Текст вышел длинный, но дробить по частям не буду.
Татары, некогда господствующая нация в Казанской губернии, но ныне находятся в числе около 350 000 душ обоего пола, по всем почти уездам. Они занимаются, наравне с прочими племенами, разными промыслами, но более наклонны к торговым чем к земледельческим и ремесленным занятиям, а потому частью живут в городах, частью путешествуют вне губернии с разными товарами, имеют торговые сношения с Кахтою, Бухарою и Азиатскими степями. Некоторые, преимущественно из купечества, содержат кумачные, китаечные фабрики и кожевенные заводы.
По наружности и физиономии они представляют более единообразия, нежели какое замечается в других нациях: средний рост и крепкое сложение, овальной фигуры голова с черными лоснящимися волосами, правильные черты смуглого лица с азиатским отпечатком, черные светящиеся глаза, нос длинный и правильный.
Характер их довольно веселый и живой, хотя нередко хитрый и мстительный; вообще они бывают горды и недоверчивы, но впрочем человеколюбивы и гостеприимны; понимают чувства дружбы и чести, хотя для торговых выгод не ставят себе в вину прибегать к обману. В обхождении ласковы и веселы, в образе жизни воздержаны, трудолюбивы, привержены к порядку и чистоте; жилые избы устроены у всех с печами, выбелены известью или обклеены дешевыми обоями.
Одежда: зажиточные Татары носят на голове тюбетеи (ермолки) бархатные и парчовые, с золотым или серебряным узеньким нашитым по краю галуном, суконные шапки с лисьим, бобровым и из Крымских мерлушек околышком; зимою малахаи (большие шапки с ушами) на лисьем меху и овчинах; холщевая белая, а иногда и синяя длинная рубашка, нижнее широкое платье, большей частью из Бухарской материи, называемое бахта; камзол длинный без рукавов, шелковый; летом тонкого темного цвета суконный кафтан полный и длинный с широкими рукавами по покрою Бухарских халатов, или таковой же халат из Бухарской шелковой или полушелковой материи. Зимою они носят шубы из Киргизских овец, белых мерлушек, белок и карсачьих лап, крытые тонким темного цвета сукном или Бухарскими материями. На ногах ичиги цветные (сапоги с тонкими подошвами) и черные калоши. Беднейшие носят тюбетеи суконные, нанковые и из Бухарской материи, шапки с мерлушчатыми и овчинными околышками, летом белые валяные низенькие, круглые с большими полями шляпы. Рубашки и нижнее белье из белого и синего холста или пестряди, камзол нанковый или китайковый, кафтан вроде халата, серого или белого крестьянского сукна. Зимою они имеют овчинные шубы и малахаи, на ногах суконные чулки и лапти. По закону, головы у всех бритые.
Татарки носят на голове длинные коленкоровые белые платки, обшитые золотом узеньким позументом или бумажной, или шелковою лентою. Накрыв голову одною стороною платка, укутывают шею, а противоположные два конца висят позади, по спине.
Рубашки у них длинные, широкие с такими же рукавами, коленкоровые, ситцевые, шелковые, кумачные и бахтовые; разрез грудной обшивается узеньким позументом, или лентами, с пришивом внизу, на котором нашиты, для украшения, мелкие и крупные серебряные монеты или сделанные наподобие их, оловянные кружки. Исподнее женское платье по покрою как у мужчин, ситцевое, кумачное и бахтовое. Камзолы длинные без рукавов, летние на подкладке, зимние на карсачьих лапах и беличьем меху, крытые парчою или шелковыми воротниками, крытые разными материями. Ичиги красные, синие и желтые с каймами, иногда шитые шерстью или шелком; калоши или туфли зеленого и черного цвета. Девки одеваются также, только на головах носят бумажные, вязаные колпаки,в косы вплетают ленты с нашитыми монетами. Богатые Татарки носят золотые и серебряные серьги, кольца, браслеты (особой выделки) для украшения лица употребляют румяна, белила и мушки. Одежда бедных Татарок того же покроя, но только чаще нанковая, пестровая и холщовая, менее металлических украшений и те большею частью медные и оловянные.
Пища, в обед и ужин, из пшеничной или ячменной муки салма, вроде жидкой кашицы, яйца, молоко коровье и козье, в праздники салма с говядиной, пироги с мясом, блины, плов, т.е. рисовая каша с бараниною, приправленная кореньями и изюмом, жареная говядина, лошадиное и козье мясо.
Чай у беднейших кирпичный, который варят в котлах с молоком и едят ложками, у зажиточных – цветочный, кумыс (квашеное кобылье молоко), кислое молоко, иногда и квас. Для лакомства служат: слоеные теста, варенья, Бухарский чернослив, домашнего приготовления пастила, мед, орехи и проч. Свинина и горячие напитки запрещены Кораном, однако же многие Татары их употребляют с удовольствием, а иные предаются им до излишества.
Все Татары, живущие в Казанской губернии, строго исповедуют магометанскую веру, незначительная часть их, около 26000 обоего пола обратилась в христианскую, но из них многие, не понимая ее догматов, нерачительно исполняют все законы и придерживаются нередко мусульманских обрядов. В Чистопольском уезде несколько селений, которых предки в прежние времена приняли православие, ныне самовольно обратились к магометанской вере, за что до сих пор судятся. Во всяком почти селении есть мечеть, при ней мула и азанчи, последний призывает с мечети на молитву. Законом предписаны омовения и молитвы в мечети (при входе в мечеть все правоверные должны быть без обуви т.е. башмаков, и иметь на голове чалмы. Моление состоит в чтении муллою статей из алкорана, а в иные дни говорится проповедь (Худьба)) ежедневно по пяти раз: до солнечного восхода, в полдень, к вечеру, по захождении солнца и пред сном. Женщины не должны ходить в мечети, а исполняют все молитвенные обряды в домах. Пятница есть священный день, празднуемый Татарами еженедельно и проводится в молитве. Другие годовые праздники, или посты суть следующие:
Рамазан, пост установленный Магометом, продолжается от новолуния до новолуния и ежегодно бывает ранее одиннадцатью днями (магометанский год лунный и короче нашего одиннадцатью днями), а потому приходится в разные месяцы. Пост состоит в том, чтобы употреблять пищу и питье только ночью, а с рассветом до сумерек не есть, не пить и проводить день в молитве. Во время летних жаров соблюдение поста весьма тягостно, особенно для полевых работников, которые не могут утолять жажду. Болезнь, путешествие и другие уважительные причины хотя освобождают, но по миновании этих препятствий должны непременно поститься в другое время. В ночи с 26 на 27 день поста (алькард или торжественная ночь) идут все в мечети, где проводят время в молитве: в эту ночь (по алкорану) посылаются пророком на землю ангелы для исполнения его предопределений. В последний, 27-й день, раздается бедным милостыня (зекат); по закону каждым 1/10 часть его имения; каковой расчет впрочем исполняется весьма неточно. При появлении нового месяца, о чем исполняется азанчи с мечети, оканчивается пост молитвой. В первый день после поста (праздник Хайд) кушают байрам (слоеные пирожки с медом), пируют и посещают друг друга.
Курбан, другой пост, спустя два месяца после Рамазана, продолжается 10 дней; - десятый день называется Гараф (Гараф есть в Мекке гора, на которую в этот праздник собираются пилигримы и отсюда все вместе отправляются на молитву.) – В одиннадцатый, за час до восхождения солнца, собираются в мечети для молитвы, по окончании которой расходятся по домам, где каждый хозяин должен собственноручно заколоть для жертвы голову скота (овца, баран, верблюд, смотря по величине семейства, с причислением знакомых в дом беднейших) с произнесением имени Бога. Истекающею теплою кровью мажут себе глаза, нос, щеки, чтобы избавиться от всякого искушения. После этого следуют: варенье мяса, обед, раздача остатков бедным и взаимные поздравления.
Сабан, (плуг или соха) не есть празднество собственно религиозное, но принятые по Татарскому обычаю, весенние увеселения. Для чего обыкновенно по таянии снегов, в одну из пятниц, при хорошей погоде, целая деревня собирается на открытом луговом месте, где происходят: гулянье, игры, скачка на лошадях с раздачею призов и т.п., женщины в удалении остаются зрительницами.
При рождении младенца, приглашается в дом мулла с Кораном; мулла читает приличные этому обряду статьи алкорана, и назначает новорожденному имя. – После этого наступает угощение, к которому допускаются и посторонние посетители. По истечении не менее одного года и более трех лет, совершается обрезание, так называемыми Бабан, которые как знающие это искусство, пользуются большим уважением.
Когда молодой Татарин пожелает взят жену, то посылает свата или сваху (яльче) до трех раз, для испрошения у отца или матери невесты их согласия, и после договоров о калыме и приданом, отец жениха с муллою, азанчеем и альче, приходят к отцу невесты или к свату в дом, где собираются с обоих сторон родственники. Мулла троекратно спрашивает отца и мать невесты, согласны ли они выдать дочь, посылает родственников спросить о том невесту и по получении удовлетворительных ответов, прочитывает, в присутствие жениха и невесты, установленные молитвы из Корана. После этого происходит расплата калыма, бракосочетания, с засвидетельствованием присутствующих и наконец весь обряд заканчивается обедом. С этого дня жених приходит к невесте когда ему заблагорассудится и имеет право обращаться с нею как с женою, которая в продолжении этого времени года именуется Бикас и носит девичью одежду. По прошествии года и более, по общему согласию, берет к себе жену в дом, и тогда уже она повязывает голову. Калым и приданое невесты назначают по условиям, соответственно состоянию жениха и невесты, уплачиваются частями; обыкновенно приданое невесты вдвое и более стоит противу калыма, платимого женихом. Татарин может иметь от 1 до 4 жен, с полною над ними властью; если которая-нибудь ему не понравится или бездетная, то Кораном дозволяется ему дать ей писанное муллою разводное письмо, по которому она вправе выйти замуж, а он на ее место взять другую жену, с тем только, что если таковой развод последовал противу согласия жены, то муж обязан отдать ей сполна неоплаченный калым. В семействе, где более жен, там обыкновенно более раздоров и беспорядка, а потому ныне многие, даже и зажиточнейшие Татары, предпочитают одноженство, а бедные почти все имеют не более одной жены. Впрочем, по общему отзыву, мужья заботятся о благосостоянии жен и детей, стараются равномерно их одевать и содержать, но та из жен, которая более имеет детей, считается любимейшею.
Когда больной Татарин близок к смерти, то призывает муллу, который читает над ними Коран, для испрошения ему прощения грехов. Тело умершего обмывают и без рубашки обвивают троекратно белым холстом, кладут в избе на нары, лицом вверх, головою к сверху, с протянутыми руками. По прочтении муллою над усопшим молитвы, тело кладут на носилки и несут головою вперед на кладбище (мазарки), дорогою четыре раза останавливаются и мулла под носилками, на все четыре угла прочитывает молитвы. Последняя молитва произносится на кладбище. Могила обыкновенно вырывается в рост человека, вышиною столько, чтобы можно было стать на колени в молитве. Все присутствующие засыпают тело землею, а родственники загораживают бревнами, ставят надгробный камень, и в последствии садят березу или другое дерево. После погребения раздаются родственниками покойника всем присутствующим, и из них преимущественно беднейшим, деньги.
Духовно-магометанское управление, состоящее в г. Уфе, под председательством муфтия и депутатов от других губерний, управляет магометанскими религиозными делами, назначает мулов, и получает от них отчеты по управлению вверенных им приходов (другой муфтий имеет пребывание в Крыму). Кроме того, собственно в губернии, заведуют по этой части старшие из мулов, называемые ахунами. Муллы не получают жалованья, а довольствуются за исполнение духовных треб, деньгами и подарками от прихожан.
Хотя, по смыслу установлений Корана, образование между Татарами не может достигнуть большего развития потому, что воспрещается заниматься науками, но зато грамотность общая и всякий без исключения Татарин, в молодых летах, учится чему-нибудь. При каждой почти мечети имеется училище от 7 до 14 лет и никогда не отпускаются в родительские и другие дома. Учение начинается азбукою, потом следует чтение Корана или извлечений из оного, дальше книга мугамед-эфенди, или наставление по торговым делам, иногда грамматику (наху) Арабского языка и самый этот язык, чтобы понимать коран, Персидский и Бухарский языки для торговых сношений. Русскому языку редко обучаются. Учение производится на редкость довольно неприятным голосом. Мулла как учитель (хельфа), в награду получает от родителей учеников небольшие подарки: халаты, чай, сахар, медные деньги и прочее. Девицы обучаются дома у жен муллов, или у матерей и родственниц, тоже чтению, письму, редко шитью и вышиванью тюбетей, ичиг, золотом, серебром и шелком, в чем нередко бывают весьма искусны.
В построении Татарских деревень замечается правильность. Обыкновенно всякий дом состоит из 2-х, разделенных между собою холодными сенями, половин; одна назначается для мужчин, а другая для женщин, которые по магометанскому закону, не показываются посторонним приходящим; стены изб выбелены известью или обклеены дешевыми обоями. Между стенами устроены нары, на которых постилаются кошмы, или ковры, и лежит огромные пуховые подушки и перины; одежда и скатерти развешены на особых жердях. Под нарами помещаются большие сундуки, окованные листовым железом, обыкновенно пустые, но с первого взгляда намекающие на зажиточность хозяев. Окошек в избах делают много, почему зимою холодно. Бани устроены при всех почти дворах, для исполнения омовений, предписанных Кораном. Вообще Татары живут довольно опрятно и в них замечается наклонность к азиатской неге, а врожденная страсть к строению обширных дворов, амбаров, ворот, чем они желают выказать свое щегольство, нередко доводит их до разорения.
Источник текста: Военно-статистическое обозрение Российской империи : издаваемое по высочайшему повелению при 1-м отделении Департамента Генерального штаба [трудами офицеров Генерального штаба]. - СПб. : Тип. Деп. Ген. Штаба, 1848-1858. - Загл. Т. 16, ч. 5 : Статистические описания губерний и областей Российской империи, по высочайшему повелению издаваемые Департаментом Генерального штаба Военного министерства.
Т. 5 : Низовые Приволжские губернии : Ч. 1-5. - 1850-1853.
Т. 5, ч. 1 : Казанская губерния / [по рекогносцировкам и материалам, собр. на месте, сост. Ромишевский]. - 1850. - [4], IV, [2], 136, 44 с., [9] л. табл. : табл. - На шмуцтит. загл. : Военно-статистическое обозрение Казанской губернии