Самый известный кубок из черепа в отечественной истории -- это потир, сделанный из головушки князя нашего Святослава Игоревича убившим его печенежским ханом (которого, кстати, звали Куря; хорошее имя для котика). Случилось это в 972 году.
Однако если брать западноевропейскую историю, то в ней гораздо большую роль сыграл другой кубок из черепа, относящийся к 567 году. И вызванные им убийства. Чей же это был череп, что было дальше? И главное, как это рисовал Рубенс? (Ибо не было в мировой истории клубнички или мокрухи, в которой великий фламандец не отметился, кроме инков).
Внимание! В эфире снова ваша любимая рубрика "Омерзительное искусство". За едой не читать, детям не показывать, на фасады цветные проекции не делать!
***
От Римской империи как раз остались осколки и клочья, на которых топотали всякие из великого переселения народов. Один из них и есть -- наш герой, правда, сугубо пассивный, в виде движимого имущества. При жизни звали его Кунимунд, и он был царем какого-то германского племени под названием "гепиды" (жили на терр. совр. Сербии).
Для истории мирового искусства важно, что Кунимунд погиб в 567 году в битве с лангобардами и аварами. У него осталась дочь, по имени Розамунда. Чье имя переводится как "роза мира". Как переводится имя ее отца, консервативным мужчинам призываю не задумываться! (Предупреждение: это шутливый пост, все посты в этой рубрике по дефолту являются шутливыми и сатирическими).
Розамунду взял в жены победитель, король лангобардов по имени Альбоин.
Альбоин был первым королем лангобардов, завоевавшим Италию. Собственно, с его взятия городов и земель многовековое Лангобардское владычество над Италией и началось.
Своего будущего тестя он не просто зарубил, но и утилизировал на полезные в хозяйстве вещи. Но, видимо, ими не особо кичился. Потому что кризис назрел только в 572 или 573 году, т.е. когда он уже с Розамундой 5-6 лет был женат.
Как пишет Павел Диакон в своей "Истории лангобардов" (главном источнике по этой безумной эпохе), что однажды в Вероне, которая была их столицей: "Убив отца Розамунды, Альбоин приказал сделать из его черепа кубок. И как-то раз нанес смертельную обиду Розамунде, заставив её пить из черепа собственного отца. Решив отомстить, Розмунда..." (об этом отдельно)
Существует достаточное количество изображений на сюжет этого пира.
В них всех король протягивает королеве кубок необычного дизайна.
Историю описал Боккаччо в "Де касибус", подхватили другие источники, поэтому интерес к ней не пропадал и у более новых художников. Некоторые рисунки демонстрируют эмоции королевы во всех подробностях.
Хроникер Сигеберт из Жамблу пишет, что король не просто потчевал жену из кубка, а еще и приговаривал: «Выпей вместе со своим отцом».
Совершенно понятно, почему Розамунду оскорбило такое поведение мужа. Королева начала страдать и злиться.
(В 19 веке появились посвященные этому событию драмы и стихи на английском языке, поэтому у прерафаэлитов работы на эту тему тоже проскакивают, они вообще любили про отрубленные головы. Но не путайте, гораздо популярнее у них была тезка-соотечественница, "Прекрасная Розамунда", любовница Генриха II, к которой проникла соперница, законная жена королева Алиенора Аквитанская, и предложила на выбор либо кубок с ядом, либо кинжал, чтобы самоубиться. Если изображена просто средневековая дева без антуража, но с надписью "Розамунда", необходимо расследование, которая именно тут).
Итак, вы внимательно рассмотрели гравюру выше, и увидели там не только череп, но и мужской труп, так что это точно не имеет отношение к легенде об Алиеноре Аквитанской. Но что же было с Розамундой Лангобардской после злосчастного пира, как она решила отомстить?
Павел Диакон пишет: "Решив отомстить, Розмунда обратилась к королевскому дружиннику Хелмегису, который был, вероятно, её любовником. Однако тот побоялся действовать в одиночку и предложил взять в помощь Передео, очень сильного человека. Передео отказался помогать заговорщикам, но, однако, следующей ночью по ошибке переспал с Розамундой, приняв её за свою девушку. Узнав о своей ошибке, он согласился участвовать в заговоре, боясь гнева короля. На следующий день Розамунда приказала во всем дворце соблюдать тишину во время послеобеденного сна Альбоина. И, когда тот уснул, привязала его меч к кровати и впустила убийц. Когда Альбоин проснулся и увидел убийц, он схватился за меч, но не смог его выхватить, так как Розамунда крепко привязала меч к кровати. Он пытался защититься скамеечкой для ног, но силы были не равны и он был убит".
Вот самая известная картина на эту тему. Табуретки в ней нет, а меч жена просто придерживает. UPD: есть табуретка!!! я слепая курица, сорри.
Есть и общеобразовательные гравюры из учебников для юных гимназистов. Сцены убийства отличить сложнее, фирменного черепа в них не фигурирует. Можно пробовать для опознания обращать внимание на то, что с мечом что-то пытается делать именно женщина, что необычно.
Что же было дальше?
Короля, который не знал чувства мера на пирах, похоронили. Его преемником стал некто Клеф, не родственник.
Вдовица и ее любовник-убийца Хелмегис бежали в Равенну, которую держали византийцы. С собой они прихватили падчерицу, дочь короля от первого брака, и много сокровищ (лангобардскую казну). Византийцы приняли их с почетом.
Дальше, как гласит история (а вы понимаете, что все это легенды, и верить им особого смысла нет), Розамунду подвело то, что она со своим любовниом Хелмегисом обвенчались. Ибо в Равенне с ней познакомился гораздо более перспективный гражданин, византийский экзарх Лонгин . Неукротимая королева, подзуженная Лонгином, решила убить уже второго мужа, и выйти замуж за византийца.
Описывают, что как-то Хелмегис умывался (или мылся). И тогда коварная Розамунда подошла к нему и протянула кубок с ядом. Муж выпил, но почуял какой-то подвох и привкус мышьяка, достал меч и вынудил Розамунду тоже из него испить (приквел "Гамлета"). Так оба и умерли.
С особым смаком это рисовали в иллюстрациях к Боккаччо. Иконография запоминается легко: мужчина, вылезающий из ванны, кубок (опять-таки, правда, обычный), смерть женщины.
На этом, собственно, история кончилась для всех. Кроме падчерицы Розамунды, которую звали Альбсвинда, кстати, ее покойная мать была дочерью Хлотаря I из Меровингов, то есть девица была знатна. Когда в Равенне византийские наместники разгребли накопившиеся в ванне трупы, падчерицу и казну отправили в Константинополь (потому что она могла стать ценной пешкой в борьбе за лангобардское королевство, как наследница по крови). Но никаких дальнейших историй про девушку не известно, может, ей повезло и она умерла старой и счастливой в безвестности.
Про эту истори писали многие известные когда-то писатели: Джованни Ручеллаи, Витторио Альфьери, Суинберн. Фраза "Bevi Rosmunda dal teschio di tuo padre!" стала итальянской поговоркой.
Считается, что древняя итальянская песня Donna lombarda ведет свои истоки именно из этой истории.
- Напоминаю, что мою книгу "Омерзительное искусство" (про жесткач в живописи по греческим мифам) можно купить на Озоне .
- Моя последняя книга, посвященная разгадке истинного авторства анекдотов псевдо-хармса, продается там же, кто пропустил, ловите, там как раз скидка.
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.