Историко-революционная трилогия "Буря над Азией", "Всадники революции", "Гибель Черного консула" основана на событиях и приключениях, имевших место в жизни ее режиссера - Камила Ярматова.
Сын полковника царской армии, он в юности служил красноармейцем, позже был начальником милиции и параллельно учился на курсах киноактеров. Кому как не ему, ставшему актером и режиссером, было снимать кино о революции и гражданской войне в Средней Азии?
Первый фильм посвящен командиру, в чьем партизанском отряде Ярматов служил - Хамдам Хаджи Каландарову. С него списан герой картины - Юсуп Ялантуш.
"Буря над Азией" 1964 г.
1917 г. Февральская революция освободила из Петроградской тюрьмы Джамала Ахмедова. Юноша участвовал в крестьянском восстании, в заключении подружился с революционером Василием и просвещен в политической ситуации в стране.
Подойдя к родному кишлаку, Джамал видит, что какая-то банда сжигает дом и склады его дяди. Дядя - богатый человек, они с матерью - бедные, но разбой - есть разбой. Джамал пытается защитить родственника и главарь разбойников Юсуп Ялантуш приказывает его повесить.
Ялантуш считает себя защитником декхан, он разоряет только богачей. Джамал пытается донести до Юсупа, что не надо ничего жечь, потому что имущество баев скоро будет конфисковано и возвращено крестьянам.
Тогда Юсуп требует, чтобы племянник повесил дядю-богача, раз он за народ. Джамал отказывается. Зато дядя сразу соглашается повесить Джамала, чтобы выкупить свою голову. Ялантуш, довольный тем, что доказал юноше, что с баями церемониться нечего, отпускает его, узнав, что тот видел в Петрограде Ленина.
Про Ленина он слышал только хорошее и даже пишет Джамалу от себя охранную грамоту. Впоследствии они станут друг для друга как родные и переживут множество приключений, в конце которых, Ялантуш умрет на руках друга от последнего вражеского выстрела уже после боя.
Фильм схематичен в оценке событий и максималистичен в прорисовке персонажей, но сам образ народного благородного разбойника сыгран интересно.
Ялантуш - неграмотный богатырь, на всех бумагах с гордостью ставящий отпечаток своего пальца, и лукав, и ироничен. и артистичен, и склонен к гневу и достаточно мудр, чтобы оценить чужие доводы.
Картина снята на интересном историческом материале с достоверным показом бытовых деталей. Например, когда Ялантуш приказывает герою поклясться хлебом, узбекский политический, сочувствующий красным, без сомнений клянется Аллахом, прикладывая ко лбу и щекам кусок лепешки.
"Всадники революции"1968 г.
Эта история тоже начинается с петли. Во всех фильмах трилогии кого-нибудь вешают, хотя не всегда доводят процесс до конца. Вероятно, распространенная была практика для экономии патронов.
Героя фильма, Камила Юлдашева, вешали в 1916 г. по приговору военного трибунала Туркестанской дивизии царской армии за участие в мятеже. Его друзья разыграли отвлекающую сцену у подножия виселицы и Азнавур-палван, вечный адъютант и приятель Юлдашева, бросил в конвой гранату, что помогло осужденному скрыться.
Теперь уже Советская власть, Юлдашев - командир батальона ЧК, а Азнавур-палван, как всегда, при нем и рассказывает молодым чекистам про прошлые приключения.
В рядах красных командиров высшего звена, служащих в Самарканде, работают контрреволюционные агенты, направляющие информацию эмиру бухарскому. Из Бухары угрожает наступление.
Туда, по полученным ЧК сведениям, должны переправить аэропланом пакет со сведениями о расположении сил Красной Армии в Туркестане и планом военной компании против них. Информация зашифрована, а ключ несет группа военных специалистов, посланная подпольной национальной антисоветской организацией для руководства акцией.
Продвижение группы прикрывает отряд басмачей Абдуллы Курбаши. Аэроплан удается перехватить и пакет попадает в руки чекистов, но нужно еще найти банду Курбаши и посланников к эмиру.
Чекисты и их противники с переменным успехом ведут тактические интриги против друг друга с использованием внедренных агентов и дезинформации.
Фильм хорошо поставлен. В нем захватывающий приключенческий сюжет, напряженное действие, юмор, связанный, в основном, с персонажем Азнавур-палвана, вообще, артисты играют убедительно.
"Гибель Черного консула" 1970 г.
Черным консулом называют эмира бухарского, который не дает покоя республике Туркестан. Слуги эмира провоцируют мятежи на советской территории, устраивают налеты, портят железнодорожные пути, взрывают поезда.
Азнавур-палван приезжает служить в ЧК города Кагана. Здесь полно беженцев из эмирата, которых трудно содержать.
В Бухаре зреет заговор с целью убийства эмира силами младобухарцев, представителей религиозного течения джадидизма. Чекисты, предвидя, что смена власти вызовет кровавую резню на территории сопредельного государства и спровоцирует еще больший приток беженцев, вынуждены спасать жизнь эмиру, направляя с таким заданием Азнавура.
Младобухарец Камал Убайдулла - идейный противник террора, но обвиненный товарищами в трусости, он берется совершить покушение, когда кортеж эмира проследует через горный перевал во время охоты.
Азнавур, выдающий себя за простого пастуха, в критический момент вырывает у Камала ружье. Эмир дарит спасителю в знак благоволения свои часы.
Камал арестован, но Азнавур хочет спасти молодого человека, устраивает его побег и включается в сложные политические интриги между агентами эмира и его противниками, которые теперь ищут союза с Россией. Все это выльется в военный конфликт между Красной Армией и силами эмирата.
Шукур Бурханов (Азнавур-палван) в этом сюжете смог развернуть свое артистическое мастерство, да и другие роли характерны и хорошо проработаны. Интересно показаны исторические события, приведшие к краху Бухарского эмирата.
Много приключений, юмора, противоборства тайных агентов обеих сторон. Зрелищно показаны казни, штурм Бухары. Временами много идеологических речей, но сюжет динамичен и фильм смотрится легко.
Приключенческая трилогия Камила Ярматова о революции и гражданской войне в Средней Азии смотрится с интересом и сейчас, учитывая знание автором среды и личное участие во многих событиях. Если вас заинтересовала тема советских фильмов о гражданской войне смотрите предыдущую статью: "Дзержинский и другие": 3 фильма о работе советских чекистов в период гражданской войны.