Автор статьи ООО "Компания "ПромПутьСнабжение" 8(843) 212-20-29
Прочитать на сайте: https://promputsnab.ru/poleznoe/strelochnye-perevody/343-kak-opredelit-marki-krestovin-strelochnyh-perevodov-na-zhd-putyah-tipy-vidy.html
Рассмотрим показатель, указывающий на геометрические параметры устройств соединения рельсов. Выясним, как определить марку крестовины стрелочного перевода на ЖД-путях, поймем, как прочитать ее, и что означают те или иные цифры в ее артикуле.
С пониманием обозначений вообще не должно быть проблем. Вы увидите дробь: ее знаменатель – это длина сердечника, а числитель – ширина. Разобраться с конфигурацией металлоконструкции и то сложнее (хотя тоже не составляет особого труда), ведь есть несколько ее вариантов – с подвижными элементами и неподвижными. Но не будем забегать вперед – сначала уделим внимание тем стандартам и нормам, на которые ориентируются чаще всего.
Содержание статьи
Описание стрелочных переводов
Помимо ДхШ, марка крестовины также дает нам угол, измеряемый между рабочими гранями, и популярные ее разновидности – это 1/6, 1/9, 1/11. В процессе работы обслуживающий персонал магистрали (или любой другой ЖД-ветки) руководствуется ПТЭ (правилами техэксплуатации), подробно регламентирующими выбор того или иного устройства соединения в зависимости от типа пути. Так, на главной или на приемо-отправочной линии оно должно быть не круче 1/11, а на перекрестных или следующих сразу за ними одиночных – не выше 1/9. Последняя цифра актуальна и для прямолинейных отрезков колеи, и для грузовых, тогда как для симметричных она уже обязана не превышать 1/6. А вот варианты, относимые к категории симметричных, обозначаются как 1/4,5 или 1/8.
Стрелочная крестовина: основные виды
В общем случае это важная часть рельсового соединения и жесткая конструкция либо с подвижными, либо со статическими элементами. Именно во второй группе в последнее время вводится все больше инноваций. Но основная деталь каждой из них – это сердечник (металлический треугольник) с парой усовиков и рабочими гранями. Угол между ними, а также длина с шириной – ключевые геометрические характеристики для любого варианта устройства, самыми распространенными из которых на территории РФ считаются 1/22, 1/18, 1/11, 1/9.
При этом конфигурации могут значительно различаться между собой по целому ряду показателей – рассмотрим, каких именно.
Прямолинейная
Наиболее часто используемая до сих пор (согласно статистике). В обоих направлениях ее грани идеально ровные, без изгибов, что дает возможность устанавливать ее как на право-, так и на левопутных переходах (и этот универсализм – ключевое ее преимущество в отличие от других). Также ее можно предназначать для симметричных переводов, отсюда и такая, сравнительно высокая востребованность их монтажа и эксплуатации.
Криволинейная
У нее рабочие поверхности (как обоих усовиков, так и сердечника) уже сделаны в форме дуги с определенным закруглением. И такая конфигурация обладает двумя важными достоинствами:
- позволяет существенно увеличить радиус конструкции, что повышает ее общую безопасность;
- минимизирует среднюю длину устройства, а значит сокращает затраты на укладку колеи.
Из-за этих плюсов данные варианты и востребованы на промышленных линиях. Но минусы у них тоже есть и достаточно серьезные:
- их сравнительно сложно изготавливать, особенно в условиях немасштабного производства;
- они не предназначены для симметричных переходов;
- их можно использовать только при движении поездов по какому-то одному направлению, для двустороннего перемещения они не приспособлены.
Поэтому недостатки несколько ограничивают их эксплуатацию и заставляют конструкторов искать и внедрять и другие варианты.
Со скоростными параметрами
Наиболее распространенные маркировки крестовины стрелочного перевода в данном случае – 1/22 и 1/18. Они подразумевают, что по железной дороге можно ездить не быстрее 120 и 80 км/ч соответственно.
Ограничения есть и для иных артикулов: так, для 1/11 при Р65 они составляют 50 км/ч, хотя, если устройство симметричное, повышаются до 70 км/ч.
Свои условия у перекрестных конструкций, как правило, сделанных под двойным углом по отношению к обыкновенным. Если они проложены на станционной горловине, их обозначение будет нестандартным – 2/9. Если же на одной из боковых линий, важно, чтобы они оставались максимально пологими – в таком случае подойдет вариант 1/65, он подходит в том числе и для высокоскоростной магистрали, на которой составу разрешено разгоняться вплоть до 220 км/ч.
С литым сердечником
Вот тот вариант, который чаще всего используется на просторах РФ сегодня. Внимание, он сборного и одностороннего типа: это значит, что и изнашиваемые поверхности усовиков, и сердцевина – цельные. Первые выполняются из стандартных металлических профилей, вторая – из куска высокомарганцевой стали.
Два ключевых преимущества такой конфигурации:
- малое число элементов, что повышает общую надежность;
- сравнительно долгий срок службы.
Хотя качество связи между элементами все-таки несколько хуже, чем у следующей по списку конструкции, но все равно остается достаточным, чтобы ему отдавали предпочтение не только в России, но и в США.
Цельнолитая
Рассуждая о том, что называется маркой крестовины стрелочного перевода, в этом случае мы должны представлять себе единую деталь, максимально прочную и стойкую к физическим воздействиям (хоть и требующую значительного расхода металла при производстве).
Для нее обычно актуально соотношение 1/11, при профиле Р65, что дает составам возможность безопасно развивать скорость до 160 км/ч (на прямых участках). Если сравнивать ее с предыдущими вариантами, она эксплуатируется дольше всего (при одинаковых условиях), что является мощным фактором при выборе в ее пользу.
Сборно-рельсовая
Особенность такой конфигурации – сердечник из двух пристроганных частей – отрезков двутавровых балок, дополнительно укомплектованных вкладышами-усовиками и болтами для крепежа.
Данный вариант заслуживает внимания исключительно в рамках обзора, так как уже не выпускается и не применяется на территории РФ. Все потому, что у него хватает недостатков: это и значительное количество элементов, и не самые прочные связи, и склонность к образованию дефектов (плавно вытекающая из предыдущих минусов), а значит низкий ресурс и степень обеспечения безопасности передвижения поездов и вагонов.
Типы стрелочных переводов по направлению
Существуют две их глобальные группы:
- Одиночные (обыкновенные) – разделяют одну ветку на пару, обычно на прямолинейные (то есть нити идут без искривлений от основной оси).
- Симметричные (двойные) – разбивают 1 колею на 2-3, причем с отклонением в стороны на одинаковую величину. В результате длина перехода минимальна, а значит его можно обустраивать даже в условиях ограниченного пространства. Они также могут быть перекрестными – когда имеет место быть пересечение двух нитей под определенным углом.
Есть условная классификация, так сказать, по степени мобильности составных частей – рассмотрим ее.
С подвижным усовиком
Актуальна в тех случаях, когда необходимо организовать одиночный съезд. Еще один случай их укладки и дальнейшей эксплуатации – высокоскоростные магистрали.
Действуют по следующей схеме:
- Сердечник прижимается к рельсовому отрезку в результате давления одной или сразу пары пружин, из-за чего закрывается внутреннее, «мертвое» пространство.
- Благодаря этому образуется непрерывное полотно, которое состав проезжает достаточно быстро (зачастую даже не снижая скорости).
Автор статьи ООО "Компания "ПромПутьСнабжение" 8(843) 212-20-29
Прочитать на сайте: https://promputsnab.ru/poleznoe/strelochnye-perevody/343-kak-opredelit-marki-krestovin-strelochnyh-perevodov-na-zhd-putyah-tipy-vidy.html