2020 год принес множество изменений в привычный быт россиян. Массовый переход на онлайн или дистанционное образование стал одним из них. Причем для многих этот процесс оказался болезненным. Даже к временному переходу на дистанционку, многие россияне оказались не готовы. Больше всего от вынужденной меры пострадали школьники и их родители.
К концу года проблема не потеряла актуальности и остроты. Если опустить частности, то больше всего родители переживают за качество знаний, которые получены детьми дистанционно. Однако бояться онлайн образования не стоит. Именно об этом говорил Владимир Путин во время ежегодной пресс-конференции. «Система онлайн-образования будет использоваться и развиваться», - отметил президент.
Тут сразу стоит оговориться. Весь негатив, связанный с онлайн образованием относился именно к школам, так как подавляющее большинство учеников и их родителей ранее не сталкивались с дистанционкой. С высшим и профессиональным образованием ситуация выглядит иначе. Однако этот шлейф коснулся всей российской отрасли EdTech.
Educational technology — это учебная практика, которая упрощает обучение и повышает производительность путем создания технологических ресурсов, их использования и управления ими. В Индии, Китае, США EdTech компании имеют миллиардные обороты и находятся на передовой изменений парадигм в мировом масштабе. В отечественном варианте EdTech, в подавляющем большинстве, представлен онлайн школами, ориентированными на профессиональное и дополнительное образование.
Давайте разберемся, какие же на самом деле в России есть проблемы, препятствующие развитию онлайн рынка образовательных услуг?
- Образовательный контент в своей массе представлен устаревшими инструментами: лекции и задания, и доставляется через систему онлайн школ. Сама система онлайн образования зародилась в стране около 10 лет назад. И в глобальном смысле с тех пор мало что изменилось. По сути, в массовом сегменте отсутствует EdTech, основной функционал которого постоянно адаптироваться, трансформироваться и предлагать качественно другие образовательные форматы: микролернинг, использование нейротехнологий, интернета вещей для обучения.
Конечно, данный продукт есть на отечественном рынке, но пока в меньшинстве. - Еще одна проблема связана с самими пользователями. В массовом сознании отсутствует привычка к постоянному самообучению. Школа и вуз – воспринимается в массе как обязательная повинность. Дальше можно расслабиться. Даже те, кто осознают важность постоянного развития часто оправдываются нехваткой времени. Как следствие, весь сектор онлайн образования вместо качественного продвижения услуг вынужден работать с количественными факторами. Иными словами, весь маркетинг по привлечению людей выстроен на принципах «это не займет много времени», значимость и новые возможности отходят на второй план.
- Третья проблема – недоверие к онлайн образованию, и вытекает она из первых двух. В реестре Федеральной налоговой службы числится более 5,5 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства https. Почти 80% бизнесменов с недоверием относятся к дистанционному образованию. Такие цифры РТУ МИРЭА получил в ходе опроса бизнеса, который проводился в декабре этого года. При этом, уровень недоверия снижается, если первое, базовое образование получено традиционным путем (офлайн). А вот компании из IT -сектора не только доверяют, но и сами практикуют дистанционку. Но это уже средний и крупный бизнес. У таких компаний есть средства на создание собственных образовательных платформ, которые, как раз, и представляют полноценный сектор EdTech.
- Онлайн образование, недостаточно регулируется на законодательном уровне. Чтобы иметь возможность получить лицензию и выдавать дипломы государственного образца, интернет компании должны выполнить все те же требования, что и офлайн вузы. Например, предоставлять справки о наличии столовой, медицинского пункта и т.д.
Очевидно, что существует и ряд других проблем, препятствующих развитию онлайн образования в стране. Это и сложности с интернетом в ряде субъектов, и низкая информированность населения о плюсах онлайн платформ и их количестве, и нежелание людей платить за обучение.
Сложностей достаточно, но именно четыре из перечисленных проблем являются основным тормозящим фактором развития EdTech сектора. При этом решить их можно одним способом – объединение онлайн школ с технологическими вузами страны. В этом случае будет достигнута максимальная синергия. Именно подобные коллаборации способны решить и другую проблему – трудоустройство. Традиционные вузы находятся в постоянном диалоге с бизнесом, знают его потребности и понимают какие кадры и для кого готовят.
Партнерство онлайн-платформ с вузами поможет нивелировать проблему недоверия.
Причем как со стороны работодателей, так и со стороны абитуриентов, так как за онлайн платформой или даже школой будет стоять реальное учебное заведение со своей историей и базой достижений. А главное, важность и доступность онлайн образования, самосовершенствования постепенно войдет в привычку, так как будет формироваться в сознании людей еще с юношества.
Сегодня мы не можем отрицать общемировые тренды и стремительно растущий рынок EdTech услуг. Интернет образование не только имеет право быть, оно должно развиваться.
Оперативность, прогрессивность, географическая доступность – ключевые столпы онлайна.
Очевидно, что массового ухода образования в сеть не произойдет. При всей своей консервативности российская система государственного офлайн образования эффективна. Она имеет вековые традиции. При этом интернет образование, в том числе ориентированное на получение прибыли, сверх мобильно и динамично. Существующие в стране платформенные решение, транспортирующие контент для обучения иностранным языкам, для корпоративного образования уже уверенно себя зарекомендовали. Подобный опыт необходимо тиражировать на другие образовательные сегменты, в первую очередь, ориентированные на инновации и будущее.