Госдума приняла в третьем чтении закон о запрете высаживать детей без билетов
Сегодня, 16 февраля, Госдума приняла в окончательном, третьем чтении закон о запрете высаживать из общественного транспорта детей до 16 лет, не оплативших проезд. Депутаты руководствовались, видимо, благими намерениями - каждую зиму всплывают истории о том, как ребенка, у которого не сработала транспортная карта, высадили на мороз и он шел пешком много километров. Во Владимирской области, правда, таких случаев в последние несколько лет не было, все-таки транспортная система у нас не настолько плоха, чтобы ребенок не смог доехать на следующем автобусе. Но с учетом развития ситуации и грядущего ухода с рынка перевозок компании "АДМ", которая возит, в том числе, в Юрьевец и Энергетик, все могло быть.
Теперь не будет. Контролерам, водителям и кондукторам официально запрещено высаживать из общественного транспорта детей младше 16 лет, не оплативших проезд. Правда, это касается только детей, которые едут в одиночку. Если ребенок едет со взрослым - то высадить можно обоих, даже если взрослый проезд оплатил (например, у него проездной).
Однако благие намерения, которыми руководствовались депутаты, не равно "разумные действия". Фактически детям до 16 лет официально разрешено ездить "зайцем". Теперь любой малолетний шалунишка может заявить, что у него нет денег или он забыл транспортную карту, и сделать в таком случае ничего нельзя - придется везти, куда ему надо, бесплатно. Соблазн велик - многие владимирские дети ездят в школу на автобусе, а школьные проездные во Владимире действительны только в троллейбусах. Соответственно, на проезд им выдается по 50 рублей в день - для ребенка лет 10-12 довольно большие деньги. Так что взамен классического "сэкономил на школьных завтраках" скоро может прийти новое "сэкономил на проезде благодаря Госдуме".
Владимирские кондукторы уже в легкой панике - никаких инструкций, как действовать в таких случаях, им не поступало.
- У меня и так школьники бесплатно остановку-другую катаются, пока я к ним подойду, они уже доедут, куда надо, - жалуется кондуктор Надежда. - А теперь он мне сможет нагло заявить - нет денег, мама забыла дать. А высадить не имеете права! Раньше на его стороне были только пассажиры, а теперь, получается, еще и закон? А мне что делать? Во-первых, у меня план, не выполню - лишат премии. Дети старше 7 лет - такие же пассажиры. Во-вторых, у нас свои контролеры есть. Вот войдет проверка, обнаружит у меня безбилетника. Думаете, им будет интересно, какие там законы Госдума приняла? У меня пассажир без билета, я виновата, меня оштрафуют. Вот об этом надо было думать, прежде чем законы принимать!
По большому счету, вариантов действий у кондуктора при обнаружении малолетнего безбилетника действительно немного. Первый, самый простой - смириться, пусть ребенок едет, куда ему надо. Второй, посложнее - взывать к совести и стыдить перед другими пассажирами (которые, скорее всего, встанут на сторону кондуктора). Но современные дети с пеленок настроены отстаивать свои права и интересы, не сильно заботясь об окружающих, так что нет гарантий, что малолетний "заяц" не вытащит телефон, и завтра ролик с ругающимся кондуктором не пойдет гулять по всем соцсетям.
И, наконец, третий, юридически грамотный, но очень сложный путь. Надо остановить автобус или троллейбус, то есть сойти с маршрута. Вызвать полицию, рассказав ситуацию - пусть сразу берут с собой инспектора по делам несовершеннолетних. Полиция должна установить личность ребенка, найти его родителей, вызвать их, после чего кондуктор сможет им выписать штраф за безбилетный проезд чада и наконец с чистой совестью высадить "зайца". Понятно, что все это займет часа два-три, вызовет массовое недовольство других пассажиров и вообще мало реально.
Остается административное решение вопроса. Если распространить действие школьных проездных на все городские маршруты, то количество "зайцев" в принципе упадет до нуля - если законопослушным можно быть за 300 рублей в месяц, кто захочет нарушать?
Анна Дектярева