Вопрос из кинофильма Алексея Балабанова «Брат 2». «Сила в правде», звучит ответ главного героя ленты Данилы Багрова. Но в правде ли, даже если под словом правда в данном случае подразумевается справедливость?
В книге Бытие, Бог спрашивает Каина: «где Авель брат твой?». Авель был мёртв и убил его Каин. Наивно полагать, что Бог не знал правильного ответа, «кровь Авеля уже взывала от земли» конечно же Бог знал. Тогда к чему этот вопрос. Может быть, Бог ждал правды от Каина, прежде чем стукнуть его побольнее? Очень сомневаюсь.
Но мы же о правде
В целом Каин сказал правду, он действительно не нанимался в сторожа своему брату.
Хотя правда Каина могла звучать иначе, например, как покаяние:
«Господи я открыл дверь и впустил грех, я дошёл до гнева, впал в безумие, и я убил брата, что же теперь делать?».
А ещё правду Каин мог выплеснуть в виде гнева на Бога:
«Господи Ты принял жертву моего младшего брата. Кто такой Авель? Бездельник, пасущий овец, а я от зари до зари не покладая рук тружусь на земле Тобою же и проклятой. Да, убил брата, но это исключительно Твоя вина, Боже…».
Однако Каин отдал предпочтение другой правде: «разве я сторож брату моему». Другими словами: «отстань Господи. Тебе нужен Авель, вот Ты его и сторожи».
Так какая же правда более правдивая
Исповедь, гнев или отторжение? В какой из этих трёх вариантов правды сила, брат?
Увы, правда, всегда понятие относительное, зависимая от угла зрения и субъективной интерпретации события. Сила точно не в правде, а в чём-то другом. Не так уж и важно, как бы ответил Каин исповедью или гневом… А можно было и ворчанием, и криком… По-разному, лишь бы ответил. Но старик Каин выбрал единственный неверный способ – отчуждение. Суть его слов: «не хочу разговаривать».
Разрыв любых отношений - Бог-человек, родители-дети, муж-жена… начинаются с молчания. Каин «накосячил», но Бог пытался с ним разговаривать. Каин избрал свою правду – закрыться от Бога, уйти от разговора.