Найти в Дзене

Лауреат Сталинской премии Вася Кочетков

Оглавление

Наш любительский парашютизм был под строгим присмотром начальника парашютного отдела ЛИИ Ф.М. Морозова, человека чрезвычайно строгого и пунктуального. Думаю, что благодаря ему за многие годы в ЛИИ не было ни аварий, ни гибели, ни катастроф из-за неполадок с парашютами.

Непосредственно следил за нами, любителями-парашютистами, Вася (Степанович) Кочетков. Очень спокойный, рассудительный, с чутким чувством юмора. Кочетков участвовал в испытании катапультных кресел, для первых, весьма несовершенных реактивных самолётов и получил за это Сталинскую премию (при Н. С. Хрущёве переименованную в «Государственную»).

Кочетков Василий Степанович ( 1923-1987), участник Великой Отечественной войны: в июле 1941 - мае 1945 - командир орудия, командир взвода (Центральный и Карельский фронты), младший лейтенант. Награждён орденом Отечественной войны 2 степени, медалями. С 1947 - в запасе. Парашютист-испытатель ЛИИ с июня 1948 по 1968. Выполнил более 20 катапультирований и около 200 испытательных парашютных прыжков. Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1952). Его Всесоюзный рекорд катапультирования из МиГ-15ЛЛ на минимальной высоте при максимальной скорости (1.036 км/ч) полёта самолёта до сих пор не перекрыт. Источник фото  https://testpilot.ru/review/isplii/parachutist/img/kochetkov.jpg
Кочетков Василий Степанович ( 1923-1987), участник Великой Отечественной войны: в июле 1941 - мае 1945 - командир орудия, командир взвода (Центральный и Карельский фронты), младший лейтенант. Награждён орденом Отечественной войны 2 степени, медалями. С 1947 - в запасе. Парашютист-испытатель ЛИИ с июня 1948 по 1968. Выполнил более 20 катапультирований и около 200 испытательных парашютных прыжков. Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1952). Его Всесоюзный рекорд катапультирования из МиГ-15ЛЛ на минимальной высоте при максимальной скорости (1.036 км/ч) полёта самолёта до сих пор не перекрыт. Источник фото https://testpilot.ru/review/isplii/parachutist/img/kochetkov.jpg

На его «рабоче-крестьянском» лице, при каждой улыбке, вдруг вспыхивали золотом верхние и нижние передние зубы. Они были вместо выбитых при испытании катапультного кресла в полёте. За счёт предприятия, создававшего это кресло, ему были вставлены золотые.

Под наблюдением Васи Кочеткова нередко мы сами укладывали свои парашюты. А ведь это очень и очень ответственное дело. Для этого в «парашютной комнате» в КДП-1 стоял длинный стол.

Прыгали с парашютами С-3 (спасательными). Других в парашютном отделе ЛИИ не было. Парашют С-3 белый квадратный. В полёте у лётчиков он расположен в катапультном кресле: они сидят на нём. А вот когда ходишь, и привязная система парашюта на тебе застёгнута, то парашют болтается позади бёдер и бьёт по коленкам сзади. Ходить так очень неудобно.

Я уже писал раньше о том, что в полётах «на невесомость» в летающей лаборатории Ту 104 мы должны были брать с собой парашюты. Однако во время полёта мы не одевали на себе привязные системы парашютов. Привязывали их к полу, чтобы они не летали, как попало в невесомости по всему салону самолёта. Мы знали, что выпрыгнуть при аварии из нашего самолёта почти невозможно (я писал об этом выше). Все мы были твёрдо уверены в надежности нашего Ту 104.

Ни страха, ни опасений не было у нас. Нельзя сказать, что у нас была особая смелость. Правильнее назвать это состояние души - отвагой. Почему-то в последнее время почти никогда не слышу этого слова?!

Друзья, сообщайте ваше мнение и подписывайтесь на канал «Проникновение в космонавтику».

Дайте прочитать вашим родственникам и знакомым. Пусть они тоже подпишутся на канал. Читайте предыдущие материалы и те, что будут публиковаться дальше.

С уважением, Леонид Александрович Китаев-Смык.