Изучая виды христианства, я разделил условно их, примерно, на шесть основных видов. Изначально христианство сотрясало разборки о Троице. Но как только они утихли, V век принес церкви новые споры — христологические: то теперь логическим образом пришел черед выяснить, каким же именно образом Бог-Сын пребывал в человеке Иисусе.
1. Докеты.
Докетизм – христологическая доктрина, признавала, что Иисус есть Христос и отрицала Иисуса во плоти. Докеты отрицали все человеческое в Иисусе: его рождение, смерть, страдания на кресте, плоть. Все, что было видимо людям, они считали иллюзорным.
Их главой, по словам Климента Александрийского, был Юлий Кассиан, который утверждал, что плоть Иисуса была мнимой. Докеты почитали Евангелие от Петра. Согласно их учению воплощение, страдания, смерть и воскресение не были действительными, так как его плоть была только видимостью. По сему, сторонники этого учения отказывались считать евхаристические дары плотью и кровью Иисуса Христа.
Согласно Саторнилу, " Спаситель не рожден, бестелесен, безвиден. Он не был человеком, а только казался. Так как он не имел плоти, то и страдания были только видимостью. Кердон учил, что Христос не родился не только от Девы, но и, вообще, не был рожден ни кем. И совершенно не страдал.
Маркион учил, что Иисус не родился, а в 15 год правления Тиберия спустился с неба в образе человека. Тело его было видимостью, поэтому по Маркиону Иисус не страдал, не умирал, не воскресал. Докеты рассуждали, что Христос есть бог, а Бог не может изменяться, и, следовательно, Иисус не мог быть человеком.
В апокрифических Деяниях Иоанна написано, - Проповедовать его можно только как Бога и поклоняться ему можно только как Богу.
2. Монофизиты.
Монофизиты - христологическая доктрина, придерживающаяся мнения, что в Иисусе была только одна природа Божественная и отвергающая человеческую природу. Основоположник этого учения константинопольский архимандрит Евтихий (около 378—454) утверждал, что Человеческая природа в Нем от Марии была, как капля меда в океане и растворилась в нем.
Монофизиты по своему учению были близки к докетам, поэтому часто их так и называли. Халкидонские церкви относят армянскую, египетскую и другие восточные церкви к монофизитам. Но это не так. Сохранился анафематизм католикоса ААЦ Авраама I, где наряду с именами докетов числится и имя Евтихия.
Константинопольским собором в 448 году Евтихий за ересь был осужден. В данное время ни одна из исторических церквей не исповедует монофизитство. В одно время идеи монофизитства начали проникать в Восточные церкви, но не ужились. Монофизитство признается ересью Халкидонскими, Древневосточными и большинством Протестантских церквей. Позже он иногда проявлялся, как рецидив, но не находил сторонников.
3. Миафизиты.
Миафизитские церкви учат, что у Христа была единая природа. То есть, бог и человек, каким-то чудесным образом, переплетается в Иисусе единой природой.
Если докеты и монофизиты признавали в Христе одну Божественную природу, халкидонские церкви две природы Божественную и Человеческую, а миафизиты единую природу. Это дало повод католикам и православным обвинить миафизитов в монофезитстве.
Миафизиты считают, что они в данном вопросе придерживаются учения святого Кирилла Александрийского, но католики и православные заявляют, что тот придерживался ортодоксального учения о двух природах Христа.
В настоящее время миафизитскими церквями являются: Армянская апостольская, Сирийская православная,, Маланкарская сирийская в Индии, Коптская православная в Египте, Эфиопская православная, Эритрейская православная, к ним же можно отнести и Албанскую на Кавказе.
4. Диофизитство Несторианское.
Несторианство самобытная христианская конфессия. Основателем этого учения считается константинопольский патриарх Нестор, хоть он и не считал себя основателем нового учения. Он признавал, что у Христа были две природы, и учил, что Иисус совершенный Бог и совершенный человек.
По его учению выходило, что Христос человек не проявлял всеведение или всемогущество, так как они присуще только Богу. Также нельзя говорить, что Бог жаждал, страдал, умер или родился в вертепе. Нельзя также говорить, что Мария является Богородицей, так как она родила только человека.
Получалось, что Христос не столько личность, сколько объект на котором сошлись два совершенно разных субъекта, две не сообщающие природы: Бог и человек, и между ними внешнее, относительное единство.
После осуждения учения Нестора, его сторонники бежали от гонений в Мессопотамию. Откуда они проповедью распространили свое учение в Персии, Средней Азии, на Дальнем Востоке, Китае, Цейлоне и других местах. Несторианства в настоящее время придерживаются только Ассирийская церковь Востока и Древняя Ассирийская церковь Востока.
Несторианство своим учением долго держало в напряжении Византийскую церковь. И в ответ на несторианство возникло монофизитство. На Втором Константинопольском Соборе двусубъектное диофизитство Нестора отвергнута и объявлена ересью.
5.Диофизитство халкидонское.
Халкидонизм - христологическая концепция, где в Иисусе Христе признаются две природы: Божественная и человеческая. В отличие от несторианства, где Иисусу приписывается две ипостаси или кномы наряду с двумя природами, в халкидонстве помимо двух природ приписывается только одна ипостась, то есть в одном субъекте две воли.
Доктрины диофизитства ведут свои истоки от Антиохийской богословской школы. Диофизитства придерживаются византийское православие, католичество, протестантизм. Хотя некоторые протестанты и униаты в Армении, Египте и Эфиопии придерживаются миафизитства.
Восточные миафизитские нехалкидонские православные церкви обвиняют диофизитов, что они приняли учение Нестора о двух природах Иисуса, тогда как те обвиняют миафизитов в монофезитстве. Халкидонское и несторианское диофизитства объявлены ересью и анафематствуются восточными православными церквями ( армянской, сирийской, коптской, эфиопской, эритрейской).
Халкидонской собор, состоявшийся 451 году, не положил конец христологическим спорам в христианстве, но православие и католичество придерживается до сих пор его решений. Халкидонский собор, созванный для борьбы с монофизитством и объединения христиан, не принес желаемого результата. В то время в империи и в мире были четыре крупных объединения христиан: диофизиты, миафизиты, несториане и ариане.
6.Арианство.
Если первые пять направлений, которые мы разбирали, касались христологии, то шестая отличается тем, что арианство отрицает учение о Троице. Арий утверждал, что Христос - отдельная сущность от Бога и сотворен Им. Если сотворен, то было время, когда его не было и он имеет начало бытия. Сторонники Ария и Афанасия устраивали драки в Египте. Постепенно арианство распространилось в восточной части империи.
В 325 году на Первом Вселенском соборе в Никее арианство было осуждено. Арий изгнан, его книги сожжены. Но в конце своей жизни Константин Великий поддержал арианство и утвердил государственной версией. Арианство господствовало при преемниках Константина до Валента II, исключение было при Юлиане Отступнике, который возвел культ Солнца ранг государственной религии. Потом арианство стало государственной религией в германских государствах, кроме Франкского.
В раннее средневековье арианство исчезло. Хоть некоторые мыслители и теологи в Европе возвращались к арианству. Идеи арианства пропагандировал Уильям Уинстон. Горячим сторонником арианства был и Исаак Ньютон. В ходе изучения библейских текстов он пришел к выводу, что Афанасий совершил подлог, умышленно вставив в Писание слова, что Христос является Богом. И в этом его поддержала римская церковь, что стало причиной искажения священных текстов. Поддерживая Ария, Ньютон объявил, что священники занимаются в церквях идолопоклонством. Ньютон писал:
То, что столь долго именовалось арианством, есть не что иное, как старое, неповреждённое христианство, а Афанасий послужил мощным, коварным и злокозненным орудием этой перемены.
В 17-18 веках ни мало верующих имели арианские воззрения.
Похожие антитринитарные учения с арианством имеются у Свидетелей Иеговы и пятидесятников - единственников.
Итак, мы разобрали шесть основных учений по христологии и триединства в христианства.
1. Докеты - утверждают, что у Христа только одна Божественная природа.
2. Монофизиты - утверждают, что человеческая природа Христа растворилась, как капля меда в Божественной природе.
3. Миафизиты - утверждают, что Божественная и Человеческая природы слились воедино и имеют единую природу.
4. Диофизиты несториане - утверждают, что у Христа две природы Божественная и Человеческая существуют раздельно, как два субъекта.
5. Диофизиты халкидонцы - утверждают, что у Христа две природы Божественная и Человеческая в одном субъекте, и две воли.
6. Арианство - отрицает учение о Троице.
Если вам понравилось ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Впереди будет много интересного и увлекательного!