Практически каждый владелец автомобиля отлично знает, для чего служит аккумуляторная батарея, а многие даже в курсе, как она работает и какого ухода требует. Но совсем немногие знают, как батареи делают. В этой статье мы побываем на аккумуляторном заводе и проследим весь путь рождения аккумулятора.
Материал
Для производства аккумуляторных батарей используется два основных типа сырья – свинец и полипропилен (для бюджетных моделей АКБ – полиэтилен). Первый нужен для изготовления пластин, второй – корпусов.
Прежде, чем попасть в производственный цех, сырье попадает в отдел контроля. Там при помощи спектрографа определяется чистота исходного материала. Особое внимание уделяется чистоте свинца, от которого зависит качество будущего аккумулятора и его характеристики.
Решетки
Далее свинцовые заготовки отправляются в цех отливки решеток. Отливка производится автоматически, но качество работы станка контролируется оператором.
С отлитых заготовок срезается все лишнее, причем на этой стадии заготовка состоит из двух решеток – это упрощает технологию дальнейшего производства.
Важно! Готовые решетки отправляются на две недели на отдых – в свинце должна сформироваться и стабилизироваться кристаллическая решетка.
Активная масса и готовые пластины
Отлитая решетка – лишь основа пластины. Основной составляющей такой пластины является активная масса. Для изготовления отрицательных пластин используется пористый свинец, положительных – диоксид свинца. Для производства и того, и другого свинец в виде небольших цилиндрических отливок поступает на специальную мельницу. Там он превращается в порошок с тем или иным размером частиц (зависит от типа и мощности батарей, в которых будет использоваться.
Важно! Эта же мельница занимается окислением свинца до нужной степени. Ведь, как мы помним, для положительных пластин нужен не чистый свинец, а его диоксид.
Далее просеянный и химически подготовленный порошок попадает в машину, которая из него и специальных присадок замешивает тесто в буквальном смысле слова.
Осталось нанести пасту на решетку, ранее отлитую из чистого свинца. Для будущих положительных пластин используется диоксид, отрицательных – чистый свинец. Принцип процесса достаточно прост. Паста наносится на решетку и плотно вдавливается в ее ячейки при помощи валиков.
Далее практически готовые пластины попадают в сушильный шкаф, где проводят трое суток при определенной температуре и влажности. Осталось пластины разрезать пополам (как мы помним, изначально они изготавливались двойными) и можно приступать к сборке батареи.
Корпус
Здесь все несколько проще, но операция не менее ответственная. Каждая партия отлитых из пластика корпусов проверяется на качество отливки и механическую прочность при разных температурах.
Сборка
Из готовых пластин набирают пакеты определенной толщины, при этом положительные пластины чередуются с отрицательными.
Важно! Каждая положительная пластина помещается в конверт-сепаратор из ионопроводящего материала. Эти конверты не допустят электрического контакта между пластинами, но в то же время пропустят ионы, находящиеся в электролите.
Теперь необходимо электрически соединить между собой все отрицательные и положительные пластины пакета. Для этого снова используют литье.
Готовые сваренные пакеты укладываются в секции корпуса, при этом количество пластин зависит от электрической емкости будущей батареи. Количество ячеек остается неизменным – 6 штук для двенадцативольтового аккумулятора.
Пакеты пластин установлены, теперь их нужно соединить между собой. Делается это при помощи сварки через технологические отверстия, расположенные в стенках ячеек.
Настал черед крышки и отливки клемм. Крышка приваривается роботом, клеммы наплавляются вручную при помощи горелки и съемной формы.
После проверки батареи на герметичность при помощи сжатого воздуха она отправляется в цех окончательной электрической формовки.
Заливка и зарядка
Остался цех заливки и зарядки. В АКБ заливают электролит нужной плотности и ставят на зарядку. Зарядка производится в течение нескольких суток, а зарядный ток на клеммы подается по специальной схеме.
Вот в принципе батарея и готова. Осталось проверить ее состояние при помощи нагрузочной вилки. Если все в порядке, батарея упаковывается и отправляется на склад готовой продукции, чтобы со временем прописаться в нашем автомобиле.
Вот мы и узнали, как изготавливаются аккумуляторные батареи для автомобилей. С одной стороны все просто, с другой малейшее несоблюдение технологий приведет к тому, что аккумулятор не сможет исполнять свою функцию и отправится в брак.