Дорога сворачивала направо. Асфальт кончился, а на пути, который указывал навигатор, нас любезно встречала перекопанная земля, а позади нее - огромные, старые ворота. Что ж, опять придется идти пешком. Мы покинули машины и, обойдя груды земли, подошли к воротам. Заперто. Паутина. Краска облезла. Похоже, их никто не открывал очень давно. Интересный прием гостей.
Мы решили идти в обход.
Десять, пятнадцать, двадцать минут, а забор все не кончается. Мы постепенно стали терять веру в то, что когда нибудь попадем на дачу Сталина. Какая у нее, все-таки, огромная территория, конечно же, скрытая в лесах: Вождь не любил привлекать внимание с воздуха.
И вот, спустя N-ное количество времени, злополучный забор все-таки кончился. Мы перешли по ветхому железному мостику и оказались на другой стороне пруда, все это время скрывавшегося за забором. Теперь придется идти столько же в обратном направлении, но уже по другой стороне водоема.
Ну, пойдем.
Перед тем, как среди деревьев показалась усадьба, мы заметили лающую в нашу сторону собаку. Охраняет. Мы старались не показывать своего испуга и проследовали вперед. Наш новый четвероногий друг вальяжно направился за нами.
Впереди нас ждала охрана здания. Так как все было оговорено, никаких вопросов а-ля "Кто вы", "Как сюда попали", "Где зашли" и рекомендаций проследовать домой не поступило.
"Я много читал, тогда была такая возможность. Здесь сын Василий жил, - рассказывает мне охранник, порой посматривая на некогда белоснежное здание, - а знаете где жена его Надежда застрелилась?"
"В Кремле?", - вопросом отвечаю я.
"Нет. Может сама, может ей помогли. Но произошло это здесь".
Немного ошарашенная услышанным, я ничего не ответила. Спорить с человеком мне не хотелось, но его версия смерти жены Сталина меня весьма удивила.
Спустя некоторое время нам открыли долгожданную усадьбу и отпустили внутрь.
Мы начали наше путешествие. С первых минут в лицо повеяло холодом, а запахи сырости и плесени стали нашими надежными спутниками. Мы преодолевали длинные запутанные коридоры и не понимали, как такие лабиринты могут уместиться в этом маленьком здании.
Некоторые комнаты были завалены старой заплесневелой мебелью, другие же оказывались пустыми. Приходилось включать фонарики: сюда совсем не проникало солнце. Мы шли вперед, пытаясь запомнить путь и найти заветную точку: на даче Сталина был бассейн.
Спустя некоторое время мы увидели скромную, неприметную дверь и зачем-то вошли в нее. Шведская стенка, лавочки, шкафчики. Похоже, это спортивный зал. На стене следующей комнаты красовалась мозаика с деревом и павлинами (фото выше), а за ней - бассейн! Нашли!
Мы отфотографировали место и направились далее.
Пройдя по извилистому коридору мы, словно в сказке Л.Кэррола, зашли в новую дверь и ужаснулись: десятки лиц смотрели на нас со стены.
Без паники, это всего лишь детские фигурки. Откуда они здесь - расскажу чуточку позже. Согласитесь, выглядит все это жутко.
Пора подниматься в саму усадьбу. Хватит с нас длинных коридоров, ужасных декораций и обильной плесени кругом.
Увидев лестницу наверх, мы поднялись по ней и попали в усадьбу.
Убранство поражало былой роскошью. Огромные двери и высоченные потолки заставляли меня чувствовать себя дюймовочкой. Сталинский ампир во всей своей красе. Конечно же, заброшенной красе.
Но из моей головы не выходили слова охранника: "Может сама, может ей помогли. Но произошло это здесь". Неужели это могло быть правдой? Я не скажу, что являюсь очень суеверной, но усадьба вызывала моральное ощущение холода. Давила и как-то сковывала. Надумки? Или здесь действительно произошло нечто страшное?
Светлана Аллилуева - дочь Сталина - вспоминала о смерти Надежды: "Это сдерживание себя, эта страшная внутренняя самодисциплина и напряжение, это недовольство и раздражение, загоняемое внутрь, сжимавшееся внутри все сильнее и сильнее как пружина, должны были, в конце концов, неминуемо кончиться взрывом; пружина должна была распрямиться со страшной силой…
Так и произошло. А повод был не так уж и значителен сам по себе и ни на кого не произвёл особого впечатления, вроде «и повода-то не было». Всего-навсего небольшая ссора на праздничном банкете в честь XV годовщины Октября. «Всего-навсего», отец сказал ей: «Эй, ты, пей!» А она «всего-навсего» вскрикнула вдруг: «Я тебе не — ЭЙ!» — и встала, и при всех ушла вон из-за стола…"
Не будем вдаваться в истории семьи. Давайте поговорим об истории здания.
В тот небольшой отрывок времени, когда мы ждали ключи от усадьбы и мне довелось говорить с охранником, помимо того, что здесь покончила с жизнью жена Иосифа Виссарионовича (Википедия: это произошло в Кремле), удалось узнать вот что:
- сам Вождь был здесь только один день (Википедия: он здесь жил, пока строилась его «ближняя» дача);
- после переезда И.В. в новое место сюда вселился и покорял здание пороками сын Василий (Википедия: здесь находилась Комендатура 3 ГУ Охраны);
- самым последним владельцем комплекса была ФСБ России (Википедия: НИИ детской онкологии и гематологии - поделки именно этих детей мы видели в начале нашего путешествия).
Интересно, так ли?
Средние этажи оказались типовыми. Здесь разместились комнаты, а в них множество кроватей: все-таки, здание в последние годы его работы было санаторием.
А это видео экскурсия по особняку:
Мы поднялись на последний этаж и увидели здесь... кинотеатр! (показываю его в конце видео). А также здесь расположился огромный стол, на котором развалились десятки книг.
Кажется, все. Мы досмотрели здание до конца, а здесь считаю нужным описать конец его деятельности.
Как я отметила выше, в конце существования Союза в усадьбе разместился НИИ детской онкологии и гематологии,положив тем самым начало конца комплекса. Почему? В начале 00-х учреждение закрылось и здание больше никогда не ремонтировалось.
Вот такая интересная история еще одной заброшенной усадьбы, которая, к сожалению, повторяет судьбу многих других: медленно засыпает, отдавая свои воспоминания в надежные и сильные руки природы.