Найти тему

Татары Казанской губернии. Описание 1850 г.

Текст вышел длинный, но дробить по частям не буду.

Татары, некогда господствующая нация в Казанской губернии, но ныне находятся в числе около 350 000 душ обоего пола, по всем почти уездам. Они занимаются, наравне с прочими племенами, разными промыслами, но более наклонны к торговым чем к земледельческим и ремесленным занятиям, а потому частью живут в городах, частью путешествуют вне губернии с разными товарами, имеют торговые сношения с Кахтою, Бухарою и Азиатскими степями. Некоторые, преимущественно из купечества, содержат кумачные, китаечные фабрики и кожевенные заводы.

По наружности и физиономии они представляют более единообразия, нежели какое замечается в других нациях: средний рост и крепкое сложение, овальной фигуры голова с черными лоснящимися волосами, правильные черты смуглого лица с азиатским отпечатком, черные светящиеся глаза, нос длинный и правильный.

Характер их довольно веселый и живой, хотя нередко хитрый и мстительный; вообще они бывают горды и недоверчивы, но впрочем человеколюбивы и гостеприимны; понимают чувства дружбы и чести, хотя для торговых выгод не ставят себе в вину прибегать к обману. В обхождении ласковы и веселы, в образе жизни воздержаны, трудолюбивы, привержены к порядку и чистоте; жилые избы устроены у всех с печами, выбелены известью или обклеены дешевыми обоями.

Одежда: зажиточные Татары носят на голове тюбетеи (ермолки) бархатные и парчовые, с золотым или серебряным узеньким нашитым по краю галуном, суконные шапки с лисьим, бобровым и из Крымских мерлушек околышком; зимою малахаи (большие шапки с ушами) на лисьем меху и овчинах; холщевая белая, а иногда и синяя длинная рубашка, нижнее широкое платье, большей частью из Бухарской материи, называемое бахта; камзол длинный без рукавов, шелковый; летом тонкого темного цвета суконный кафтан полный и длинный с широкими рукавами по покрою Бухарских халатов, или таковой же халат из Бухарской шелковой или полушелковой материи. Зимою они носят шубы из Киргизских овец, белых мерлушек, белок и карсачьих лап, крытые тонким темного цвета сукном или Бухарскими материями. На ногах ичиги цветные (сапоги с тонкими подошвами) и черные калоши. Беднейшие носят тюбетеи суконные, нанковые и из Бухарской материи, шапки с мерлушчатыми и овчинными околышками, летом белые валяные низенькие, круглые с большими полями шляпы. Рубашки и нижнее белье из белого и синего холста или пестряди, камзол нанковый или китайковый, кафтан вроде халата, серого или белого крестьянского сукна. Зимою они имеют овчинные шубы и малахаи, на ногах суконные чулки и лапти. По закону, головы у всех бритые.

-2

Татарки носят на голове длинные коленкоровые белые платки, обшитые золотом узеньким позументом или бумажной, или шелковою лентою. Накрыв голову одною стороною платка, укутывают шею, а противоположные два конца висят позади, по спине.

Рубашки у них длинные, широкие с такими же рукавами, коленкоровые, ситцевые, шелковые, кумачные и бахтовые; разрез грудной обшивается узеньким позументом, или лентами, с пришивом внизу, на котором нашиты, для украшения, мелкие и крупные серебряные монеты или сделанные наподобие их, оловянные кружки. Исподнее женское платье по покрою как у мужчин, ситцевое, кумачное и бахтовое. Камзолы длинные без рукавов, летние на подкладке, зимние на карсачьих лапах и беличьем меху, крытые парчою или шелковыми воротниками, крытые разными материями. Ичиги красные, синие и желтые с каймами, иногда шитые шерстью или шелком; калоши или туфли зеленого и черного цвета. Девки одеваются также, только на головах носят бумажные, вязаные колпаки,в косы вплетают ленты с нашитыми монетами. Богатые Татарки носят золотые и серебряные серьги, кольца, браслеты (особой выделки) для украшения лица употребляют румяна, белила и мушки. Одежда бедных Татарок того же покроя, но только чаще нанковая, пестровая и холщовая, менее металлических украшений и те большею частью медные и оловянные.

-3

Пища, в обед и ужин, из пшеничной или ячменной муки салма, вроде жидкой кашицы, яйца, молоко коровье и козье, в праздники салма с говядиной, пироги с мясом, блины, плов, т.е. рисовая каша с бараниною, приправленная кореньями и изюмом, жареная говядина, лошадиное и козье мясо.

Чай у беднейших кирпичный, который варят в котлах с молоком и едят ложками, у зажиточных – цветочный, кумыс (квашеное кобылье молоко), кислое молоко, иногда и квас. Для лакомства служат: слоеные теста, варенья, Бухарский чернослив, домашнего приготовления пастила, мед, орехи и проч. Свинина и горячие напитки запрещены Кораном, однако же многие Татары их употребляют с удовольствием, а иные предаются им до излишества.

Все Татары, живущие в Казанской губернии, строго исповедуют магометанскую веру, незначительная часть их, около 26000 обоего пола обратилась в христианскую, но из них многие, не понимая ее догматов, нерачительно исполняют все законы и придерживаются нередко мусульманских обрядов. В Чистопольском уезде несколько селений, которых предки в прежние времена приняли православие, ныне самовольно обратились к магометанской вере, за что до сих пор судятся. Во всяком почти селении есть мечеть, при ней мула и азанчи, последний призывает с мечети на молитву. Законом предписаны омовения и молитвы в мечети (при входе в мечеть все правоверные должны быть без обуви т.е. башмаков, и иметь на голове чалмы. Моление состоит в чтении муллою статей из алкорана, а в иные дни говорится проповедь (Худьба)) ежедневно по пяти раз: до солнечного восхода, в полдень, к вечеру, по захождении солнца и пред сном. Женщины не должны ходить в мечети, а исполняют все молитвенные обряды в домах. Пятница есть священный день, празднуемый Татарами еженедельно и проводится в молитве. Другие годовые праздники, или посты суть следующие:

Рамазан, пост установленный Магометом, продолжается от новолуния до новолуния и ежегодно бывает ранее одиннадцатью днями (магометанский год лунный и короче нашего одиннадцатью днями), а потому приходится в разные месяцы. Пост состоит в том, чтобы употреблять пищу и питье только ночью, а с рассветом до сумерек не есть, не пить и проводить день в молитве. Во время летних жаров соблюдение поста весьма тягостно, особенно для полевых работников, которые не могут утолять жажду. Болезнь, путешествие и другие уважительные причины хотя освобождают, но по миновании этих препятствий должны непременно поститься в другое время. В ночи с 26 на 27 день поста (алькард или торжественная ночь) идут все в мечети, где проводят время в молитве: в эту ночь (по алкорану) посылаются пророком на землю ангелы для исполнения его предопределений. В последний, 27-й день, раздается бедным милостыня (зекат); по закону каждым 1/10 часть его имения; каковой расчет впрочем исполняется весьма неточно. При появлении нового месяца, о чем исполняется азанчи с мечети, оканчивается пост молитвой. В первый день после поста (праздник Хайд) кушают байрам (слоеные пирожки с медом), пируют и посещают друг друга.

Курбан, другой пост, спустя два месяца после Рамазана, продолжается 10 дней; - десятый день называется Гараф (Гараф есть в Мекке гора, на которую в этот праздник собираются пилигримы и отсюда все вместе отправляются на молитву.) – В одиннадцатый, за час до восхождения солнца, собираются в мечети для молитвы, по окончании которой расходятся по домам, где каждый хозяин должен собственноручно заколоть для жертвы голову скота (овца, баран, верблюд, смотря по величине семейства, с причислением знакомых в дом беднейших) с произнесением имени Бога. Истекающею теплою кровью мажут себе глаза, нос, щеки, чтобы избавиться от всякого искушения. После этого следуют: варенье мяса, обед, раздача остатков бедным и взаимные поздравления.

Сабан, (плуг или соха) не есть празднество собственно религиозное, но принятые по Татарскому обычаю, весенние увеселения. Для чего обыкновенно по таянии снегов, в одну из пятниц, при хорошей погоде, целая деревня собирается на открытом луговом месте, где происходят: гулянье, игры, скачка на лошадях с раздачею призов и т.п., женщины в удалении остаются зрительницами.

При рождении младенца, приглашается в дом мулла с Кораном; мулла читает приличные этому обряду статьи алкорана, и назначает новорожденному имя. – После этого наступает угощение, к которому допускаются и посторонние посетители. По истечении не менее одного года и более трех лет, совершается обрезание, так называемыми Бабан, которые как знающие это искусство, пользуются большим уважением.

-4

Когда молодой Татарин пожелает взят жену, то посылает свата или сваху (яльче) до трех раз, для испрошения у отца или матери невесты их согласия, и после договоров о калыме и приданом, отец жениха с муллою, азанчеем и альче, приходят к отцу невесты или к свату в дом, где собираются с обоих сторон родственники. Мулла троекратно спрашивает отца и мать невесты, согласны ли они выдать дочь, посылает родственников спросить о том невесту и по получении удовлетворительных ответов, прочитывает, в присутствие жениха и невесты, установленные молитвы из Корана. После этого происходит расплата калыма, бракосочетания, с засвидетельствованием присутствующих и наконец весь обряд заканчивается обедом. С этого дня жених приходит к невесте когда ему заблагорассудится и имеет право обращаться с нею как с женою, которая в продолжении этого времени года именуется Бикас и носит девичью одежду. По прошествии года и более, по общему согласию, берет к себе жену в дом, и тогда уже она повязывает голову. Калым и приданое невесты назначают по условиям, соответственно состоянию жениха и невесты, уплачиваются частями; обыкновенно приданое невесты вдвое и более стоит противу калыма, платимого женихом. Татарин может иметь от 1 до 4 жен, с полною над ними властью; если которая-нибудь ему не понравится или бездетная, то Кораном дозволяется ему дать ей писанное муллою разводное письмо, по которому она вправе выйти замуж, а он на ее место взять другую жену, с тем только, что если таковой развод последовал противу согласия жены, то муж обязан отдать ей сполна неоплаченный калым. В семействе, где более жен, там обыкновенно более раздоров и беспорядка, а потому ныне многие, даже и зажиточнейшие Татары, предпочитают одноженство, а бедные почти все имеют не более одной жены. Впрочем, по общему отзыву, мужья заботятся о благосостоянии жен и детей, стараются равномерно их одевать и содержать, но та из жен, которая более имеет детей, считается любимейшею.

Когда больной Татарин близок к смерти, то призывает муллу, который читает над ними Коран, для испрошения ему прощения грехов. Тело умершего обмывают и без рубашки обвивают троекратно белым холстом, кладут в избе на нары, лицом вверх, головою к сверху, с протянутыми руками. По прочтении муллою над усопшим молитвы, тело кладут на носилки и несут головою вперед на кладбище (мазарки), дорогою четыре раза останавливаются и мулла под носилками, на все четыре угла прочитывает молитвы. Последняя молитва произносится на кладбище. Могила обыкновенно вырывается в рост человека, вышиною столько, чтобы можно было стать на колени в молитве. Все присутствующие засыпают тело землею, а родственники загораживают бревнами, ставят надгробный камень, и в последствии садят березу или другое дерево. После погребения раздаются родственниками покойника всем присутствующим, и из них преимущественно беднейшим, деньги.

Духовно-магометанское управление, состоящее в г. Уфе, под председательством муфтия и депутатов от других губерний, управляет магометанскими религиозными делами, назначает мулов, и получает от них отчеты по управлению вверенных им приходов (другой муфтий имеет пребывание в Крыму). Кроме того, собственно в губернии, заведуют по этой части старшие из мулов, называемые ахунами. Муллы не получают жалованья, а довольствуются за исполнение духовных треб, деньгами и подарками от прихожан.

Хотя, по смыслу установлений Корана, образование между Татарами не может достигнуть большего развития потому, что воспрещается заниматься науками, но зато грамотность общая и всякий без исключения Татарин, в молодых летах, учится чему-нибудь. При каждой почти мечети имеется училище от 7 до 14 лет и никогда не отпускаются в родительские и другие дома. Учение начинается азбукою, потом следует чтение Корана или извлечений из оного, дальше книга мугамед-эфенди, или наставление по торговым делам, иногда грамматику (наху) Арабского языка и самый этот язык, чтобы понимать коран, Персидский и Бухарский языки для торговых сношений. Русскому языку редко обучаются. Учение производится на редкость довольно неприятным голосом. Мулла как учитель (хельфа), в награду получает от родителей учеников небольшие подарки: халаты, чай, сахар, медные деньги и прочее. Девицы обучаются дома у жен муллов, или у матерей и родственниц, тоже чтению, письму, редко шитью и вышиванью тюбетей, ичиг, золотом, серебром и шелком, в чем нередко бывают весьма искусны.

В построении Татарских деревень замечается правильность. Обыкновенно всякий дом состоит из 2-х, разделенных между собою холодными сенями, половин; одна назначается для мужчин, а другая для женщин, которые по магометанскому закону, не показываются посторонним приходящим; стены изб выбелены известью или обклеены дешевыми обоями. Между стенами устроены нары, на которых постилаются кошмы, или ковры, и лежит огромные пуховые подушки и перины; одежда и скатерти развешены на особых жердях. Под нарами помещаются большие сундуки, окованные листовым железом, обыкновенно пустые, но с первого взгляда намекающие на зажиточность хозяев. Окошек в избах делают много, почему зимою холодно. Бани устроены при всех почти дворах, для исполнения омовений, предписанных Кораном. Вообще Татары живут довольно опрятно и в них замечается наклонность к азиатской неге, а врожденная страсть к строению обширных дворов, амбаров, ворот, чем они желают выказать свое щегольство, нередко доводит их до разорения.

Источник текста: Военно-статистическое обозрение Российской империи : издаваемое по высочайшему повелению при 1-м отделении Департамента Генерального штаба [трудами офицеров Генерального штаба]. - СПб. : Тип. Деп. Ген. Штаба, 1848-1858. - Загл. Т. 16, ч. 5 : Статистические описания губерний и областей Российской империи, по высочайшему повелению издаваемые Департаментом Генерального штаба Военного министерства.

Т. 5 : Низовые Приволжские губернии : Ч. 1-5. - 1850-1853.

Т. 5, ч. 1 : Казанская губерния / [по рекогносцировкам и материалам, собр. на месте, сост. Ромишевский]. - 1850. - [4], IV, [2], 136, 44 с., [9] л. табл. : табл. - На шмуцтит. загл. : Военно-статистическое обозрение Казанской губернии