Найти тему
Планета Земля

Исполнение решений ЕСПЧ в России: анализ законодательства

Фото: nan-news.ru
Фото: nan-news.ru

Статистика говорит о том, что в промежуток между 2010-2020 годами Россия стала одним из лидеров по количеству жалоб в Европейский Суд по правам человека на нарушения прав и свобод. Еще в 2014 году наш президент высказался о якобы политизированности решений ЕСПЧ и о возможности в перспективе выйти из под его юрисдикции. Сейчас этот вопрос опять стоит очень остро.

В последние годы отношения России и Запада стали еще более напряженными - присоединение Крыма стало отправной точкой для ухудшения внешнеполитических отношений, что серьезно повлияло на экономику России в худшую сторону после последовавших санкций.

После прошедших митингов в поддержку Навального (будем честными - просто против действующей власти), и вынесении ему реального срока, отношения России и Европы испортились окончательно. И этому есть объяснение - высылка европейских дипломатов из России после якобы участия их в митингах, массовые нарушения прав и свобод человека на этих акциях, а также игнорирование Россией решения ЕСПЧ по делу Навального, который в 2017 году признал действия властей по уголовному преследованию братьев Навальных незаконными и присудил выплатить Навальным компенсацию.

На днях Навальный обратился в Комитет министров Совета Европы с просьбой принудить Россию к исполнению решения ЕСПЧ по его делу. Россия, в свою очередь, заявила, что "исполнение решений ЕСПЧ является сугубо добровольным делом и никто его исполнять здесь не обязан". То есть, проще говоря, исполнять или не исполнять решения международного суда - это мы уж сами решим. При этом различные "специалисты" в сфере права постоянно твердят как мантру, что Конвенция по правам человека (которую Россия ратифицировала в 1998 году, а значит, обязана ее соблюдать), не имеет главенствующего положения по отношению к Конституции РФ. Ну, не случайно же, ей богу, были приняты поправки к ст. 79 Конституции РФ - как раз для того, что иметь возможность игнорировать решения Европейского Суда. Но есть одно но. Для прояснения ситуации следует обратиться к законодательству РФ.

Итак, статья 15 Конституции РФ гласит, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора." Иными словами, закреплено верховенство международного права по отношению к российскому.

К таким международным договорам и относится Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.). Для контроля за соблюдением прав и свобод странами-участниками Конвенции был создан специальный орган – Европейский Суд по правам человека. Конвенция применяется в отношении России с 5 мая 1998 года на основании Федерального закона от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ.

Ратифицировав данную Конвенцию, Россия признала юрисдикцию ЕСПЧ обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и протоколов к ней, а также в части рассмотрения жалоб о нарушении Россией этих документов. В соответствии со ст. 46 Конвенции, Россия обязана исполнять окончательные постановления ЕСПЧ. При этом юрисдикция суда распространяется на Россию с момента вступления Конвенции и протоколов в силу на ее территории. В ст. 46 также обозначены меры, которые Комитет министров может принять, если государство отказывается подчиниться постановлению ЕСПЧ.

Таким образом, неисполнение решений ЕСПЧ, даже несмотря на принятые в июле 2020 года поправки в Конституцию, является нарушением положений Конвенции по правам человека. И не исполнять решения данного органа Россия может лишь в случае выхода из под юрисдикции Европейского Суда, что фактически означает прекращение отношений с Европейским Союзом.