Найти тему
сочимолод

Когда умрёт профессия «журналист»

Уже... Но ему об этом пока не говорят
Уже... Но ему об этом пока не говорят

Когда-то, во время Оно, за правителем ходил специальный чиновник(очень и очень уважаемый человек, бааальшого ранга товарищ) и записывал все мысли патрона на специальном носителе информации – дощечке, куске кожи, папирусе или вовсе на бересте. Чиновник этот назывался «писец»( не надо ухмыляться, к северному зверьку он не имел никакого отношения), был в штучном исчислении на всё государство – поэтому и важность его была заоблачной.

Время шло, носителями информации становились не только правители, но ещё и религиозные деятели, путешественники, мастера – писцов стало больше, важность их чуть поубавилась, а носителей информации – папирусов, кусков кожи и т.д. – стало столько, что их стали хранить в специальных амбарах, которые называли «библиотека». Источник информации – правитель, священник, путешественник – успевал проверять за писцом всё им написанное, поэтому изложенное соответствовало сказанному. Те, кто записывал неточно(несли отсебятину), не выживали – поэтому писцы были правдивы и информацию передавали точно. Именно они – писцы – и были далёкими прародителями тех лихих ребят, которых сегодня называют журналистами. Писцы формировали и распространяли информационные потоки. Событий тогда было немного, писцов ещё меньше, поэтому правитель легко контролировал информационные потоки(их количество и суть) и то место, куда они стекались – информационное пространство.

Вот так и доносили Правду до народа
Вот так и доносили Правду до народа

Народ обладал только ДОЗВОЛЕННОЙ ему информацией, слегка разбавленной собственными слухами и сплетнями. В силу скудости своего информационного поля, народ был легко управляем и «цветных революций» не устраивал. Так, бунтовал иногда(с голоду, как правило), но быстро успокаивался – журналов, книг и прочих интернетов тогда ещё не было.

Ситуация коренным образом изменилась в 1440-ых годах, когда в Германии, в городе Майнц, Иоганн Гуттенберг изобрёл печатный станок. Записывать информацию(производить информационный поток) стало гораздо проще, нужда в штучных писцах отпала, с делом мог справиться любой ремесленник. Мгновенно возросло количество источников информации – сколько станков, столько и источников. Проверить каждую запись, вышедшую из-под печатного станка, стало уже невозможно( в силу огромного количества этих самых записей). Вот тут-то и появились журналисты – настало их время. Хотя сами журналисты говорят об «информационных листках Юлия Цезаря» , свитках Древнего Китая… Нет, конечно: журналисты появились тогда, когда появилась возможность организовать и довести до потребителя массовые, регулярные и жёстко контролируемые информационные потоки. Естественно, от писцов осталась традиция подбирать особо послушных и специально обученных людей. Абы кому «нести правду в массы» правители, естественно, не доверяли. Поэтому корпус журналистов, как и перечень типографий и средств массовой информации, были строго регламентированы и предлагали народу только те информационные потоки, которые инициировала ВЛАСТЬ. Запомним: журналисты выполняли одновременно две роли – писцов и жрецов, из их рук граждане получали правильно сформированные и как надо раскрашенные информационные потоки. Доступа к источникам информации – типографиям, радио, телевидению и прочим редакциям – рядовые граждане(народ) не имели.

Сейчас произошла коренная, принципиальная смена информационной парадигмы современного общества: сегодня каждый(!) член общества имеет возможность сформировать информационный поток и вылить его на голову ближнего. Образовались мириады информационных потоков, слившихся в единое информационное поле. Поле без границ и правил. Информационные потоки – ложные и объективные, полезные и совершенно развратные – в информационном пространстве стали занимать абсолютно равные позиции, с совершенно одинаковым воздействием на слушателя, зрителя, читателя… Журналисты перестали занимать какое-либо, отличное от других, особое положение в формировании информационного пространства. Ольга Бузова имеет аудиторию в 10 млн человек, блогер Кузя несёт свою ахинею сотням тысяч(!) подписавшимся на него. В это же время армия журналистов по всей России из изданий с аудиторией в тысячу человек продолжает гордо размещать свои произведения с сотней просмотров. Тех, у кого количество просмотров подбирается к нескольким сотням, приглашают в Сочи на ежегодный съезд Союза журналистов России. Бузову на эти съезды не приглашали ни разу. Наши ВУЗы продолжают наборы на факультеты журналистики, где маститые бывшие пенсионного возраста преподают студентам приёмы производства газеты «Искра».

За стенами института ребята из таких рупоров, как Nexta , Facebook , You Tube и других каналов Интернета быстро и убедительно рассказывают нашей молодёжи о том, как устроен этот Мир, что делать и кто виноват. В подавляющем большинстве своём ни рассказчики, ни слушатели журналистского образования не имеют, про союзы журналистов не слышали и Первый канал не смотрят. Как и телевизор в принципе. Ещё раз подчеркнём: журналисты потеряли монополию на право вылить свой информационный поток на голову конкретно гражданина, теперь это может сделать каждый. Точнее каждый, у кого есть смартфон или компьютер.

злые люди из интернета
злые люди из интернета

Конечно, мы слегка утрировали ситуацию, нарисовали её чуть жёстче – но только «чуть». Самое страшное в том, что правитель продолжает использовать старого писца, записи которого молодые граждане уже не читают, а самые лучшие школы продолжают штамповать новых старых писцов. В умы же и уши граждан нашего государства из всех сил дуют блогеры и бузовы сопредельных окаянных государств. У них есть новая армия писцов и жрецов – они называют их «блогер» и «лидер общественного мнения», а военачальники в этой армии называются «организатор работы электронных средств массовой информации». В университетах Америки обучать этим специальностям начали с конца 80-х – начала 90-х. Есть у нас хоть один ВУЗ с такими специальностями?! Понимают ли наши правители, что интернет убил телевидение?! А социальные сети делают профессию «журналист» никому не нужной, как преподаватель латыни или древнегреческого?

Судя по известной мне практике общения муниципальных властей с населением своих городов – пропасть ширится между правителями и народом. И разговаривают они на разных языках да ещё и на разных площадках. Казалось бы, чего проще – проведи фокус-группы, организуй пару-тройку целевых соцопросов без перекосов в подборе аудитории… Ау, господа писцы и правители! Когда в последний раз вы употребляли перечисленные мною слова?! А ведь важнейшие выборы на носу, что – опять как всегда? Nexta и прочие навальные с госдепами и англосаксами только этого и ждут. Лукашенко чётко показал, чего они ждут, чего могут и чего хотят.

Даже в кайфовом и аполитичном Сочи случился несанкционированный митинг за бред с именем «навальный». И что сделали правители? А ничего – ни до, ни после: молча пережевали, да и оставили народ один на один с бузотёрами.

Это потому, что у современных правителей старые писцы(журналисты), которые с народом говорить не умеют, а народ их знать не знает и слышать – не слышит. Особенно молодой народ, за которым - будущее.

А журналист уже практически вымер – в соцсетях его нет, в интернете тоже… Этот редкий зверь живёт только в телевизоре да в пресс-службах у правителей – он создаёт мыльный пузырь с тончайшими стенками, тем и развлекает сановный люд, за это его и кормят.

Эмиль Боев, автор