Найти в Дзене
Акум Эксперт

Как делают аккумуляторы для автомобиля

Оглавление

Практически каждый владелец автомобиля отлично знает, для чего служит аккумуляторная батарея, а многие даже в курсе, как она работает и какого ухода требует. Но совсем немногие знают, как батареи делают. В этой статье мы побываем на аккумуляторном заводе и проследим весь путь рождения аккумулятора.

Материал

Для производства аккумуляторных батарей используется два основных типа сырья – свинец и полипропилен (для бюджетных моделей АКБ – полиэтилен). Первый нужен для изготовления пластин, второй – корпусов.

Заготовки свинца и полипропилена на складе
Заготовки свинца и полипропилена на складе

Прежде, чем попасть в производственный цех, сырье попадает в отдел контроля. Там при помощи спектрографа определяется чистота исходного материала. Особое внимание уделяется чистоте свинца, от которого зависит качество будущего аккумулятора и его характеристики.

Проверка качества материалов производится на спектрографе
Проверка качества материалов производится на спектрографе

Решетки

Далее свинцовые заготовки отправляются в цех отливки решеток. Отливка производится автоматически, но качество работы станка контролируется оператором.

Отливка свинцовых решеток
Отливка свинцовых решеток

С отлитых заготовок срезается все лишнее, причем на этой стадии заготовка состоит из двух решеток – это упрощает технологию дальнейшего производства.

Готовые отливки робот самостоятельно обрезает и укладывает в стопки
Готовые отливки робот самостоятельно обрезает и укладывает в стопки

Важно! Готовые решетки отправляются на две недели на отдых – в свинце должна сформироваться и стабилизироваться кристаллическая решетка.

Активная масса и готовые пластины

Отлитая решетка – лишь основа пластины. Основной составляющей такой пластины является активная масса. Для изготовления отрицательных пластин используется пористый свинец, положительных – диоксид свинца. Для производства и того, и другого свинец в виде небольших цилиндрических отливок поступает на специальную мельницу. Там он превращается в порошок с тем или иным размером частиц (зависит от типа и мощности батарей, в которых будет использоваться.

Свинцовый порошок получают при помощи вот такой мельницы
Свинцовый порошок получают при помощи вот такой мельницы

Важно! Эта же мельница занимается окислением свинца до нужной степени. Ведь, как мы помним, для положительных пластин нужен не чистый свинец, а его диоксид.

 Далее просеянный и химически подготовленный порошок попадает в машину, которая из него и специальных присадок замешивает тесто в буквальном смысле слова.

Замешиванием пасты занимается вот такая «тестомешалка»
Замешиванием пасты занимается вот такая «тестомешалка»

Осталось нанести пасту на решетку, ранее отлитую из чистого свинца. Для будущих положительных пластин используется диоксид, отрицательных – чистый свинец. Принцип процесса достаточно прост. Паста наносится на решетку и плотно вдавливается в ее ячейки при помощи валиков.

Нанесение пасты на решетки
Нанесение пасты на решетки

Далее практически готовые пластины попадают в сушильный шкаф, где проводят трое суток при определенной температуре и влажности. Осталось пластины разрезать пополам (как мы помним, изначально они изготавливались двойными) и можно приступать к сборке батареи.

Пластины разрезаны и готовы к сборке
Пластины разрезаны и готовы к сборке

Корпус

Здесь все несколько проще, но операция не менее ответственная. Каждая партия отлитых из пластика корпусов проверяется на качество отливки и механическую прочность при разных температурах.

Отлитые корпуса проходят обязательную проверку на прочность
Отлитые корпуса проходят обязательную проверку на прочность

Сборка

Из готовых пластин набирают пакеты определенной толщины, при этом положительные  пластины чередуются с отрицательными.

Важно! Каждая положительная пластина помещается в конверт-сепаратор из ионопроводящего материала. Эти конверты не допустят электрического контакта между пластинами, но в то же время пропустят ионы, находящиеся в электролите.

Каждая положительная пластина помещается в ионопроводящий конверт-сепаратор
Каждая положительная пластина помещается в ионопроводящий конверт-сепаратор

Теперь необходимо электрически соединить между собой все отрицательные и положительные пластины пакета. Для этого снова используют литье.

Отливка «мостов», соединяющих пластины
Отливка «мостов», соединяющих пластины

Готовые сваренные пакеты укладываются в секции корпуса, при этом количество пластин зависит от электрической емкости будущей батареи. Количество ячеек остается неизменным – 6 штук для двенадцативольтового аккумулятора.

Набивка корпуса пластинами
Набивка корпуса пластинами

Пакеты пластин установлены, теперь их нужно соединить между собой. Делается это при помощи сварки через технологические отверстия, расположенные в стенках ячеек.

Сварка блоков
Сварка блоков

Настал черед крышки и отливки клемм. Крышка приваривается роботом, клеммы наплавляются вручную при помощи горелки и съемной формы.

Установка крышки и отливка клемм
Установка крышки и отливка клемм

После проверки батареи на герметичность при помощи сжатого воздуха она отправляется в цех окончательной электрической формовки.

Заливка и зарядка

Остался цех заливки и зарядки. В АКБ заливают электролит нужной плотности и ставят на зарядку. Зарядка производится в течение нескольких суток, а зарядный ток на клеммы подается по специальной схеме.

Аккумуляторные батареи на зарядке
Аккумуляторные батареи на зарядке

Вот в принципе батарея и готова. Осталось проверить ее состояние при помощи нагрузочной вилки. Если все в порядке,  батарея упаковывается и отправляется на склад готовой продукции, чтобы со временем прописаться в нашем автомобиле.

Окончательная проверка АКБ под нагрузкой
Окончательная проверка АКБ под нагрузкой

Вот мы и узнали, как изготавливаются аккумуляторные батареи для автомобилей. С одной стороны все просто, с другой малейшее несоблюдение технологий приведет к тому, что аккумулятор не сможет исполнять свою функцию и отправится в брак.