Волна протестов, прокатившаяся по России в конце января – начале февраля, обозначила несколько вариантов развития событий на осенних выборах в Госдуму. Станет ли протестная активность серьезным фоном для голосования или же можно рассчитывать на сохранение общей апатии, уместной для повторения выборов 2016 года? Этим вопросом задались аналитики фонда «Петербургская политика» и описали ключевые сценарии думских выборов. Как могут развиваться события и почему самый жесткий вариант – не самый удачный для Владимира Путина?
Жесткий, мягкий, полная оттепель
На начало февраля существует три главных сценария, по которым могут пройти осенние выборы, полагают в «Петербургской политике».
«План Крепость»
Власть наращивает силовое давления и демонстрирует тотальную поддержку со стороны населения, убеждая все стороны в контрпродуктивности оппозиционной игры на выборах в Госдуму. При таком сценарии явка на выборах рискует упасть до 40-45%, результат «Единой России» превышает показатели 2016 года, доходя до 55-60%. При этом партия власти выходит на обозначенный в ноябре 2019 года результат, получив не менее 301 мандата.
Ключевым риском при таком развитии событий могут стать дискуссии о легитимности таких выборов вплоть до обвинений со стороны критиков в их незаконности.
В логике такого сценария предполагается усиление контроля над всеми процессами, и, за счет давления, максимального снижения активности и допущенных до выборов партий и кандидатов. Также сохраняется возможность элементов раскола в КПРФ и «Яблоке», невыдвижение от этих партий симпатизирующих Алексею Навальному фигур. Часть «системной» оппозиции может оказаться выдавлена из пространства «системности», что подтолкнет их к уличной активности.
Не исключено нарастание конфликтов вокруг контроля над подсчетом голосов, что также стимулирует протест. Импульсами для такого развития событий могут быть как действия власти, так и поведение части «несистемной» оппозиции, способной подталкивать власть к подобным действиям.
«Ветер перемен»
В развитие этого сценария можно допустить возможность отказа от получения «Единой Россией» большинства мандатов по партийным спискам при сохранении ее общего доминирования, рост общественных ожиданий относительно альтернативных партийных проектов и расширение объема допустимой критики. В парламент может пройти до пяти партий, но за счет одномандатных округов «Единая Россия» получает около 260 мандатов.
Сильной стороной этого сценария является создание запаса прочности – возможности выхлопа «пара» общественного недовольства. При этом важно, что недополучение конституционного большинства «Единой Россией не несет в себе принципиальной угрозы, тем более что ключевые конституционные изменения уже приняты летом 2020 года.
«Ускользающее большинство»
Сценарий предполагает, что власти по тем или иным причинам снижают объем давления, оставляя за собой режиссуру процесса. В этом случае рейтинг «Единой России», сегодня балансирующий вокруг 30-процентного уровня, становится ключевой переменной.
При высоком рейтинге «Единая Россия» относительно легко получает большинство за счет победы во многих одномандатных округах. Проблемы вероятны, хотя и не гарантированы, в Москве, Санкт-Петербурге и территориях с доминирующей негативной повесткой (мусор, экология и т.д.).
При снижении рейтинга и нагнетании антирейтинга «Единой России» и власти в целом возникает риск утраты контроля над многими одномандатными кампаниями. Ожидаемая более высокая явка подразумевает приход тех, кто обычно не ходит на выборы, в том числе негативно настроенных по отношению к власти. Консолидация голосования за яркого кандидата или – при возобновлении протестной активности – список «умного голосования» способна затруднить прогнозирование результата в 30-50% одномандатных округах.
При неблагоприятном для власти сценарии ЕР не получает арифметическое большинство, получает менее 225 мандатов и сталкивается с необходимостью формирования коалиции с другими партиями. Более предпочтительными могли бы оказаться более слабые и управляемые союзники (в случае прохождения в парламент – «Справедливая Россия», «Новые люди», Партия пенсионеров). В результате все стороны окажутся удовлетворены: протестное движение заявит об успехе и рекордно низких показателях власти, в то время как реальная расстановка сил в Госдуме позволит исполнительной власти сохранить ее «контрольный пакет».
Но вероятность такого сценария сегодня ниже первых двух, полагают в «Петербургской политике». Страх власти перед призраком третьего сценария или тем, что второй сценарий («Ветер перемен») скатится к третьему, остается на сегодняшний день базовым оправданием для реализации первого сценария.
Кремль в осаде
«План Крепость», скорее всего, действительно может оказаться на выборах доминирующим, это вытекает из логики действий властей в последние годы. Боязнь и отторжение происходящих глобальных изменений, усиление автаркии, категорическое нежелание даже минимальных перемен во внутренней политике, жесткое подавление протестов и недопущение даже возможности дискуссий с «бунтовщиками» - все говорит о том, что Кремль и правда готов «запереться» внутри себя и провести выборы в жестком, мобилизационном формате.
Однако есть несколько обстоятельств, которые делают такой план вредным не только для властей в целом, но и лично для президента Владимира Путина.
Уменьшая пространство политического действия для парламентской оппозиции, власти тем самым увеличивают пространство вовсе не себе, а, наоборот, протестующим. То есть сделав парламент абсолютном «не местом для дискуссий», власти выталкивают эти дискуссии на улицы, делая их взрывоопасными.
При этом «Единой России» не так уже легко будет взять все одномандатников, если федеральные рейтинги останутся такими, как сейчас. Проблемных округов будет гораздо больше, чем принято думать, полагают некоторые политологи. К примеру в Москве для провластных кандидатов крайне трудными будут выборы в пяти из 15 одномандатных округов, пишет «Коммерсант» . В еще семи степень риска для кандидатов от партии власти эксперты оценивают как среднюю, но она все равно есть.
Есть риск, что, уйдя в реализацию «Плана Крепость», власти начнут закручивать гайки в первую очередь на окружных кампания. А это прямой путь к масштабированию протеста. У которого в этом случае появляется огромное число локальных, вообще никак не связанных с протестной улицей ситуативных союзников из числа разного рода «региональных элит».
«Крепость» практически наверняка означает персональное лидерство Владимира Путина в списке «Единой России». А это значит, что для президента ситуация заходит в тупик, где не остается другого выбора, кроме как идти на пятый президентский срок в 2024 году. Таким образом, Путин окажется заложником ситуации, с полностью отсутствующей свободой маневра.
И, наоборот, в каждом из двух «мягких» сценариев для президента сохраняется свобода действий по транзиту власти. И в этом смысле, первый сценарий наименее выгоден для президента. Однако вполне вероятно, что нынешняя российская «вертикаль власти», которую Владимир Путин, по сути, построил лично, ничем, кроме как «осажденной крепостью» быть уже не может. И что-то изменить тут не в силах даже президент.
Спасибо, что дочитали до конца
Ставьте 👍 - это важно для нас
Не забудьте подписаться на канал