Где талию делать будем? Поверьте, эта страшная дилемма не изобретение новейших времен зловредного фастфуда и богопротивных диетологов, она терзала женщин веками.
Если в античности решали её элементарно, по принципу, да где хошь! Одежда из прямоугольного полотнища обретала нужные контуры системой скалывания, обертывания и всяческого сгибания-разгибания.
То с началом средних веков такая вольность уже непозволительна. Правила жестче. Силуэт определенней – трапеция, узкая в плечах и расширяющаяся к низу. И никак иначе. Регламентировать пытались всё, даже количество. Стараниями Филиппа IV Красивого даме благородного происхождения в 1294 году полагалось 4 платья в год, неблагородного 2. (Меня до крайности заинтересовал вопрос кто сверял списки дам с числом их платьем? Король лично? Титан! Однозначно титан!)
Ладно, к черту сарказм, женщине повезло, она голубых кровей, и свои четыре платья имеет на законных основаниях, а ещё счастливый повод подчеркнуть фигуру. Тем более титанический король не только красивый, но и добрый со всей широтой души разрешил ей пояс. Золотой. Талия пока на месте талии.
К XIV веку мир вступает в эпоху готики. Дамы носят роб с узким лифом.
Госпожа Арнольфини на портрете вовсе не беременна, как многим может показаться. Грядущее пополнение в семействе удачно имитирует крой. (Простите великодушно за отступление - у меня одной такое чувство, будто на картинах Ван Эйка половина персонажей рисовалась с Владимира Владимировича?) Талия сместилась вверх.
В XV-XVI веках европейскую моду во многом делает Испания.
На шеях модниц красуется фреза – блюдоподобный кружевной воротник, он обеспечивал надлежащую осанку. Гордую и даже чуть надменную. Дамы смотрят свысока.
Это не означает, что донне Хуане, скажем, удалось сквозь тьму веков разглядеть вашу трикотажную майку, ерунда, не взращивайте комплексы, просто с её гардеробом склонить голову не получится при всем желании. К тому же корсаж на китовом усе с железными вставками ликвидировал любой намек на грудь, как на полную непристойность. Какая грудь у инфанты, о чем вы?
Дама была зафиксирована своим платьем не хуже, чем смирительной рубашкой. Талия опускается и несколько удлиняется за счет шнипа на лифе.
Ничего, с приходом XVII века настанут новые времена. Гулять, так гулять, даме позволят грудь. В костюме всё больше кружева, сложного и дорогого. На правах исторического анекдота сохранилась вполне реальная история, как английский король Карл II обращался к своему парламенту с просьбой субсидировать покупку нового воротника. Господа парламентарии поинтересовались сметой, повздыхали, почесали в затылке и дали его величеству совет - почистить старый (моя племянница говорит - жлобьё, жалкие, ничтожные люди, как им не стыдно, воротник это ж, в конце концов, не дворец с аквадискотекой, а ещё современники д'Артаньяна).
Женские платья декольтируются и меняют форму. Талия чуть поднимается.
Всё восемнадцатое столетие в моде будет царить Франция - картины Ватто, мушки, вычурные парики, банты, ленты. Культ вечной юности заставит женщин густо белиться и румяниться. К слову, не только женщин, кавалеры тоже пудрились и красили губы в маленькое кроваво красное сердечко. Общепризнанно красивой считалась маленькая, девичья грудь и под лиф платья стали вкладывать планшетки, чтобы у страдалиц с формами, эти самые формы несколько размазать.
Впервые со времен раннего средневековья европейскую моду безоговорочно поддержала Россия.
Талия пока ещё на талии, зато безжалостно утягивается. Юбки раздались в бока и одновременно сплющились спереди и сзади
Рококо убила великая французская революция, собственно она много чего и много кого убила, и пышность юбок не главная из потерь. Начиная с 1790 года талия задирается максимально высоко.
К девятнадцатому веку роль главного генератора фасонов примеряют англичане. Курс взят на античность. Европа от знойной Испании до снежной России носит полупрозрачные муслины. «Московский меркурий» за 1803 напишет – Когда нимфа идет, платье искусно подобранное и позади гладко обтянутое, показывает всю игру мускулов при каждом её шаге. Хорошо сказано –нимфа! Если нимфе осьмнадцать лет, и ей повезло с фигурой, правда, хорошо. А если сорок? А если сквозь полубельевую прозрачность светится тело трижды рожавшей нимфы? В отсутствии фитнеса и бюстгальтера. Тогда как? Может игру мускулов лучше не наблюдать?
На то, чтобы покончить с псевдоантичностью потребовалось двадцать лет. Талия медленно, но верно опускается на талию.
Кринолин реанимирует из небытия многострадальные юбки и воплотит тот самый фасон сказочной девичьей мечты. Проверьте сами, иллюстрации к любой Золушке, не дадут соврать.
Погубил мечту величайший кутюрье всех времен и народов Чарльз Ворт, с его легкой руки в моду вошла подушечка на попе - турнюр. Вот смотрю я на этот S-образный силуэт и не могу понять, как дамы позволили себя облапошить?
Единственная радость талия осталась на месте. Её уронит на бедра уже другой век. А также мировая война и эмансипация.
Твердо ратуя за индивидуальность, скажу - делайте талию там, где вам хочется. Шейте и вяжите так, чтобы вас не путали с другими.
Не в качестве эталона, просто как маленькая иллюстрация, варежки где я взяла и перетащила манжету в середину. Когда только нарисовала, первая мысль - дичь, а сейчас нравятся.
мой инстаграм