Мы все много раз в своей жизни сталкивались с проблемой освоить что-то новое, изучить язык или предмет, который очень плохо даётся. Эта мука сопровождает большинство людей, которые не заканчивают процесс обучения в университете и продолжают развивать свои знания и навыки, уже работая.
Главная проблема заключается в том, что разным людям подходят разные методы обучения. То, что эффективно для одного человека, может оказаться бесполезным для другого, и наоборот. Поэтому кто-то может многие месяцы постигать то, что другому удастся одолеть за несколько часов. От правильно подобранного метода усвоения информации зависит потраченное время и результат, поэтому каждому следует определить, на какие методы делать акцент, а на какие лучше не полагаться.
Прежде всего, нужно определиться, в каких условиях человек воспринимает информацию лучше – в группе или самостоятельно .
В первом случае (групповое обучение ) важно взаимодействие с другими людьми, проходящими обучение, а также наличие наставника. Для людей, склонных к такому типу, характерно усвоение информации в ходе обсуждения, причём реакция других обучающихся на информацию имеет важное значение.
Склонные к групповому обучению люди предпочитают выполнять работу в команде. Им легче воспринимать что-то новое, когда у них есть возможность делиться информацией с другими и видеть, как они реагируют на это. Им трудно самостоятельно вникать в предмет, но задавая вопросы и высказывая свою точку зрения, такие люди гораздо активнее пополняют свой багаж знаний.
Если человек принадлежит к такому типу, он не сможет усваивать новую информацию без наставника.
Человек, способный учиться самостоятельно , безусловно имеет преимущество перед тем, кто может обучаться только с посторонней помощью – ведь ему не обязательно платить за обучение, а материалы практически по любой теме сегодня доступны для всех, у кого есть выход в интернет.
Людей, не нуждающихся в опоре на других, чтобы усвоить нужную информацию, существенно меньше. Они самостоятельно воспринимают знания, умеют их правильно переработать и без обсуждений с другими усовершенствовать. В большинстве случаев им не нужны учителя. Всё, что им требуется, это доступ к информации и спокойное место, где никто им не мешает.
Главная проблема для людей, склонных к самостоятельному обучению, это отсутствие мотивации и силы воли для того, чтобы учиться. Если обучение в группе само по себе является мотивирующим фактором, то учащемуся-одиночке обязательно нужны специальные мотиваторы, без которых он просто не захочет учиться.
Визуальное освоение информации присуще большинству людей. Им нужно обязательно наглядное представление информации с использованием ярких схем, рисунков, диаграмм. Чтобы хорошо усвоить новые знания, люди с визуальным типом восприятия предпочитают смотреть видео или презентации.
Учащиеся такого типа могут с трудом запоминать термины, названия и имена, даты и числовые значения, плохо воспринимают звуковую информацию, но зато им легче запомнить цвета, внешний вид изучаемых объектов, лица. Обычная лекция без использования презентаций или наглядных средств для человека с визуальным типом восприятия будет, скорее всего, бесполезным времяпровождением. То же касается и книг: если информация в них не будет в достаточной степени иллюстрироваться, человек подобного типа не сможет нормально воспринять её.
Преимущественными для «визуалов» могут быть видеокурсы или материалы, построенные в виде диаграмм и схем.
Слуховое восприятие встречается реже, чем визуальное. Люди подобного типа хорошо воспринимают звуковую информацию, легко впитывая в свой мозг то, что слышат. Для них может быть не так важно видеть картинки или схемы, зато качественное и красочное описание преподавателем поможет понять и переварить новые факты. Очень хорошим подспорьем для восприятия информации такими людьми может стать музыка или просто ритмический звук, что помогает обработке данных в мозгу.
Аудиалам лучше подойдут аудиоуроки, которые можно воспроизводить несколько раз или прокручивать на наиболее важные моменты. Во время лекции им лучше делать аудиозапись, чем фиксировать её письменно. Во время группового занятия аудиалы могут делать выступления или участвовать в обсуждениях, что ещё больше помогает им в усвоении информации.
Тем аудиалам, которые занимаются самостоятельно, лучше проводить «самообсуждение», объясняя воспринятую информацию невидимому собеседнику, при этом записывая весь процесс, а затем воспроизводить его.
Текстуальное восприятие предполагает, что человек хорошо усваивает письменную информацию. Для данного типа учащихся не так важны наглядные представления и не нужно восприятие на слух. Такие люди могут за счёт чтения за то же время обрабатывать гораздо больший объём информации, чем представители других типов восприятия, добиваясь более глубокого усвоения материала. Во время лекции «текстуалы» конспектируют информацию, не обязательно понимая всё сказанное, а затем перечитывают записанный ими текст.
Как правило, люди, хорошо воспринимающие текстовую информацию, предпочитают самостоятельно изучать предмет, который их интересует, если, конечно, у них имеется свободный доступ к нужным текстовым материалам. Они с большей эффективностью обмениваются письменной информацией, чем выступают или участвуют в обсуждениях.
Кинестетическое восприятие – это получение информации посредством осязания или движения – относительно редкий тип людей, которые практически не способны к усвоению, сидя на месте. Им требуется как бы раствориться в самом изучаемом процессе, чтобы познать его. Чтобы ясно мыслить, кинестетики должны использовать движения тела, непосредственно ощущая то, что изучают.
Поэтому такие люди не очень хорошо ладят с абстрактными науками, но чувствуют себя прекрасно в практических приложениях и в искусстве.
Последний тип восприятия – логико-математический – предполагает восприятие информации в чётко структурированной и аргументированной форме и основывается на логических рассуждениях. Люди подобного склада предпочитают самостоятельно докапываться до корня предмета вместо использования практической его пользы, поэтому им нужно намного больше времени для изучения. Этим объясняется, что представители этого типа нередко показывают посредственные результаты в школе, не успевая охватить то множество тем, которое им даётся в поверхностном виде.
Для таких людей важно вовлечение в процесс познания с помощью схем, диаграмм и моделирующих игр. Они должны не только осваивать материал, но и участвовать в решении практических проблем. Правильно поставленная перед ними цель становится мощным стимулом для обучения.