема сегодняшнего чтения – лицеприятие. У апостола вызывает сильнейшее неприятие ситуация, когда человека выделяют из ряда прочих только потому, что он – успешен и состоятелен – причем происходит это в собрании христиан. В словах противопоставления богатых бедным может послышаться некий укор состоятельным людям – но на самом деле речь апостола о другом.

Не внешние атрибуты власти, влиятельности, достатка имеют значение для христианина – а то, что собой представляет сам человек как носитель образа Божия и свидетель Христовой истины.

В храме все – равны: и самая дремучая старушка, и профессор университета, и чиновник, и вчерашний заключенный, и его надзиратель, и – в том числе все те, кто служит у Престола. В храме мы абсолютно одинаковы в одном и том же: без милости Божией – каждый из нас – хоть мудрец, хоть глупец – лишь «дырка от бублика», где размер уже значения не имеет. Именно это осознание острой потребности в Боге распахивает душу навстречу покаянию и принятию милости.

Но если в пространстве храма начинается своего рода «ранжирование» по категориям в зависимости от важности и значимости человека – тотчас разрушается «экклесия» – таинственное единство всех без исключения христиан в Тело Христово.

Конечно, куда приятнее ласково и любовно вести себя со спонсором храма, чем с многословным профессиональным неудачником по жизни, вечно витающем в облаках и ничего дельного так и не сделавшего – в том числе для храма. Но как только мы соглашаемся с такой вполне прагматичной логикой – вместо Церкви мы получаем эффективное производство духовных услуг для разных категорий благополучателей – но это уже не экклесия!

Ведь главная задача Церкви – вовсе не в том, чтобы купола вызолотить и кованую ограду поскорее поставить: для этого Христос в общем-то и не нужен! А вот вывести человека из нескончаемой гонки в беличьем колесе житейской суеты, помочь вырваться из магнетического поля эгоцентризма, вдохновиться прикосновением к качественно иной жизни, жизни благословенной, настоящей, перетекающей в вечность – вот где без Христа уже никак не обойтись!

И лик Христа обращен к каждому, кто переступил порог храма. Значит, и нам следует учиться ровно, доброжелательно и тепло приветствовать любого человека, пришедшего не к нам, а в Дом Божий!