Я сама ежедневно проводила занятия в детском саду и вела уроки в школе. Присутствовала на открытых занятиях молодых специалистов и опытных коллег.
Почему же у одних получается делать интересные занятия, а у других дети "выпадают" уже к середине.
Хочу поделиться наблюдениями здесь. Ведь многие мамы, пока ждут место в детском саду, сами занимаются с ребятками. Да и пандемия заставила школьников учиться дома.
Вот мои наблюдения.
Сейчас я буду говорить про дошкольников и младшешкольников.
- Забывают о физкультминутках. Детям очень сложно сидеть и концентрировать внимание даже 15 минут. Обычно за 1 урок/занятие 2 перерыва. Как правильно этот перерыв должен быть достаточно подвижный.
- Чем младше дети, тем чаще нужно менять деятельность. Посидели, походили, попрыгали, поговорили, порисовали, попёрли. Чередуйте сидение и двигательную активность.
- Используют только 1 органы чувств. Есть дети, которые лучше воспринимают информацию на слух, другие не поймут, когда им не покажешь/нарисуешь картинку, у третьих "руки не на месте". Последним нужно удовлетворить двигательную активность. Поэтому, планируя занятие, нужно делать всё: слушать, смотреть, трогать, нюхать. Чем больше рецепторов задейстауете - тем лучше.
- Мало интересного материала. Опытные педагоги не боятся задействовать всё, что есть в группе/классе. Они заранее готовят наглядный материал, игрушки, игры и применяют всё по максимуму. На творческих занятиях включают музыку. В группе происходит не только смена деятельности, но и места. Вот поиграли за столом, переместились на ковёр, подошли к окну, сделали что-то самостоятельно, потом в паре, затем командой.
- Оторванность от жизни. Детям можно сколько угодно рассказывать про космос, профессии, заставлять писать упражнение и решать примеры. Но если вы всё это не свяжите с жизнью, не будет мотивации и желания всем этим заниматься. Вспомните себя в школе, пожалуй, каждый говорил:"Да зачем мне эта физика, музыка, математика!". У каждого был свой список "ненужных" предметов. Этого не было бы, если бы нас не заставляли бездумно записывать формулы и заучивать правила.
Никому не нравятся бессмысленные действия.
И ещё.
Если вы действительно хотите научить чему-то. Читать, писать, считать, играть, убирать.
- Создавайте ситуацию успеха. Что бы ни получилось - это УРА, МОЛОДЕЦ, ПОБЕДА.
- Идите от простого к сложному. От того, что ребёнок умеет, к тому, чего не умеет.
- Не заканчивайте обучение занятием. Построили - объиграйте. Читаете - обращайте внимание на надписи на упаковках. Считаете - идите вместе в магазин.
И хвалите. Доброе слово кошке приятно, а ребёнку тем более.